Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

CALCULATION OF THE GAS-AIR MIXTURE COMBUSTION SCENARIO IN AN OPEN SPACE AT EMERGENCY SITUATION AT A CRYOGEN CAR FILLING STATION

Klimenko D.A. 1 Adamov A.P. 1
1 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)
The use of liquefied natural gas as a motor fuel at gas stations seems promising for several of the following reasons: according to various departments and commercial structures, liquefied natural gas is cheaper than its oil counterpart, the emission of harmful substances into the atmosphere when using liquefied natural gas equipment is much lower, and how consequence of damage to the environment, lower than other motor fuels (gasolines, diesel), equipment designed for tions with the liquefied natural gas is advantageously compact design that facilitates its placement at the operating or under construction refueling equipment for handling liquified natural gas, has higher safety levels. By its physical and chemical properties, LNG is the safest fuel. Emergencies caused by LNG emissions have a number of specific features, which are determined by the physicochemical properties of the gas. As a result of accidental spills and LNG emissions, additional hazardous factors can occur in comparison with flammable and combustible liquids: rapidly developing fire, explosive clouds spreading over long distances, high average surface density of thermal radiation of a flame of a vapor and (or) liquid LNG phase, low temperatures that may lead in certain cases to the loss of strength and functional purpose of materials and structures of containers and equipment, low temperatures, which can cause human frostbite or death as a result of product emissions. The processes of designing and constructing stations for refueling vehicles with liquefied natural gas are associated with the lack of elaborated regulatory documentation regarding the requirements for the location of these facilities relative to surrounding buildings, structures, etc., as well as the lack of experience in the widespread use of LNG. In connection with the foregoing, the issues of forecasting the consequences of emergencies at a cryogenic gas station are important.
methane
lng
natural gas
alternative fuels
ECOLOGY

Введение

КриоАЗС относится к опасным производственным объектам, обладает повышенной опасностью, так как на сравнительно небольших площадях концентрируется большое количество легковоспламеняющихся и горючих жидкостей/газов. В результате анализа физико-химических свойств веществ, обращающихся на объекте, условий ведения производственных операций и изучения опыта аварий на других предприятиях установлено, что основную опасность на КриоАЗС представляют ЧС, которые могут сопровождаться пожарами и (или) взрывам [1]. Указанные опасности могут проявляться совместно, т.е. утечка сжиженного природного газа может сопровождаться пожаром, а пожар, в свою очередь, приводит к взрыву и разрушению оборудования. Если в зоне действия опасных факторов находятся люди, то возможно их поражение [2]. При нарушении герметичности резервуара с СПГ создается опасность образования взрывоопасных концентраций ГВС, что при наличии источника инициирования взрыва может обусловить взрыв ГВС в резервуарном парке и создать условия для дальнейшего развития аварии на КриоАЗС. Рассмотрим наиболее опасный сценарий – сценарий сгорания ГВС [3].

Основная часть

Избыточное давление взрыва при сгорании взрывоопасной газовоздушной смеси, рассчитывается с использованием методики, приведенной в ГОСТ Р 12.3.047-2012.

….Избыточное давление, развиваемое при сгорании газовоздушной смеси в открытом пространстве

(1)

где Ро - атмосферное давление, кПа (допускается принимать равным 101 кПа); mпр - приведенная масса газа, кг; r - расстояние от геометрического центра газовоздушного облака, м.

Определение приведённой массы СПГ

(2)

где Qсг - удельная теплота сгорания СПГ, Дж/кг; Z - коэффициент участия, который допускается принимать равным 0,1; Q0 - константа равная 4,52-106 Дж/кг; mг - масса горючих СПГ поступившего в результате аварии в окружающее пространство, кг; α - степень заполнения емкости по обьему(95%); ρспг - плотность СПГ, кг/м3 ; VPE3 - объем резервуара (3х12), м3 .

Определение импульса волны давления

(3)

где mпр - приведенная масса газа, кг; r - расстояние от геометрического центра газовоздушного облака, м.

Результаты расчета приведены в таблице 1 и рисунках 1 и 2.

Табл. 1. Значение импульса волны давления на различных расстояниях от резервуара

r, м

50

100

150

200

400

450

500

650

700

750

950

1000

1050

1100

mг, кг

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

14193

mпр, кг

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

15229,21

I, кПа·сек

1417,43

708,72

472,48

354,36

177,18

157,49

141,74

109,03

101,25

94,5

74,6

70,87

67,5

64,43

ΔР, кПа

170,15

44,54

22,97

15,02

6,06

5,26

4,64

3,43

3,15

2,91

2,24

2,12

2,01

1,91

 

Рис. 1. Импульс волны давления при сгорании газовоздушной смеси на открытом пространстве, кПа·с.

Рис. 2. Избыточное давление, развиваемое при сгорании газовоздушной смеси на открытом пространстве, кПа

Возможная обстановка при воздействии волны избыточного давления взрыва

При чрезвычайной ситуации, связанной с процессом сгорании газовоздушной смеси на открытом пространстве опасность будут представлять:

волна давления при сгорании ГВС в открытом пространстве (последствия воздействия избыточного давления представлены в таблице 2);

осколки, образующиеся в процессе разрушения резервуара и другого технологического оборудования.

Избыточное давление принимает опасное значение в течении нескольких секунд. В таких условиях эвакуация обслуживающего персонала не возможна [4].

Размеры зон поражения

Табл. 2. Последствия воздействия избыточного давления

Заключение

Исходя из полученных при расчетах характеристик зон возможного поражения, следует, что персонал, водители транспортных средств, жители прилегающих зданий получат следующие поражения в зависимости от удаления места аварии:

- несмотря на соблюдение нормативов в случае надземного размещения резервуара при сгорании ГВС наблюдается нижний порог повреждения человека давлением, на расстоянии более 500 метров [5].

Для снижения риска возникновения ЧС на КриоАЗС, вызванных авариями с взрывом ТВС, предусматриваются следующие мероприятия:

- усиление контроля качества при сборке

- усиление контроля качества при сборке резервуаров;

- регулярная проверка знаний обслуживающего персонала;

- возведение защитных ограждений;

- усиление охраны территории.

Для снижения тяжести ущерба от ЧС, вызванных авариями с взрывом ТВС, предусматриваются следующие мероприятия:

-наличие у ремонтных и аварийных бригад, а также в каждом автомобиле аптечек для оказания первой помощи при травмах, вызванных барическим и термическим поражениями, а также поражениями осколками стекол.

- наличие в каждом автомобиле средств первичного пожаротушения (огнетушители);

- немедленная эвакуация персонала ремонтных бригад, а также людей и автотранспорта в безопасное место, в связи с опасной пожарной обстановкой вблизи ЧС, вызванной взрывом ГВС.