Введение
В настоящее время экономическая составляющая глобального взаимодействия имеет огромное значение, вследствие чего дипломатическая деятельность в области внешнеэкономических отношений становится важнейшим фактором успешного международного сотрудничества. В этом контексте особого внимания заслуживает экономическая дипломатия, характеризующаяся комплексом мер по поощрению развития трансграничной торговли и привлечению иностранных инвестиций. Успех дипломатической деятельности в том или ином ее проявлении во многом зависит от личностных качеств лица, ее осуществляющего. Особый интерес в качестве актора экономической дипломатии вызывает фигура главы государства, так как именно он выступает «лицом» страны на международной арене, транслируя ее официальную позицию мировому сообществу, в том числе и по экономическим вопросам, посредством участия в переговорах, официальных встречах на высшем уровне, форумах и совещаниях.
Цель исследования
Полагается, что ярким примером успешного сочетания дипломатической деятельности и продвижения экономических инициатив на мировом уровне является глава Королевства Испания Филипп VI. Целью исследования, таким образом, является определение места и роли испанского монарха во внешнеэкономической политике государства. Актуальность данного исследования объясняется, во-первых, тем фактом, что роль экономической дипломатии сегодня постоянно возрастает, что отражается в количестве и характере задействованных в международных экономических процессах акторов, а также их влиянии на мировой рынок. Во-вторых, экономическая дипломатия любого государства располагает в известной мере уникальными механизмами, что представляет широкое поле для исследования. В-третьих, королевство Испания на современном этапе является тем государством, которое наиболее активно используют доступные ей инструменты экономической дипломатии. В-четвертых, как и в классической дипломатии, в экономической дипломатии роль личностного фактора весьма существенна, а её изучение на примере конкретного актора, в данном случае короля Испании Филиппа VI, позволит определить неправительственного актора в осуществлении внешнеэкономических задач государства на современном этапе. В научных трудах, существующих на данный момент, экономическая дипломатия рассматривается в достаточно общих терминах, без акцентирования внимания на ее конкретных участниках. Новизна данного исследования, таким образом, заключается в изучении места неправительственного актора, в данном случае главы конституционной монархии, в глобальном экономическом взаимодействии и определении его роли в этом процессе.
Материал и методы исследования
Материалами для исследования послужили, во-первых, законодательные акты, определяющие объем полномочий главы испанского королевства. Во-вторых, материалы, представленные на официальных сайтах королевского дома Испании (Casa de Su Majestad El Rey), на основе которых отслеживались конкретные действия испанского монарха, заключение договоров и содержание выступлений Его Величества. В-третьих, материалы, опубликованные Министерством иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания. Наконец, были привлечены работы иностранных авторов, посвященные экономической дипломатии Испании.
В целях раскрытия обозначенной темы применялись общенаучные и количественные методы. Из общенаучных методов в работе использовался структурно-функциональный анализ, позволивший выявить место и роль главы государства как актора экономических отношений в системе реализации внешней политики Испании. Также, из общенаучных методов в данной работе были использованы сравнительный анализ и синтез, дедукция и индукция. В работе были использованы метод ивент-анализа Ч. Макклеланда, что позволило упорядочить и структурировать деятельность испанского монарха в качестве актора экономической дипломатии, а также элементы дискурс-анализа, с помощью которого были проанализированы тенденции развития отношений между исследуемыми государствами.
Результаты исследования и их обсуждение
Следует начать с того, что специфика участия главы государства во внешней политике определяется, прежде всего, основным законом этой страны. Испания представляет собой конституционную монархию, следовательно, полномочия монарха достаточно скромны и во внешней политике ограничиваются осуществлением церемониальных и представительских функций [1, ст. 56]. Однако тот факт, что формальная деятельность короля на международной арене весьма лимитирована, является второстепенным, когда речь идет об экономической дипломатии Филиппа VI, в рамках которой он имеет возможность продвигать интересы Испании на высшем уровне и содействовать развитию испанского бизнеса через личное взаимодействие с его представителями в том или ином государстве. Таким образом, на современном этапе король Испании представляется особым субъектом внешней политики, поскольку, с одной стороны, является важным элементом традиционной дипломатии, состоящей в нанесении государственных визитов, участии в международных саммитах и форумах, аккредитации послов и приеме дипломатических корпусов. С другой стороны, еще при Хуане Карлосе I Испанская Корона начала выступать в качестве важнейшего субъекта экономической дипломатии, которая сегодня блестяще реализуется Филиппом VI. Важно отметить, что особым преимуществом королевской экономической дипломатии является политический нейтралитет испанского монарх, который зачастую способствует сглаживанию противоречий и достижению консенсуса в диалоге с зарубежными партнерами и позволяет поддерживать диалог с государствами, политические отношения с которыми натянуты, как, например, с Кубой [3, P. 65].
Деятельность Филиппа VI в сфере экономической дипломатии началась задолго до его вступления на престол, и особенно ярко проявилась в отношениях со странами Ибероамериканского региона, поскольку связь между Испанией и государствами Южной и Центральной Америки основана не только на общности языка, традиций, культуры и истории, но закреплена правовым актом. Как было упомянуто ранее, в Конституции Испании 1978г. особые представительские полномочия монарха действуют «в отношении народов, имеющих с Испанией единое историческое прошлое», что подразумевает, очевидно, отношения со странами Латинской Америки. Особенно ярко дипломатическая деятельность Филиппа VI проявилось в области экономического взаимодействия, поскольку будущий монарх сосредоточил внимание на оказании поддержки испанским бизнес-структурам, поощрении интернационализации и развитии технологий, заручившись поддержкой на высшем уровне еще до восшествия на престол [Ibid, P. 66]. В этом отношении важное значение для выстраивания качественного экономического, а вместе с ним и политического диалогов между Испанией и странами Латинской Америки приобрели ежегодные саммиты глав государств и правительств на высшем уровне. Благодаря политическому нейтралитету испанской короне в течении многих лет удавалось решать важные дипломатические задачи, с которыми не могли справиться члены правительства в силу противоречивых политических взглядов.
Другим аспектом королевской экономической дипломатии является акцент на тесном государственно-частном партнерстве, что выражается, к примеру, в систематическом включении представителей бизнес-структур и деловой элиты в состав иностранных делегаций королевства, а также в традиционных встречах Его Величества с испанскими предпринимателями во время нанесения им официальных визитов в иностранные государства. Эта особенность королевской экономической дипломатии весьма ярко проявляется в отношениях отношений со странами Европейского Союза, на которые приходится более двух третей объема испанского экспорта. Европейская интеграции остается краеугольным камнем внешней политики Испании, что подтверждается «Стратегией внешней политики» королевства, в которой прочные двусторонние отношения в рамках Евросоюза названы ключевым условием для развития открытого диалога в различных сферах сотрудничества [2, P.48], что подтверждается количеством королевских визитов в страны Союза, а также его непосредственным участием в многосторонних встречах и форумах. Сами компании весьма положительно относятся к такого рода инициативам, подтверждая, что эти поездки, а также возможность напрямую влиять на решения, принимаемые на государственном уровне, дает им существенное преимущество. Ряд экспертов полагает, что подобное взаимодействие является основой взаимовыгодного прочного сотрудничества, поскольку такой диалог направлен на выявление проблемных аспектов взаимодействия и создание более привлекательной и конкурентной основы для интеграции испанских компаний на иностранные рынки и одновременного привлечения иностранного капитала в Испанию [4, P.38].
Важной чертой экономико-дипломатической деятельности Филиппа VI является его особый статус монарха, который способствует установлению более доверительных и тесных отношений между Испанией и государствами с монархической формой правления, что в определенной степени влияет на ход переговоров и процесс принятия тех или иных решений. Ярким примером в этом контексте являются отношения между Испанией и Саудовской Аравией, куда Филипп VI нанес визит в 2017г. Его величество встретился с представителями испанского бизнеса и отметил, что своей деятельностью они вносят очень существенный вклад в дальнейшее развитие и рост экономик двух государств [5, 2017].
Выводы или заключение
Итак, на основе вышеперечисленных фактов можно сделать следующий вывод. Во-первых, на Филиппа VI возложена роль дипломата и «главного посла» Испании в мире, обязанностью которого является транслирование официальной позиции государства и продвижение его интересов на мировой арене. Во-вторых, Филипп VI играет важную роль в качестве представителя государства в сфере экономического сотрудничества и блестяще справляется с ролью дипломата, участвуя в переговорах на высшем уровне. Особенно ярко это проявляется в развитии диалога со странами Латинской Америки, что обуславливается общим историческим прошлым, лингвокультурной близостью, а также географическим положением Испании, выступающей «мостом» между Америкой и Европой. В-третьих, в своей деятельности Филипп VI ориентируется, прежде всего, на интересы испанских предпринимателей, а также проявляет личную заинтересованность в создании наиболее благоприятных условий для развития испанского бизнеса за пределами Испании. В-четвертых, Филипп VI как король обладает привилегированным статусом в отношениях с монархами других государств, что, несомненно, способствует установлению более тесных личностных контактов и развитию отношений между государствами в целом. Наконец, колоссальное значение имеет образ короля, символизирующий постоянство и стабильность и резко контрастирующий с образом политиков, которым свойственно менять внешнеполитический курс, что зачастую мешает формированию качественных связей, рассчитанных на перспективу. Более того, монарх не ограничен в своих действиях политическими взглядами и может успешно взаимодействовать даже с теми государственными деятелями, политические отношения с которыми на уровне правительств представляются натянутыми. Кроме того, испанский монарх в настоящий момент является в какой-то степени эталоном стройной и конструктивной имиджевой политики, значение которой на в настоящий момент сложно переоценить. Следовательно, несмотря на формальную ограниченность полномочий, Филипп VI играет важную роль в реализации экономической дипломатии Испании и во внешней политике государства в целом.