Неуклонно растет число беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, которые вовлечены в преступную деятельность. Средства борьбы с преступностью отстают от социальных процессов, которые происходят в обществе, из-за чего благополучные подростки, все чаще стали демонстрировать отклоняющееся поведения, тем самым попадая в разряд трудновоспитуемых. По данным МВД в 2019 году каждое десятое расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их участии [1].
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, который затрагивает и физиологическое, и психическое здоровье ребенка, определяется периодом полового созревания. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, одновременно возникают новообразования личности, которые переводят ее на новый уровень развития. В этот период взросления подросток характеризуется дисгармоничностью в строении личности, демонстрирует протестующий характер поведения по отношению к взрослым, становится агрессивным, тревожным и жестоким.
Следовательно, все это ведет к возникновению отклонений в поведении – грубости, нечестности, лени, сквернословию, неуважению к старшим, воровству, бродяжничеству, курению, употреблению алкоголя, наркотиков. Чаще всего они проявляются в комплексе и являются признаками отклоняющегося поведения. То есть асоциальная среда приводит к деформации личности подростка, где поведение от отклоняющегося переходит к более сложному виду – девиантному и аддиктивному, вызванному глубокой моральной запущенностью. Поэтому такое поведение существенно влияет на формирование характера, личности, что определяет всю будущую жизнь человека.
Отклоняющееся поведение – система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Первые проявления наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Обычно она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то отклоняющееся поведение становиться нормой и переходит в расстройство [3].
Общими признаками отклоняющегося поведения независимо от его вида являются: невыполнение обещаний, пренебрежение своими обязанностями; враждебное отношение к другим, нетерпимость к их замечаниям, критике своих поступков; неустойчивость желаний; себялюбие, нескромность; применение силовых методов разрешения конфликтов.
Проблема отклоняющегося поведения у подростков выдвигает на первый план вопрос разработки, содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности по профилактике такого поведения посредством которой совершается разрушение прежде сформированных определённых негативных установок, взглядов, ценностей, мотивов, стандартов поведения и развитие новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
Следовательно, рост числа подростков с отклоняющимся поведением создает для общества существенную социальную проблему, которую необходимо решать своевременно и эффективно.
Социальная профилактика является эффективным средством предотвращения развития негативных процессов в развитии личности на первых этапах ее становления, тем самым снижая остроту социальной проблемы.
Социальная профилактика – научно-обоснованное и своевременно воздействие на субъекта деятельности для сохранения его функционального состояния с целью предотвратить возможные негативные процессы в его жизнедеятельности.
Социальная профилактика направлена на предупреждение социального отклонения за счет устранения или нейтрализации причин, их порождающих. Социальная профилактика, прежде всего, направлена на предотвращение физических, психологических, социокультурных недостатков у подростков «группы риска». Именно с помощью социальной профилактики можно сохранить, поддержать и защитить нормальный уровень жизни и здоровья подрастающего поколения, содействовать в достижении поставленных целей, раскрыть их внутренний потенциал [2].
Поэтому важно создать систему социальной профилактики в образовательной организации.
Социальная профилактика отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательной организации опирается на следующие принципы: законности; гуманного обращения; поддержки семьи; комплексного использования мер профилактики правонарушений; индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; научной обоснованности; системности.
Реализация социальной профилактики отклоняющегося поведения в условиях средней школы организуется согласно следующим нормативно-правовым документам: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уставом ОУ, должностными инструкциями [4].
Социальная профилактика в условиях средней школы включает в себя комплекс мер: совершенствование учебно-воспитательного процесса и специальные целенаправленные организационные меры по предупреждению индивидуальных и групповых преступлений.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса включает в себя ряд условий:
- повышение методического уровня педагогов за счет проведения семинаров, мастер-классов по обучению навыкам взаимодействия с учащимися группы риска;
- анализ посещаемости занятий учащимися, предупреждении пропусков без уважительной причины;
- обеспечение занятности учащихся во внеурочной деятельности с опорой на интересы учащихся, вовлечение их в различные виды деятельности: исследование, спорт, творчество, управление;
- привлечение учащихся с отклоняющимся поведением в органы ученического самоуправления, как класс, так и школы;
- снижение количества конфликтов в диаде «учитель-ученик», «ученик-ученик», «родитель-ребенок»;
- создание в школе органов профилактики правонарушений учащихся («Совет профилактики»), задача которого обсуждении причин отклоняющегося поведения поиска способов его преодоления;
- создание общественных формирований из числа учащихся и молодых специалистов, родителей («Народная дружина»), которая будет следить за порядком при организации различных массовых мероприятий на территории образовательной организации [2].
Специальные целенаправленные организационные меры социальной профилактики отклоняющегося поведения включают в себя следующие компоненты:
- психодиагностический компонент позволяет изучить личностные особенности учащегося, выявить лиц, имеющих предрасположенность к криминальному риску, определить круг их общения, как в школе, так и за ее пределами;
- психокоррекционный компонент основан на систематической правовоспитательной работе с учащимися «группы риска как» индивидуально, так и фронтально, в процессе организации конструктивного межличностного общения;
- психопрофилактический компонент направлен на работу с родителями учащихся группы риска, вооружение их навыками межличностного общения с подростками, профилактике вредных привычек, как в среде родителей, так и в среде подростков; систематический контроль за поведением учащихся «группы риска» внутри школы [3].
Реализация социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляется за счет системы методов:
- профилактические беседы информационного и консультационного характера;
- наблюдение за поведением учащихся группы риска в учебно-воспитательном процессе;
- метод профилактического вмешательства (дискуссии, круглые столы с привлечением общественности, индивидуальные консультации, групповые занятия по профилактике вредных привычек, ПАВ);
- профилактические тренинги.
Для оценки эффективности социальной профилактики отклоняющегося поведения в условиях образовательной организации необходимо проводить мониторинг личностного развития учащихся «группы риска» и изучать общественное мнение обучающихся, на основании данных мониторинга вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс, подбирая более результативные способы воздействия на личность подростка.
Таким образом, для осуществления социальной профилактики отклоняющегося поведения в условиях средней школы необходимо проводить комплекс мер по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, использованию специальные меры профилактики и вести мониторинг проделанной работы для отслеживания результатов работы и внесения коррективов для повышения ее эффективности.