Введение
На современном этапе развития сурдопедагогики одной из важнейших проблем, привлекающих внимание, является проблема развития фразовой речи детей с нарушением слуха как фактора их социальной адаптации и интеграции в общество. Уровень развития речи учащихся с нарушением слуха определяет возможность свободного выбора профессии, успешность трудоустройства, достижение определенного социального статуса.
Важную роль в образовании, воспитании, развитии и подготовке к труду и жизни в современном обществе ребёнка с нарушением слуха играет процесс обучения в специальной общеобразовательной школе.
Цель исследования
Изучение особенностей развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Материал и методы исследования
Анализ социальной и общей сурдопедагогической, психологической, философской литературы с целью определения теоретических положений по исследуемой проблеме, практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации.
Результаты исследования и их обсуждение
Речь представляет собой исторически сложившуюся форму коммуникации через использования языковых конструкций, созданных в опоре на специфические правила [10]. Фразовая речь включает в себя формирование и формулирование мыслей через речевые средства. Но также она зависит от восприятия языковых конструкций и их верное понимание.
Общение - обязательный атрибут взаимодействия людей в социуме, имеющий социальную природу. Чтобы коммуникативный процесс происходил эффективно, требуется способность человека к обмену информацией. Как известно, фразовая речь играет ключевую роль в процессе общения [5]. Но еще большее значение фразовая речь имеет в развитии мышления слабослышащего ребенка, оказывает влияние на становление его личности. Л. С. Выготский считал, что овладение фразовой речью является «речевым и интеллектуальным феноменом» [3].
Для слабослышащего ребенка овладение фразовой речь − сложный, многогранный психический процесс. Она начинает появляться, только когда головной мозг, слух, речевой аппарат будут достаточно развиты. Однако для полноценного развития фразовой речи слабослышащего ребенка, требуется наличие речевой среды. Ребенка необходимо стимулировать к тому, чтобы он использовал фразовую речь как средство общения.
У слабослышащих детей овладение фразовой речью не происходит спонтанно, поскольку языковая способность ребенка нарушена. Закономерности развития фразовой речи слабослышащего ребенка, которые относятся к категории возрастной нормы, также нарушены. Прохождение этапов становления фразовой речи может происходить с запозданием.
Л. М. Быкова утверждает, что у слабослышащих детей обучение фразовой речи происходит со специфическими особенностями. Она также указывает, что научиться фразовой речи ребенок может благодаря предметной деятельности и наличию потребностей, которые данной деятельность были вызваны [7].
Во время исследования фразовой речи слабослышащих младших школьников А. М. Гольдберг выделяет 4 типа ошибок:
- неверный выбор слов;
- искажение звукового состава слов;
- нарушение грамматических отношений между словами в предложении;
- пропуск слова.
Слабослышащий ребенок путается в употреблении различных частей речи. Наибольшая конкретика во фразовой речи наблюдается в первоначальном этапе речевого развития ребенка: он использует конкретные части речи, а слова обозначают строго определенные предметы. Овладеть такими частями речи, как наречие, местоимение, предлог, слабослышащий ребенок может с большим трудом. Дело в том, что их предметная отнесенность не очевидна, и уловить ее можно только понимая обобщенное значение.
Еще одна особенность фразовой речи слабослышащего ребенка − ее бедность, лексическая и грамматическая. Несмотря на богатство языка, слабослышащий ребенок ограниченно использует небольшое число языковых вариантов при обозначении одинаковых по смыслу и содержанию явлений.
Согласно исследованиям Р. М. Боскис и К. Г. Коровина, слабослышащий ребенок не может адекватно понять смысл обращенной фразовой речи, поскольку слышание неполное, а также у него есть пробелы во владении речью [6]. Нередки случаи, когда ребенок придает слову широкое, либо наоборот узкое значение. Дело в том, что в основе фразовой речи лежит принцип коммуникации.
Поскольку языковые средства слабослышащего ребенка не сформированы, его общение с окружающим миром затруднено также, как и межличностное общение [9]. Каким образом можно активировать развитие фразовой речи слабослышащего? Прежде всего, необходимо развивать потребности в речевом общении, реализовывать коммуникативную систему обучения речи. Обучение должно соответствовать возрасту ребенка, а его общение с близкими должно быть эмоциональным. Речевой материал должен подбираться специфический [8].
Помимо искажения произносимых слов, слабослышащий ребенок по-особенному использует слова, применяя их в неточном значении. Поскольку словарный запас ребенка ограничен, он начинает неверно толковать слова, замещая одни слова другими. Все это приводит к сложностям овладения лексического состава слова. Так, слову может предаваться широкое или узкое значение: почта-марка; труба-дым; стакан-наливать.
Слабослышащие дети обладают небольшим словарным запасом. Причина заключается в том, что для ребенка проблематично усваивать новые слова самостоятельно.
Фразовая речь слабослышащего младшего школьника, развивается точно также как и у слышащего ребенка. С тем лишь отличием, что происходит нарушение возрастных границ. Овладение фразовой речью происходит замедленно, речь складывается своеобразно уже на первом этапе развития речи. В российской сурдопедагогике сложилась система формирования фразовой речи слабослышащего ребенка [1]. При этом фразовая речь выступает в качестве фактора всестороннего развития слабослышащего ребенка, способствующая его нормальной адаптации.
Дети с нарушенным слухом овладевают устной речью в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими.
Работа над развитием устной речи (в том числе над произношением) проводится в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках и во внеклассной работе, а также в ходе повседневного общения в школе и вне ее.
Опора на предметно-практическую деятельность пронизывает все стороны обучения слабослышащих школьников, оказывает разностороннее коррекционно-компенсаторное влияние на развитие различных компонентов их психической деятельности.
Объяснение нового материала, как правило, не строится по учебнику. Для его полноценного усвоения используются предметно-практическую деятельность, наблюдения и краткий рассказ. Учебные задания школьных книг чаще всего предлагаются учащимся после ознакомления с новым содержанием.
Систематическое использование специальных приемов и методов в обучении слабослышащих детей помогает создать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов [2].
Выводы и заключение
Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка.
Слабослышащие дети имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Слабослышащие дети более замкнуты и обидчивы, у них понижена инициатива общения с окружающим миром.
Учитывая особенности слабослышащих детей, на уроках используются специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют развитию речевых умений и навыков.
Необходимым условием успешного развития ребенка является создание коррекционно-развивающей среды. Одной из составляющей, которой, считаются современные педагогические технологии, позволяющие развивать интерес к изучаемым в начальной школе предметам и достигать хороших результатов в обучении.