Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS IN THE THEORY AND METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

1 1 1
1 Northern Arctic Federal University

Теория и методика физической культуры и спорта представляет собой целостную систему научных знаний о сущности и закономерности физического воспитания. Развитие науки на современном этапе требует особого внимания к проблемам методологии и методов научного познания. Поскольку теория и методика физической культуры и спорта сопряжена с рядом других наук (общей педагогикой, общей и возрастной психологией, философией, физиологией и др.), то ей свойственны как общие, так и специальные методы исследования. К общим методам исследования мы относим: наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ, синтез, индукцию и дедукцию. Кроме того, мы выделяем группу общепедагогических методов (организации и проведения исследований в опытных группах; сбора и анализа текущей информации; получения и анализа ретроспективной информации; математической обработки результатов исследования). Такие методы, как  педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, хронометрирование, анализ урока по схеме, пульсометрия, контрольные испытания и педагогический эксперимент определяются в качестве группы специальных педагогических методов исследования. Мы выделили лишь большие группы методов исследования, тогда как каждый метод, в свою очередь, имеет подвиды. Например, педагогический эксперимент в зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед исследователем, может быть преобразующим или констатирующим. Исходя из условий эксперимента, он может быть естественным, лабораторным или модельним. Каждый метод, кроме разновидностей, имеет свои определенные требования и условия к проведению.  Нами было установлено, что использовать общепедагогические методы целесообразно в совокупности, так как они взаимодополняют друг друга. Педагогическое наблюдение как один из методов, несмотря на свою, казалось бы, простоту, имеет большое количество разновидностей, определенные требования и некоторую сложность в организации. Такие методы, как хронометрия, беседа, пульсометрия, контрольные испытания, анализ урока имеют весьма большое значение при проведении исследования. Дабы добиться надежного и эффективного результата, исследователю необходимо знать и разбираться во всех формах и видах данных методов, знать их «законы». Таким образом, имея обширную теоретическую базу, зная большой ряд методов исследования, их сущность, формы, виды, требования к организации, можно добиться высоких результатов в своем педагогическом исследовании.