Введение. При обычной ходьбе мы задействуем максимум 70% мышечной мускулатуры, в то время как скандинавская ходьба помогает задействовать около 90% мышц и сжечь почти вдвое больше калорий, чем при обычной ходьбе. Кроме того, выявлено, что скандинавская ходьба снимает лишнюю нагрузку с коленей и позвоночника, способствует укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, помогает исправить осанку, развивает чувство баланса и равновесия, повышает выносливость. Ее применение в лечебных целях сделало прорыв в борьбе с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Подобные тренировки идут на пользу каждому, кто стремится поддерживать активный образ жизни. Полагают, что скандинавская ходьба показана при избыточном весе, депрессии, болезни Паркинсона, вегетососудистой дистонии. Среди противопоказаний - воспалительные заболевания опорно-двигательного аппарата, гипертония, плоскостопие, сердечная недостаточность и другие.
В ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко на занятиях физической культуры активно применяется скандинавская ходьба.
Цель исследования – определить изменения ряда параметров сердечно-сосудистой системы у студентов 2 курса в первые месяцы занятия скандинавской ходьбой.
Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие 18 студентов – добровольцев 2 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ВГМУ, которые на занятиях физической культуры 2 раза в неделю занимались скандинавской ходьбой в течение двух часов. Занятия проводились в дневное время с 11 до 13 часов, на каждом занятии студенты преодолевали дистанцию 3 км на открытом стадионе. Измерения артериального давления и пульса проведены трижды, в начале октября, ноября и декабря месяца, в состоянии покоя. Рассчитаны адаптационный потенциал системы кровообращения (АПСК), индекс Кердо (ИК) и коэффициент эффективности кровоснабжения (КЭК).
Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что в целом по группе АПСК соответствовал напряжению сердечно-сосудистых механизмов адаптации, несколько повышаясь при третьем измерении.
Таблица 1.
Уровень АПСК студентов, занимающихся скандинавской ходьбой
1-е измерение |
2-е измерение |
3-е измерение |
|
АПСК |
2,178556 |
2,173667 |
2,254222 |
Стандартное отклонение |
0,338938 |
0,333791 |
0,334992 |
Ошибка среднего |
0,01883 |
0,018544 |
0,018611 |
Индекс Кердо увеличивался от первого к третьему измерению, что отражало увеличение влияния симпатической нервной системы.
Таблица 2.
Уровень ИК студентов, занимающихся скандинавской ходьбой
1-е измерение |
2-е измерение |
3-е измерение |
|
ИК |
8,427552 |
8,85718 |
17,88806 |
Стандартное отклонение |
13,95426 |
14,75871 |
14,65111 |
Ошибка среднего |
0,775237 |
0,819928 |
0,813951 |
Коэффициент эффективности кровоснабжения соответствовал состоянию утомления, также несколько повышаясь при третьем измерении.
Таблица 3.
Уровень АПСК студентов, занимающихся скандинавской ходьбой
1-е измерение |
2-е измерение |
3-е измерение |
|
АПСК |
2,178556 |
2,173667 |
2,254222 |
Стандартное отклонение |
0,338938 |
0,333791 |
0,334992 |
Ошибка среднего |
0,01883 |
0,018544 |
0,018611 |
Проведенный корреляционный анализ показал, что в целом по группе между параметрами АПСК и КЭК взаимосвязи сохраняются на одном уровне в течение всех трех месяцев, взаимосвязи между АПСК и ИК и КЭК и ИК – увеличиваются (рис. 1). Как известно, уровень корреляционных связей между признаками отражает уровень напряжения в системе. Из чего можно сделать вывод, что уровень напряжения в системе в целом возрастает.
Рис. 1. Корреляционные связи межу обследованными признаками
Предположив, что изменения в сердечнососудистой системе являются отражением увеличивающейся не только физической, но и умственной нагрузки [1, 2], мы разделили студентов по преобладанию симпатической/парасимпатической нервной системы: на симпатотоников, нормотоников и ваготоников (по индексу Кердо).
Отмечено, что у нормотоников АПСК увеличивался от первого к третьему измерению, что отражало увеличение напряжения сердечнососудистых механизмов адаптации (рис. 2).
Рис. 2. Изменение АПСК у нормотоников
У симпатоноников и парасимпатотоников динамика АПСК схожа, АПСК снижается при втором измерении и увеличивается при третьем измерении (рис. 3).
Рис. 3. Изменение АПСК у симпатотоников (слева) и парасимпатотоников (справа)
Динамика индекса Кердо отражает изменение влияния вегетативной нервной системы на сердечно-сосудистую систему человека (рис. 4). У парасимпатотоников индекс Кердо снижался при втором измерении и повышался при третьем измерении, что отражало увеличение парасимпатического влияния при втором измерении и уменьшение – при третьем.
У нормотоников от первого к третьему измерению возрастало влияние симпатической нервной системы.
У симпатотоников, также как и у парасимпатотоников, наблюдалось снижение индекса Кердо при втором измерении и повышение – при третьем.
Парасимпатотники |
|
Нормотоники |
|
Симпатотоники |
Рис. 4. Изменение индекса Кердо
Как мы полагаем, напряжение сердечно-сосудистой системы нарастает у всех обследованных студентов в течение трех учебных месяцев, однако у студентов с дисбалансом вегетативной регуляции (симпато и парасимпатотоники) нарастание напряжения происходит через стремление системы к восстановлению нормотонии. В то время как у нормотоников этого не происходит, и напряжение плавно нарастает в течение всего периода обучения.
Парасимпатотники |
|
Нормотоники |
|
Симпатотоники |
Рис. 5. Изменение коэффициента эффективности кровоснабжения (КЭК)
Коэффициент эффективности кровоснабжения имел сходную динамику независимо от преобладающего отдела вегетативной системы, и снижался при втором измерении, повышаясь при третьем (рис. 5). Повышение КЭК связывают с утомлением. Следовательно, у студентов обследованной группы уровень утомления повышался к четвертому месяцу обучения.
Заключение. Таким образом, у обследованных студентов выявлено нарастающее напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы и утомления в течение осеннего семестра, независимо от их вегетативного статуса. Является ли это результатом в том числе занятий скандинавской ходьбой или нет – это еще вопрос, который требует дальнейшего исследования. Однако уже сейчас понятно, что необходимы разработка и внедрение эффективных методик сохранения и восстановления здоровья студентов при обучении.