В научной и учебной литературе отечественных и зарубежных исследователей представлены множество точек зрения по поводу представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями, а также выявленные проблемы и их пути решения. Однако, стоит отметить, что зачастую эти проблемы видоизменяются под призмой динамики общественных явлений и предложенные мнения, по поводу их решения, являются не актуальными.
В настоящей научной работе мы обозначим, что представляет собой понятие и сущность представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями; выявим проблемы, возникающие в ходе представления образовательного и экономического субъекта и предложим наиболее рациональные пути решения.
Под представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями следует понимать комплекс мероприятий, направленных на эффективное взаимодействие образовательной организации с работодателями, направленных на повышение эффективности образовательного и производственного процессов. Таким образом, можно говорить о некотором «симбиозе» двух общественно важных институтов – сферы высшего образования и представителями бизнес-сектора.
Вышеуказанный симбиоз выступает важным «фундаментом», который способствует обеспечению свободного и стабильного экономического развития не только на муниципальном и региональных уровнях, но также и на государственном.
Стоит отметить, что представление образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями в настоящее время является достаточно проблемным вопросом ввиду отсутствия достаточного регулирования указанной сферы на законодательном уровне. Взаимодействие образовательной организации высшего образования с работодателями основывается на договорных отношениях, которые заключаются, как известно, на всеобщем гражданском принципе – свободы договора. В настоящее время отсутствует эффективная система положительных мер на различных уровнях, применяемых к работодателям, которые результативно взаимодействуют с образовательными организациями, как например, налоговые льготы. Вместе с этим, понудить работодателей к взаимодействию не представляется возможным, а выразить волеизъявление они не желают.
Таким образом, для решения вышеуказанной проблемы, мы предлагаем ввести комплекс государственных мер, применяемых в отношении работодателей, которые взаимодействуют со сферой образования, в точности инвестирование научных разработок, предоставление базы практик для студентов, обучающихся в образовательном учреждении, с которым заключен договор, а также их дальнейшее трудоустройство. Как говорилось, таковыми государственными мерами могут выступать различные налоговые льготы для работодателей.
Еще одну проблему можно выделить в сфере участия работодателей при разработке основной образовательной программы высшего образования. Разработка основной образовательной программы – это очень важный этап подготовки высококвалифицированных работников. Проектирование программы высшего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) производится на основе двух подходов, компетентностного, который направлен на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов и модульного, включающий логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Содержание образовательных программ регулируется и контролируется государством. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» закрепил, как необходимое условие, учет требований работодателей при разработке ФГОС ВО нового поколения. Однако в законодательстве четко не указано, как именно предлагается вести учет мнения работодателей и в каково разрешение ситуаций, когда мнение работодателей и представителей образовательной организации рознятся. Мы предлагаем решение указанной проблемы осуществить следующим образом. Принятие соответствующего нормативно-правового акта на государственном или региональном уровне, который бы отразил всю специфику учета мнения работодателей и образовательной организации при разработке образовательной программы высшего образования или же обязательное принятие локального акта на уровне образовательной организации. При этом в нормативных документах мы предлагаем отразить прерогативное право регулирования фундаментальных дисциплин для образовательной организации, а при выборе практически направленных дисциплин – представителям бизнес-сектора.
Таким образом, представление образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями является необходимым элементом для достижения наиболее результативного образовательного процесса, который способствует формированию личности, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками практической направленности. Также эффективное взаимодействие двух субъектов способствует повышению экономического уровня как субъекта РФ, так и страны в целом. Указанные положения, возможно, могут быть достигнуты благодаря изменению законодательства в части регулирования отношений между образовательной организацией высшего образования и работодателями, а также предоставлению последним определенных экономически выгодных льгот.