Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK IN STUDENTS IN STUDY OF NATURAL SCIENCE DISCIPLINES ON EXAMPLE OF COURSE OF EVOLUTION THEORY

Chufitskaya T.A. 1
1 Tula state pedagogical University. L.N. Tolstoy
The article is devoted to the problem: what methodological means, oriented to the formation of scientific worldview of students, can be included in the subject training of students in discipline theory of evolution. The subject of the study is the methodological system of formation of the scientific worldview of students in the study of the theory of evolution. This article shows that the world view develops in the individual as a result of consistent mastery of scientific knowledge, a system of common methods of knowledge of reality. Significant signs of scientific worldview, their means of formation in modern students in the process of teaching the theory of evolution are considered. There are also several stages for the development and formation of the students "world view, the main functions of worldview are specified. When studying natural science disciplines of character at the university, a number of typical difficulties are revealed, which prevent the formation of a scientific world view among students. The problem of forming a worldview implies the development of a scientific, evidentiary style of thinking in students. This depends to a large extent on the content and methodology of teaching subjects of the natural science cycle in the university. The introduction of separate elements into the educational process (block module, lecture-provocation) showed a successful result. We were convinced that the bachelor students of the 5 course of the LTPU named after L.N. Tolstoy had a positive dynamics in the formation of the scientific worldview during the study of the course of evolution theory.
outlook
scientific outlook
outlook functions
methodical base
block module
lecture provocation

Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение определяет поведение и поступки личности в социуме.

Выделяют следующие основные типы мировоззрения: философское, научное, обыденное, религиозное, мифологическое. Структура мировоззрения включает в себя интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический компонент.

В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Однако, формируясь на основе осмысления прошлого и настоящего, мировоззренческие принципы обращены в будущее. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.

Материал и методы исследования: анализ научной и учебно-методологической литературы; систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование школьников и студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение. Основой целенаправленного формирования мировоззрения является процесс обучения, в первую очередь естественнонаучным дисциплинам.

Именно систематическое естественнонаучное образование позволяет учащимся осмысленно воспринимать окружающую действительность.

Формированию научного мировоззрения посвящены исследования Барсукова Н.К., Шишелова Т.И[1], в которых раскрывается сущность научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения теории эволюции.

Суть основных положений указанных авторов состоит в следующем:

- существенными признаками научного мировоззрения являются:

а) наличие обобщенной, научно обоснованной системы представлений, мыслей, взглядов на природу, общество и мышление;

б) убежденность в истинности этих взглядов и восприятие их как своих собственных;

в) руководствование ими во всей своей деятельности как принципами для принятия решения и своего поведения, как опорой мышления, стремлений;

- усвоение учащимися знаний по предмету, само по себе, автоматически не является определяющим в формировании мировоззрения. Необходимо в понятиях и утверждениях систематически выделять мировоззренческие аспекты и обеспечивать условия для осознания этих аспектов учащимися;

- ознакомление студентов с теорией эволюцией как определенным методом миропознания, формирование понимания диалектической взаимосвязи теории эволюции и действительности, представление о предмете и методе теории эволюции, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, понимание сущности и роли в познании действительности ведущих понятий теории эволюции способствуют миропониманию, вносят существенный вклад в формирование общей культуры личности.

В качестве средства формирования научного мировоззрения у современных студентов в процессе обучения теории эволюции разными авторами предложены:

- учебные мировоззренческие ситуации (М.Ф. Гильмуллин, А.Л. Жохов, И.Е. Карелина[2]);

- система учебных материалов в виде комплекса серий специальных плакатов;

- элективные методологически ориентированные курсы (М.В. Шабанова[3]).

Мировоззренческие знания и убеждения субъективно отражают объективную реальность, следствие усвоения индивидуального и коллективного опыта людей. Мировоззрение выполняет ряд функций: информационную, регулятивную, оценочную.

Информационная функция связана с очевидным приемом восприятия явлений и событий мира вокруг нас и их отблеском в сознании человека. Мировоззрение делает для человека ясным мир природы и сообщества, сформировывает просвещенное понимание, вооружает методами.

Регулятивная функция связана с тем, что, поведение и работа человека ориентируются его сознанием, его взорами и убеждениями. В случае, если у человека сформировано, то или иное мировоззрение, сформировались устойчивые взоры и убеждения, тогда они, как правило, характеризуют его поступки и действия, в практической деятельности считаются начальной позицией.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все жизненные явления, находящиеся вокруг нас, человек расценивает, следуя из собственных убеждений и взглядов, другими словами, мировоззрение играет роль призмы, через которую человек наблюдает на мир и определённым образом расценивает все явления и действия, происходящие в нем.[4]

Развитие и становление мировоззрения – трудоемкий, многозначный, внутренне связанный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

Первый этап – это мироощущение, которое описывает состояние ребёнка в окружающем мире. Второй этап – это мировосприятие – форма конкретного эмоционального отражения реальности.

Главная функция мировосприятия – скопление эмоционального опыта. Мировосприятие не классифицируется зеркальным отображением реальности, оно включается в систему предыдущего опыта ребёнка, в систему его отношений с реальностью. Восприятие мира на данном этапе наблюдается на эмоционально-образном уровне, создавая в сознании ребёнка “образ мира” (А.Н. Леонтьев). Третий этап – сформировывает научное миропонимание, то есть отражение причинно-следственных связей, сущности явлений и взаимоотношений меж ними. На данном этапе наблюдается составление научных понятий, осмысление законов, закономерностей. Четвёртый этап – научное мировоззрение. Его высококачественные характеристики: диалектическое и материалистическое восприятие мира, разумное обоснование его становления, позиция гуманизма в отношении к общественным явлениям, отношение к науке как к главной ценности, которая позволяет человеку быть хозяином собственной судьбы. [5]

Актуальность данного исследования определяет возникшее противоречие между необходимостью формирования научного мировоззрения студентов-бакалавров и недостаточностью методической базы для обеспечения этого процесса.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какие методические средства, ориентированные на формирование научного мировоззрения студентов, можно включить в предметную подготовку студентов по дисциплине теория эволюции.

Объект исследования: процесс обучения студентов-бакалавров.

Предмет исследования: методическая система формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.

Гипотеза исследования: в процессе изучения теории эволюции будет эффективно сформировано научное мировоззрение у студентов-бакалавров, если:

  1. Будет проанализировано содержание программы дисциплины теории эволюции и выявлены условия для формирования научного мировоззрения;
  2. Определены методические условия формирования научного мировоззрения при изучении теории эволюции и разработаны методические рекомендации;
  3. Проведен педагогический эксперимент по реализации методических рекомендаций;
  4. Проведена оценка эффективности методических разработок, направленных на формирование научного мировоззрения.

В соответствии с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать различные подходы к понятию научного мировоззрения школьников и студентов;
  2. Раскрыть компетентностную характеристику студентов;
  3. Определить содержание, формы, методы и средства формирования научного мировоззрения студентов.
  4. Раскрыть роль и место курсов по теории эволюции историко-мировоззренческой направленности как средства формирования научного мировоззрения студентов;
  5. Обосновать роль информационных проектов в рамках дисциплины теории эволюции как средства формирования научного мировоззрения студентов;
  6. Разработать фонд оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и апробировать его на практике.

Нами были разработаны методики для формирования научного мировоззрения при изучении курса теории эволюции.

Заключение. Внедрение отдельных элементов в учебный процесс (блок-модуль, лекция-провокация) показало успешный результат. Мы убедились, что студенты-бакалавры 5 курса ТГПУ им. Л.Н. Толстого имели положительную динамику при формировании научного мировоззрения во время изучении курса теории эволюции.