Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INTERNAL BUDGETING AND ITS ROLE IN IMPROVING THE ACTIVITIES OF RUSSIAN ENTERPRISES

Barakhoev A.A. 1
1 Ingush State University
Budgeting is an effective method of intra-company planning of business entities. The experience of advanced economies of the world shows that budget planning is a key factor in the commercial success of an enterprise and allows you to more carefully implement the tasks set for them, assess the possibility of achieving them in a timely manner, make the necessary adjustments to ensure uninterrupted production. Today, the desire to work with maximum economic impact forces many Russian organizations to reform both their internal organizational structure and business management methods, one of which is budgeting. Budgeting is a system of internal planning, accounting and control of resources and results of the organization's activities by responsibility centers and / or business segments, which provides analysis of projected and obtained economic indicators for the purpose of managing business processes. Budgeting allows you to coordinate the activities of divisions within the organization and subordinate it to a common strategic goal. Therefore, the budgeting process provides ongoing control over decisions and procedures to achieve the planned financial indicators as a result of the formation, distribution and use of economic resources of the organization at all stages of its creation, operation, reorganization and liquidation, as well as as a result of the formation and change of valuations and proportions of assets and liabilities of the organization.
internal budgeting
cash flows
Finance
enterprises and organizations

Практический опыт по внедрению системы бюджетирования на российских предприятиях показывает, что корректное согласование бюджетирования существенно повышает эффективность предприятия.

Бюджетирование позволяет организовывать систему анализа денежных потоков, установить целевой контроль за их расходованием, что позволяет     выработать и принять обоснованную финансовую стратегию.

Следует отметить, что опыт применения российскими компаниями внутрифирменного бюджетирования показывает, что его место в системе планирования предприятия не подкреплено теоретико-методологическими и методическими обоснованиями, вследствие чего цели бюджетирования не всегда бывают достигнуты.

Актуальность темы исследования заключается в рассмотрении роли бюджетирования и повышении его эффективности для российских предприятий.

При написании статьи были использованы труды отечественных экономистов: И.В. Боровских, В.Ф. Хасанова иЖ.М. Корзоватых, М.Б. Шмырева и других.

Процесс управления, формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на предприятии представляет собой сущность внутрифирменного бюджетирования. С практической точки зрения это процесс составления и принятия функциональных бюджетов и последующий  контроль за их исполнением. Бюджетирование как элемент внутрифирменного планирования представляет особую технологию, основанную на использовании бюджетных методов по организации учета и контроля движения материальных и финансовых средств и их последующих результатов. [3, 134-141]

Система бюджетирования предприятия имеет строго установленную форму, состоящую из: структуры бюджетов и процесса их формирования, ответственность за их исполнение и процесс согласования, утверждения и контроля за исполнением. [4, 30-32]

По категориям бюджеты подразделяются на:

  1. Сводный бюджет – система взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов предприятия.
  2. Операционный бюджет – характеризует доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для отдельной функции предприятия.
  3. Финансовый бюджет – отражает объём и структуру источников средств и направления их использования.

Средства бюджета предприятия формируются по типу: «сверху вниз», что предусматривает прямое указание руководителя по его формированию или «снизу вверх», здесь по вертикали происходит сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и до  руководителя предприятия. Кроме того, для устранения недостатков вышеупомянутых подходов был внедрён подход «снизу – вверх / сверху – вниз», где сбалансировали оба подхода. Суть подхода заключается в том, что руководство компании издает общие директивы по стратегии компании, а ответственные лица подготавливают бюджет, направленный на достижение поставленных руководителем задач. [2, 134-140]

Сама технология бюджетного процесса включает прогноз выручки средств от продажи произведённой продукции и систему операционных затрат на производство продукции, в результате чего определяется общий объем доходов и расходов.

Для более полноценного и эффективного внутрифирменного бюджетирования, предприятиям следует избегать следующих проблем:

1. Неточности понимания сути бюджетирования и его направленности, здесь важно применить правильную методику бюджетирования и обеспечить комплексное управление процессом.

2. Проблемы методического характера, заключающиеся в слепом копировании бюджетирования другого предприятия. Такая ошибка заключается в том, что у каждого предприятия существуют специфические особенности производственного процесса. Для недопущения указанной проблемы предприятию необходимо разработать свой регламент бюджетного процесса.

3. Необходимость запасного варианта сценария внутрифирменного  бюджета. Для этого следует учитывать возможные пути развития, учитывать  условия рынка и поведение потребителя, производственные риски и иные факторы, влияющие на эффективную деятельность производственного предприятия.  [1, 44-47]

4. Несогласованность бюджета производственного предприятия. Для недопущения дисбаланса следует разработать систему согласованного управления. Это позволит повысить эффективность деятельности и заранее выявить риски, а также повысить гибкость при функционировании предприятия.

Таким образом, тщательно разработанная методика внутрифирменного бюджетирования позволит своевременно принимать важные управленческие решения, контролировать все производственные подразделения предприятия, а также оперативно адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, обеспечить эффективность расчетов и повысить финансовые результаты деятельности.

В заключение следует отметить, что внутрифирменное бюджетирование представляет собой непрерывный и периодический процесс по формированию интегрированной отчетности по плановым показателям денежного потока (доход и расход), которые основаны на стратегических и тактических целях, с привязкой к этим потокам ответственных лиц, выполняющих поставленные задачи.