Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и связано с деятельностью организма, являясь в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и особенный характер человеческой психики [1].
По мнению Л.С. Выготского, воображение выводит за пределы реального существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая воображением, человек может «жить» в разном времени. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях [2].
Детское воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составление плана реализации этой идеи. Общая идея (или замысел) создаются по-разному. Дети 5-7 лет эти элементы образа помещают на второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями (деталями). Зная это, необходимо вдумчиво, дифференцированно подходить к развитию воображения у старших дошкольников. Для чего необходимо учитывать возрастные, а также индивидуальные особенности детей.
Таким образом, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется посредством робототехники. Творческий характер этой деятельности зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений в воображении. В частности, в процессе создания роботов интенсивно осваиваются средства и приемы воображения. Там дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Именно в процессе робототехники действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Это возможно только в условиях благоприятной психологической атмосферы на занятии.
Важные качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) развиваются только в ситуациях целенаправленного влияния со стороны взрослых. Ребенка надо знакомить с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Не стоит забывать и о формировании познавательных интересов.
На занятиях, предполагающих создание творческих продуктов – поделки, аппликации, старшие дошкольники овладевают схемой талантливого мышления, фантазируют, у них развивается творческое мышление и воображение.
При организации развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста следует учитывать, что творческое воображение является совершенно необходимым условием умственной деятельности. В решении проблемы развития детского воображения мы исходили из принципа единства человека и условий его жизни. Поэтому ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства личности ребенка и условий его жизни и деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста больше всего затрудняются в выполнении творческих заданий, так как их выполнение требует хорошо натренированных умений и навыков, поэтому для этого необходима специально организованная система развивающих заданий, так как эти умения не тренируются в процессе обучения. Педагогам, работающим со старшими дошкольниками необходимо заниматься развитием навыков воображения, так как это способствует также формированию их познавательных способностей.
В результате поэтапной творческой работы по использованию робототехники, активизирующих приемы развития воображения у детей появились навыки творческой деятельности. Применение старшими дошкольниками робототехники способствовало их эффективному творческому развитию, обогащению интеллектуального потенциала каждого ребенка. Для развития воображения подошли также игры роботами, направленные на построение образов детской фантазии: «Дострой фигуру», «Незаконченные роботы», «Путешествие в сказочную страну роботов» и т.п.
Образы воображения влияют на чувства ребенка, которые помогают ему преодолевать его реально переживаемые трудности. Оценка результатов занятий по развитию творческого воображения каждому педагогу покажет их эффективность.
Наш опыт также доказал, что можно признать её эффективным методом стимулирования воображения через моделирование детьми образов посредством данного конструирования. Проведенный нами эксперимент доказал необходимость по использованию занятий по робототехнике, как учитывающей в себе приемы активизации воображения у старших дошкольников. Ведь образы фантазии в процессе создания роботов дают внутренний язык для чувств, переживания и эмоций ребенка. Именно эмоции и чувства подбирают отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри настроением, а не логикой самих этих образов. Это влияние эмоционального фактора на процесс воображения ребенка подчеркивают психологи. Учитывая это, главными задачами работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста должны быть: активизировать процессы воображения детей посредством использования необычной комбинации и дополнения образов; составить систему занятий по усвоению образов воображения.
Результаты экспериментального исследования подтвердили основные положения выдвинутой гипотезы. Если проводить с детьми работу по робототехнике, то воображение у них будет развиваться качественно. Это важно учесть, ведь к концу дошкольного возраста должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, появиться и качественно новый вид мышления – абстрактное, которые без воображения ребёнка могут оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня образов и навыков воображения.