Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THEORETICAL REVIEW ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PRONUNCIATION SIDE OF SPEECH OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRED

Saidova E.R. 1
1 Novosibirsk state pedagogical University
The article is devoted to the issue of developing the pronunciation side of oral speech of hearing-impaired children. Oral speech is the most economical and widespread way of verbal communication, hence the extreme importance in its formation in hearing impaired children. It is necessary that their speech be clearly articulated, intelligible and as similar as possible to the sound characteristic of normally hearing people. In the development of the child’s speech, the auditory analyzer occupies the most important place, and in connection with this, its defects can to some extent impede this development. It should also be noted that the more serious the violation and the earlier it occurred, the more severe its consequences. A hearing defect can not only harm the formation of the child’s oral speech, but also cause the loss of already developed speech.
pronunciation side of speech
hearing impaired children
speech ontogenesis in hearing impaired children

Введение

Всякий дефект произношения напрямую зависит от степени нарушения слуховой функции. У слабослышащих младших школьников наблюдаются замены, пропуски, искажения, часто перестановка звуков. Смешения твердых звуков с мягкими, звонких с глухими, шипящих со свистящими являются для слабослышащих детей типичными. Также слабослышащие младшие школьники смешивают похожие по слоговому ритму слова и слова, различающиеся лишь несколькими звуками. Конечно, чем серьезнее нарушение, тем затруднительнее сформировать четкость и гармоничность речи. А чем тяжелее звук, тем сложнее сформировать его четкое произношение и тем больше будет ошибок.

Цель исследования

Анализ закономерностей развития произносительной стороны речи у слабослышащих детей.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели был использован теоретический метод исследования – анализ литературных источников по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Значительную часть детей, имеющих нарушения слуха, составляют слабослышащие дети. Это дети с частичным расстройством слухового анализатора, который вызывает устойчивые дефекты речи и расстройства слухового восприятия. Слабослышащие воспринимают звуки громкостью от 20-50 дБ и более, а также от 50-75 дБ и более. Соответственно, у разных детей значительно отличается и спектр воспринимаемых звуков по высоте.

Е. Л. Черкасова считает, что «нарушения речи, осложненные минимальным снижением периферического слуха, достаточно распространены в детском возрасте. Раннее выявление осложненного небольшим снижением слуха речевого дефекта и целенаправленная система коррекционной работы, направленная на нарушенные анализаторы, приводит к нормализации или значительной компенсации, как речи, так и слуха, является пропедевтической в отношении письменно-речевых расстройств» [1].

Также Е. Л. Черкасова обращает внимание и на то, что «нарушения речи, осложненные минимальным снижением слуха, своевременно сложно диагностировать, так как коммуникативная функция речи имеет тенденцию к развитию, а явные симптомы снижения слуха отсутствуют. В связи с этим возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи, что позволит своевременно направить детей к сурдоаудиологу для консультации и лечения, а также планировать коррекционную работу с учетом данного нарушения» [1].

А. Г. Зикеев отмечает, что нарушения слуха у детей приводят к замедлению темпа в развитии речевой деятельности, к искажению восприятия речи на слух, а также к изменению ее фонетико-фонематической стороны. Варианты развития речевой деятельности у слабослышащих детей разноплановы и в большинстве случаев зависят от индивидуальных психофизических отличительных черт детей. Нужно брать во внимание те социально-педагогические и психологические условия, в которых ребенок находится, воспитывается и обучается [2].

С. Н. Феклистова подчеркивает, что развитие звукопроизношения у слабослышащих

детей осуществляется с большими задержками по сравнению с нормально слышащими детьми в результате неполноценности речеслухового анализатора, который не может в нужной степени реализовать свою «ведущую роль» в отношении речемоторного анализатора. Не имея возможности воспринять фонему речи на слух либо дифференцировать ее от сходных фонем, дети не могут самостоятельно усвоить правильную артикуляцию. У них также могут быть расстройства в строении и функционировании и речемоторного анализатора, что связано с дефектным звукопроизношением [3].

Е. П. Кузьмичева и Е. З. Яхнина отмечают, что среди распространенных нарушений произношения групп согласных фонем обнаруживаются следующие:

  • оглушение [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к], [ж]-[ш], [з]-[с], [в]-[ф];
  • призубный и межзубный сигматизм;
  • замена [ц] и [ч] и на [с], [т], [т’], [ш];
  • горловой [р];
  • боковая артикуляция свистящих;
  • отсутствие смягчения в конце слова;
  • закрытая гнусавость [4].

Следует подчеркнуть, что возможности ребенка в сохранении слуховых представлений речевой деятельности и отличительные черты этого процесса в условиях дефекта слуха можно описать на материале письма. К. П. Каплинская приводит ряд типичных расстройств звукового состава слова, встречающихся в письме слабослышащих детей:

  • замены звонкого согласного глухим;
  • замены глухого – звонким;
  • замены мягкой согласной фонемы твердой и твердой согласной – мягкой;
  • расстройство фонетического состава слов, где есть шипящие и аффрикаты;
  • расстройство в письме слов, где есть соединения гласной фонемы [и];
  • полное или частичное искажение фонетического состава слова, расстройства слоговой структуры.

Причиной, затрудняющей обучение слабослышащих детей письму и вызывающей данные расстройства, К. П. Каплинская считает особые условия деятельности слухового анализатора. Слуховые представления слов не подкрепляются реальными слуховыми восприятиями. Это обстоятельство вызывает изменения характеристики слуховых представлений речевой деятельности и связывается со спецификой аналитической деятельности в ходе письма [5].

К. А. Волкова, М. П. Сутырина уточняют, что освоение продолжительного и экономного выдоха для слабослышащих детей на начальном этапе обучения представляет конкретные сложности. Это обусловлено тем, что ребенку тяжело контролировать работу мышц дыхания, а при фонации связки голоса образуют широкие щели, через которые проходит часть воздуха, в связи с этим голос слабослышащего ребенка чаще всего хриплый. А из-за попадания части воздуха в носовую полость голос имеет носовой оттенок. Также у слабослышащих детей часто встречается фальцетное звучание. Внеречевое же дыхание приближено к дыханию детей с нормой, однако речевое дыхание значительно страдает [6].

И. И. Соловьева высказывает мнение о том, что усвоение длительного, экономного выдоха детям с нарушениями слуха дается трудно, поэтому слитность речи и правильное членение фраз у них снижается, а в целом это влияет на четкость и внятность речи [7].

Л. Г. Парамонова сообщает, что для устной речи слабослышащих детей характерна монотонность, маловыразительность, бедность эмоциональной окраски. Также наблюдается инертный темп речи, крайне высокий или низкий основной тон голоса, нарушение тембра, неимение плавности и слитности речи, удлинение воспроизведения ударных и безударных слогов, а также расстройства ритмического состава слов [8].

Н. И. Линникова отмечает, что в голосе детей с нарушенным слухом наблюдаются такие дефекты, как чрезмерная громкость, хриплость, гнусавость, сдавленность. Огромное воздействие при развитии голоса имеет слуховое восприятие слабослышащих школьников. Нарушения голоса обнаруживаются у школьников с низким интересом и отрицательным отношением к учебе, а также слабым развитием потребности в вербальной коммуникации [9].

В своих исследованиях Е. А. Кронштатова и А. А. Белисова отмечают, что слабослышащие школьники имеют нарушения голосообразования, звукопроизношения, речевого дыхания, а также нарушения интонации. Часто отмечаются твердая и придыхательная атака звука и шум, отрицательно влияющие на голос. Ребенок не воспринимает многие речевые фонемы либо слышит их не в полной мере. Однако необходимо подчеркнуть и то, что, если обращенная к ребенку речь достаточно громка и отчетлива, способность отличить ударение остается [10].

Заключение

Таким образом, в связи с дефицитарной работой речеслухового и речедвигательного анализаторов слабослышащие дети имеют слабо развитую произносительную сторону речи. Это проявляется в определенных нарушениях произношения, речевого дыхания, голоса, а также просодической стороны речи. Нарушения звукопроизношения носят смешанный характер: смешение и неправильное воспроизведение некоторых звуков и их сочетаний. Нарушения речевого дыхания проявляются в слабости и непродолжительности дыхания, неравномерности амплитуды и ритма дыхательных движений, а также в частых перерывах между вдохом и выдохом. Нарушения голоса выражаются в недоразвитии тембра, монотонности, маловыразительности и бедности эмоциональной окраски голоса. Просодические же нарушения речи проявляются в низком темпе речи, бедности интонации, а также в нарушении ритмической структуры слов.

Из-за неполноценности слуховой функции дети с нарушениями слуха не могут контролировать свое произношение. Следовательно, произносительная сторона речи не усваивается ими самопроизвольно, а требует целенаправленного и продолжительного обучения.