Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOTSIAL'NAYA PROFILAKTIKA OTKLONYAYUSHCHEGOSYA POVEDENIYA V USLOVIYAKH SREDNEY SHKOLY

Rynda I.V. 1
1 Ulyanovsk state pedagogical University named after I.N. Ulyanov
The article discusses the problem of social prevention of deviant behavior, provides an analysis of the measures of social prevention of deviant behavior, provides solutions in a modern school.
social prevention
deviant behavior
adolescence
preventive measures

Неуклонно растет число беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, которые вовлечены в преступную деятельность. Средства борьбы с преступностью отстают от социальных процессов, которые происходят в обществе, из-за чего благополучные подростки, все чаще стали демонстрировать отклоняющееся поведения, тем самым попадая в разряд трудновоспитуемых. По данным МВД в 2019 году каждое десятое расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их участии [1].

Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, который затрагивает и физиологическое, и психическое здоровье ребенка, определяется периодом полового созревания. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, одновременно возникают новообразования личности, которые переводят ее на новый уровень развития. В этот период взросления подросток характеризуется дисгармоничностью в строении личности, демонстрирует протестующий характер поведения по отношению к взрослым, становится агрессивным, тревожным и жестоким.

Следовательно, все это ведет к возникновению отклонений в поведении – грубости, нечестности, лени, сквернословию, неуважению к старшим, воровству, бродяжничеству, курению, употреблению алкоголя, наркотиков. Чаще всего они проявляются в комплексе и являются признаками отклоняющегося поведения. То есть асоциальная среда приводит к деформации личности подростка, где поведение от отклоняющегося переходит к более сложному виду – девиантному и аддиктивному, вызванному глубокой моральной запущенностью. Поэтому такое поведение существенно влияет на формирование характера, личности, что определяет всю будущую жизнь человека.

Отклоняющееся поведение – система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Первые проявления наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Обычно она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то отклоняющееся поведение становиться нормой и переходит  в расстройство [3].

Общими признаками отклоняющегося поведения независимо от его вида являются: невыполнение обещаний, пренебрежение своими обязанностями; враждебное отношение к другим, нетерпимость к их замечаниям, критике своих поступков; неустойчивость желаний; себялюбие, нескромность; применение силовых методов разрешения конфликтов.

Проблема отклоняющегося поведения у подростков выдвигает на первый план вопрос разработки, содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности по профилактике такого поведения посредством которой совершается разрушение прежде сформированных определённых негативных установок, взглядов, ценностей, мотивов, стандартов поведения и развитие новых с целью достижения самореализации личности в обществе.

Следовательно, рост числа подростков с отклоняющимся поведением создает для общества существенную социальную проблему, которую необходимо решать своевременно и эффективно.

Социальная профилактика является эффективным средством предотвращения развития негативных процессов в развитии личности на первых этапах ее становления, тем самым снижая остроту социальной проблемы.

Социальная профилактика – научно-обоснованное и своевременно воздействие на субъекта деятельности для сохранения его функционального состояния с целью предотвратить возможные негативные процессы в его жизнедеятельности.

Социальная профилактика направлена на предупреждение социального отклонения за счет устранения или нейтрализации причин, их порождающих. Социальная профилактика, прежде всего, направлена на предотвращение физических, психологических, социокультурных недостатков у подростков «группы риска». Именно с помощью социальной профилактики можно сохранить, поддержать и защитить нормальный уровень жизни и здоровья подрастающего поколения, содействовать в достижении поставленных целей, раскрыть их внутренний потенциал [2].

Поэтому важно создать систему социальной профилактики в образовательной организации.

Социальная профилактика отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательной организации опирается на следующие принципы: законности; гуманного обращения; поддержки семьи; комплексного использования мер профилактики правонарушений; индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; научной обоснованности; системности.

Реализация социальной профилактики отклоняющегося поведения в условиях средней школы организуется согласно следующим нормативно-правовым документам: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уставом ОУ, должностными инструкциями [4].

Социальная профилактика в условиях средней школы включает в себя комплекс мер: совершенствование учебно-воспитательного процесса и специальные целенаправленные организационные меры по предупреждению индивидуальных и групповых преступлений.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса включает в себя ряд условий:

  • повышение методического уровня педагогов за счет проведения семинаров, мастер-классов по обучению навыкам взаимодействия с учащимися группы риска;
  • анализ посещаемости занятий учащимися, предупреждении пропусков без уважительной причины;
  • обеспечение занятности учащихся во внеурочной деятельности с опорой на интересы учащихся, вовлечение их в различные виды деятельности: исследование, спорт, творчество, управление;
  • привлечение учащихся с отклоняющимся поведением в органы ученического самоуправления, как класс, так и школы;
  • снижение количества конфликтов в диаде «учитель-ученик», «ученик-ученик», «родитель-ребенок»;
  • создание в школе органов профилактики правонарушений учащихся («Совет профилактики»), задача которого обсуждении причин отклоняющегося поведения поиска способов его преодоления;
  • создание общественных формирований из числа учащихся и молодых специалистов, родителей («Народная дружина»), которая будет следить за порядком при организации различных массовых мероприятий на территории образовательной организации [2].

Специальные целенаправленные организационные меры социальной профилактики отклоняющегося поведения включают в себя следующие компоненты:

  • психодиагностический компонент позволяет изучить личностные особенности учащегося, выявить лиц, имеющих предрасположенность к криминальному риску, определить круг их общения, как в школе, так и за ее пределами;
  • психокоррекционный компонент основан на систематической правовоспитательной работе с учащимися «группы риска как» индивидуально, так и фронтально, в процессе организации конструктивного межличностного общения;
  • психопрофилактический компонент направлен на работу с родителями учащихся группы риска, вооружение их навыками межличностного общения с подростками, профилактике вредных привычек, как в среде родителей, так и в среде подростков; систематический контроль за поведением учащихся «группы риска» внутри школы [3].

Реализация социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляется за счет системы методов:  

  • профилактические беседы информационного и консультационного характера;
  • наблюдение за поведением учащихся группы риска в учебно-воспитательном процессе;
  • метод профилактического вмешательства (дискуссии, круглые столы с привлечением общественности, индивидуальные консультации, групповые занятия по профилактике вредных привычек, ПАВ);
  • профилактические тренинги.

Для оценки эффективности социальной профилактики отклоняющегося поведения в условиях образовательной организации необходимо проводить мониторинг личностного развития учащихся «группы риска» и изучать общественное мнение обучающихся, на основании данных мониторинга вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс, подбирая более результативные способы воздействия на личность подростка.

Таким образом, для осуществления социальной профилактики отклоняющегося поведения в условиях средней школы необходимо проводить комплекс мер по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, использованию специальные меры профилактики и вести мониторинг проделанной работы для отслеживания результатов работы и  внесения коррективов для повышения ее эффективности.