Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PREDSTAVLENIE OBRAZOVATEL'NOJ ORGANIZACII VYSSHEGO OBRAZOVANIYA V OTNOSHENIYAH S RABOTODATELYAMI

1 1
1
This article discusses the concept and essence of the representation of an educational organization of higher education in relations with employers, the problems and the proposed ways to solve them. This article discusses the concept and essence of the representation of an educational organization of higher education in relations with employers, the problems and the proposed ways to solve them.
representation
educational organization of higher education
employer
educational program
federal state educational institution of higher education

В научной и учебной литературе отечественных и зарубежных исследователей представлены множество точек зрения по поводу представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями, а также выявленные проблемы и их пути решения. Однако, стоит отметить, что зачастую эти проблемы видоизменяются под призмой динамики общественных явлений и предложенные мнения, по поводу их решения, являются не актуальными.

В настоящей научной работе мы обозначим, что представляет собой понятие и сущность представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями; выявим проблемы, возникающие в ходе представления образовательного и экономического субъекта и предложим наиболее рациональные пути решения.

Под представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями следует понимать комплекс мероприятий, направленных на эффективное взаимодействие образовательной организации с работодателями, направленных на повышение эффективности образовательного и производственного процессов. Таким образом, можно говорить о некотором «симбиозе» двух общественно важных институтов – сферы высшего образования и представителями бизнес-сектора.

Вышеуказанный симбиоз выступает важным «фундаментом», который способствует обеспечению свободного и стабильного экономического развития не только на муниципальном и региональных уровнях, но также и на государственном.

Стоит отметить, что представление образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями в настоящее время является достаточно проблемным вопросом ввиду отсутствия достаточного регулирования указанной сферы на законодательном уровне. Взаимодействие образовательной организации высшего образования с работодателями основывается на договорных отношениях, которые заключаются, как известно, на всеобщем гражданском принципе – свободы договора. В настоящее время отсутствует эффективная система положительных мер на различных уровнях, применяемых к работодателям, которые результативно взаимодействуют с образовательными организациями, как например, налоговые льготы. Вместе с этим, понудить работодателей к взаимодействию не представляется возможным, а выразить волеизъявление они не желают.

Таким образом, для решения вышеуказанной проблемы, мы предлагаем ввести комплекс государственных мер, применяемых в отношении работодателей, которые взаимодействуют со сферой образования, в точности инвестирование научных разработок, предоставление базы практик для студентов, обучающихся в образовательном учреждении, с которым заключен договор, а также их дальнейшее трудоустройство. Как говорилось, таковыми государственными мерами могут выступать различные налоговые льготы для работодателей.

Еще одну проблему можно выделить в сфере участия работодателей при разработке основной образовательной программы высшего образования. Разработка основной образовательной программы – это очень важный этап подготовки высококвалифицированных работников. Проектирование программы высшего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) производится на основе двух подходов, компетентностного, который направлен на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов и модульного, включающий логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Содержание образовательных программ регулируется и контролируется государством. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» закрепил, как необходимое условие, учет требований работодателей при разработке ФГОС ВО нового поколения. Однако в законодательстве четко не указано, как именно предлагается вести учет мнения работодателей и в каково разрешение ситуаций, когда мнение работодателей и представителей образовательной организации рознятся. Мы предлагаем решение указанной проблемы осуществить следующим образом. Принятие соответствующего нормативно-правового акта на государственном или региональном уровне, который бы отразил всю специфику учета мнения работодателей и образовательной организации при разработке образовательной программы высшего образования или же обязательное принятие локального акта на уровне образовательной организации. При этом в нормативных документах мы предлагаем отразить прерогативное право регулирования фундаментальных дисциплин для образовательной организации, а при выборе практически направленных дисциплин – представителям бизнес-сектора.

Таким образом, представление образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями является необходимым элементом для достижения наиболее результативного образовательного процесса, который способствует формированию личности, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками практической направленности. Также эффективное взаимодействие двух субъектов способствует повышению экономического уровня как субъекта РФ, так и страны в целом. Указанные положения, возможно, могут быть достигнуты благодаря изменению законодательства в части регулирования отношений между образовательной организацией высшего образования и работодателями, а также предоставлению последним определенных экономически выгодных льгот.