Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE STATE YOUTH POLICY IN THE EARLY 2000S (ON THE EXAMPLE OF THE MAGADAN REGION)

Pavlik M.D. 1
1 Northeastern State University
The article considers the content of the state youth policy in the process of its formation in the Magadan region, and specifies its directions. The significance of the city target program "Youth of Magadan (2006-2008)", carried out by the "Youth center" in the implementation of the state youth policy, is determined. The article considers the content of the state youth policy in the process of its formation in the Magadan region, and specifies its directions. The significance of the city target program "Youth of Magadan (2006-2008)", carried out by the "Youth center" in the implementation of the state youth policy, is determined.
Youth
state youth policy
magadan region
"youth center"

Введение (Introduction). В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. В 1990-е гг. процесс снижения рождаемости в Магаданской области оказался необратимым и только в конце ХХ в. наметился ее рост. По данным Магаданского областного комитета государственной статистики, в 2006 г. численность населения молодежного возраста (в законодательстве Российской Федерации молодежью принято считать людей в возрасте 14–30 лет) в Магаданской области составляла 42907 человек или 33,65% трудоспособного населения Магаданской области[1]. Акцент на значении и месте молодежи в ближайшем будущем будет определять экономический рост области, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России. В связи с этим необходим анализ проведения государственной молодежной политики в России с 1991 г. по первое десятилетие 2000-х гг, полученных результатов и опыта выстраивания государственной молодежной политики.

Цель исследования – проанализировать содержание государственной молодежной политики в процессе ее становления в Магаданской области. Определить ее направления и роль городской целевой программой «Молодежь Магадана (2006-2008 гг.)», проводимой «Молодежным центром» в процессе реализации государственной молодежной политики.

Методы (Methods). В ходе исследования использовались общенаучные и конкретно-исторические методы. С помощью анализа и синтеза проводилось обобщение материала. Наиболее приемлемым для раскрытия темы автор считает проблемно-хронологический подход, что дает возможность в комплексе представить наиболее важные стороны реализации

Результаты исследования и их обсуждение (Results). В последние 20 лет наблюдается процесс увеличения внимания к проблемам молодежи, анализу основных направлений, совершенствования механизмов реализации и эффективности молодежной политики. Молодежную политику стоит рассматривать, прежде всего, как деятельность по созданию условий для формирования молодых кадров, способных найти адекватные ответы на внутренние, внешние и глобальные вызовы современности, умеющих эффективно и цивилизованно решать тактические и стратегические задачи, стоящие перед государством и обществом, которые смогут обеспечить требуемые темпы развития отечественной экономики и должный уровень конкурентоспособности России в мире.

Формирование основ государственной молодежной политики в России происходило в период 1990-х – начала 2000-х гг [4, с. 124-125]. На федеральном уровне шла разработка инициатива по организации молодежной политики: Постановлением Правительства РФ была утверждена Федерально-целевая программа (ФЦП) «Молодежь России на 2001-2005 гг.»; 21 ноября 2001 г. в Москве с участием Президента России В.В. Путина начал работу первый в истории страны Гражданский форум, который, в числе прочего, стал мощным катализатором стратегического мышления молодежного общественного сектора. Необходимость унифицировать подходы к осуществлению молодежной политики на федеральном уровне и в регионах РФ обусловили разработку в декабре 2001 г. Концепции государственной молодежной политики РФ. Возникшие серьезные проблемы финансового обеспечения мероприятий (ФЦП) «Молодежь России на 2001-2005 гг.» потребовали принятия в декабре 2006 г. Стратегии государственной молодежной политики РФ. В этом документе был заложен подход к пониманию роли молодежи как равноправного субъекта выработки и реализации МП, ее участия в деятельности органов власти, ведущих работу с молодежью. Именно в соответствии с приоритетными направлениями молодежного законодательства выделяется государственная молодежная политика, которая выражается в создании условий и возможностей для эффективной самореализации молодежи.  

Молодежная политика в регионе осуществлялась в соответствии с городской целевой программой «Молодежь Магадана (2006-2008 гг.)» [3], в которой были определены следующие направления: превентивные меры в области охраны физического и социального здоровья молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма; организация культурных форм массового досуга детей, подростков и молодежи; содействие молодежным и детским общественным объединениям; содействие молодежи и подросткам в решении социально-экономических проблем и др [2].

Для решения задач государственной молодежной политики в Магаданской области создали Управление по делам молодежи и областное государственное учреждение «Молодежный центр». На основании постановления администрации Магаданской области от 01 декабря 2005 г. для выполнения социально-культурных задач в области МП было создано Областное государственное учреждение «Молодежный центр». Директор «Молодежного центра» был назначен И. И. Легенький [1, Д. 3 Л. 3].

В процессе своей деятельности «Молодежный центр» руководствовался действующим законодательством Российской Федерации, нормативными и правовыми актами Магаданской области, Уставом учреждения. Целью создания «Молодежного центра» явилось осуществление практической работы с молодежью по социально-профилактическому, информационно-консультативному и культурно-массовому направлениям.

Анализируя ход реализации основных форм и методов деятельности «Молодежного центра» в изучаемый период, можно выделить ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики в Магаданской области по оказанию содействия в работе общественных организаций и ассоциаций молодежи.  В число его практик входило оказание содействия в работе молодежных туристических и летних лагерей на время каникул, в издательской деятельности, осуществление зрелищно-развлекательной деятельности, организация ярмарок, танцплощадок, дискотек, школ танцев [1, Д. 1. Л. 5-6]. Важным шагом к решению задач государственной молодежной политики в регионе стала реализация программы «Региональное взаимодействие с Всероссийскими детскими центрами «Океан» и «Орленок».  Ответственным за реализацию этой программы был начальник управления по делам молодежи Магадана и Магаданской областью Д.А. Павлик [1, Д. 3 Л. 10].

Для эффективной организации работы с молодежью города в Магадане проводились заседания координационного совета молодежных общественных организаций и учебных заведений. Для решения жилищной проблемы молодых семей в 2006 г. была разработана городская целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2007-2008 гг. В целях поддержки молодых семей проводилась акция «Товары первой необходимости для молодой семьи», целью которой являлось оказать содействие молодым семьям в создании социально-бытовых условий путем частичной компенсации суммы кредита на товары первой необходимости. В школах, училищах и вузах города росло самоуправление. В клубах по месту жительства было занято около 2000 подростков. Ребята посещали танцевальные студии, рок-группы, кружки прикладного творчества. При отделе по делам молодежи в летний период работала молодежная биржа труда. За время ее работы было принято 130 заявлений от молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет [1, Д.3. Л. 5].

Достаточно большое внимание уделялось поддержке талантливых молодых людей. Творческие и интеллектуальные способности студентов оценивались на фестивале «Студенческая весна» и на научно-практических конференциях студенческой и учащейся молодежи. Управлением по делам молодежи проводилось много крупных массовых мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения: «Мы – граждане России», спартакиада по авиационным, военно-прикладным и техническим видам спорта, акция «День призывника» и др.

Выводы (Conclusion).  Изучив годовой отчет за 2006 г., нами определено, что становление учреждения на начальном этапе складывалось довольно сложно. Практически в течение месяца с момента начала работы Молодежного центра было лишь одно помещение, в котором работали 4 человека. Вскоре Молодежному центру было выделено отдельное здание, увеличился штат его сотрудников. Был налажен контакт с Всероссийскими центрами «Океан» и «Орленок», в который уже на следующий год могли отправляться дети и студенты из Магадана. ОГУ «Молодежный центр» совместно с управлением по делам молодежи за 2006 г. подготовили и провели 108 мероприятий, в которых приняло участие в качестве участников и зрителей 23153 человека [1, Д. 6. Л. 1-5].

Вполне очевидно, что становление молодежи как созидательной силы в обществе немыслимо без ее активности, творчества, самодеятельности и самоуправления. Именно общественная деятельность для молодых людей является самой эффективной школой воспитания гражданственности, патриотизма, высоких морально-нравственных качеств. Таким образом, включение молодых людей в общественно‐политическую жизнь является приоритетной областью государственной молодежной политики, осуществляемой в Магаданской области.

[1] Государственная молодежная политика Магаданской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://hunterpress.ru/upload/iblock/b1a/b1a9aeff2c91b6102a54ce2efa79482d.pdf(дата обращения: 02.04.2020).