Введение. В настоящее время система образования РФ ориентируется на мировое образовательное пространство, поэтому уровень и качество образования рассматривается в соответствии с мировыми стандартами и нормами, что дает возможность обеспечить достойную конкуренцию на международном рынке труда выпускникам. Вне зависимости от сферы деятельности, в которой выпускник будет работать, важно учить его самостоятельно и творчески мыслить, постоянно обновляя свои знания и умения. Именно поэтому на передний план выходит проблема развития у студентов самообразования, что требует от обучающегося умения в минимальное время получать максимум информации, что влечет за собой формирование и развитие логического мышления.
Цель исследования - провести теоретико-методологический анализ психолого-педагогических условий формирования логической культуры студентов педагогического университета.
Материал и методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за деятельностью студентов, изучение продуктов деятельности студентов, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав проблему формирования и развития логической культуры студентов к педагогической психологии, дидактике высшей школы, можно выделить четыре основных этапа:
Первый этап (1930-1960 гг.) – в исследованиях И. Мерзона, А.И. Стражева, И. Хмелева, С.Г. Шаповаленко впервые встречаются предпосылки логико-дидактического подхода. Авторы разработок считают, что именно логика является необходимым инструментом научно-профессиональной практики. В систематическом, описательном и информационно-рецептивном обучении основной целью является развитие логического мышления. На гуманитарных факультетах в соответствии с Постановлением 1946 г. был введен такой предмет как «Логика». Опыт преподавания логики как отдельной дисциплины указывает на то, что её изучение в отдельности от приложения знаний оказывает малый эффект в аспектах развития логического мышления. [3]
Второй этап (1960-1969 гг.) – перед высшей учебной школой стояла задача: целенаправленное и систематическое формирование мировоззрения студентов за счет новых знаний, умений и навыков. Основными проблемами на пути решений данной задачи стали: отбор содержания информации, форм и методов обучения.
Третий этап (1970-1980 гг.) – большое внимание уделяется проблеме формирования и развития творческого мышления у студентов, которое связано с научными интересами, профессиональными способностями. В работах В.М. Аганисьян, Н.А. Подгорецкой, Н.Ф. Талызиной обращается внимание на то, что трудности, которые возникают обычно у студентов при изучении конкретного предмета, обусловлены не только специфичной сложностью данной дисциплины, но и несформированностью общих логических приемов мышления поступающих в высшую школу. В это время западная система высшего образования «делает ставки» на развитие критического мышления, основой которого является классическая формальная логика, где рассматривается проблема применения полученных знаний в разных сферах жизни, в том числе и повседневной. [1]
Четвертый этап (1981 г. – по наше время) – данный период характеризуется динамичными изменениями в формировании особых надпрофессиональных, в том числе и логических, знаний, умения, навыков, способностей, которые обеспечивают профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность выпускника. На первый план выходит проблема активизации познавательной деятельности и разработка информационно подхода к обучению. [5]
Интерес к логике как необходимому элементу образования и культуры возрос и влечет за собой потребность решения таких задач, как: преподавание логики в высшей школе должно быть обеспечено соответствующими учебно-методическими комплексами; подготовка профессиональных кадров в области педагогики, которые будут способны должным образом реализовать процесс. В работах диагностического характера были выявлены типичные недостатки в знаниях и учениях логического характера у студентов, кроме этого, недостатки были выявлены и в работе преподавателей по решению проблемы развития логической культуры студентов. [3]
Со стороны преподавателей основными недостатками в работе являются: не учитываются психологические и возрастные особенности студентов; игнорирование особенности логической структуры в процессе изложений знаний; часто преподаватели подменяют логическую процедуру научного объяснения процедурой внешнего описания объектов или эмпирическим обобщением; логические операции (дедуктивный, индуктивный метод) нередко подменяются обыкновенным обобщением фактов.
Со стороны студентов: затруднение в выявлении существенных признаков изучаемых явлений, их обобщение; не видят разницы между обобщением фактов и получением выводов на основе оперирования понятиями и суждениями; в процессе установления причинно-следственных связей подменяют причину каким-либо внешним доводом; затруднение описания и объяснения явлений и процессов; неправильные индуктивные, дедуктивные умозаключения и выводы по аналогии; слабо владеют логикой доказательств и опровержений; испытывают затруднения при необходимости в моделировании, мысленного эксперимента, оперирования гипотезами.
Логические приемы мышления – это совокупность действий, которые направлены на осуществление логических операций или логических законов. А основной отличительной чертой логического приема считается ориентир на логические законы и требования, которые берут свое начало от логики. Классификации, сравнение, анализ, подведение под понятие, причинно-следственные связи и многое другое относят к видам логических приемов мышления. Умение планировать, контролировать, запоминать, наблюдать относится к общим типам познавательной деятельности, как правило, данные виды не зависят от конкретного материала, но используются они в специфических (предметных) направлениях. [2]
Бытует ошибочное мнение, что студенты «умеют мылить логически». Ежегодные наблюдения, результаты диагностики указывают на то, что бакалавры, которые приступают к изучению логики, недостаточно понимают логические отношения между понятиями, затрудняются в установлении таких видов мышления, как понятие, суждение, умозаключение, «теряются» в научном и художественном описании, объяснении и представлении. Проведен ряд исследований диагностического характера на студентах ТГПУ им. Л.Н. Толстого (бакалавры 4 курса факультета естественных наук), который показал, что около 61% студентов имеют низкий уровень владения основными логическими операциями с понятиями. И только около 6% имеют высокий уровень по данным показателям. Кроме этого, отмечается, что обучающиеся с низким уровнем развития логического мышления испытывают трудности в обучении не только в «первую сессию», но и в последующих семестрах.
Одной из основных задач преподавателя в высшей школе является регулярная целенаправленная работа по формированию и развитию логической культуры мышления студентов, что входит в составную часть комплексного процесса профессиональной и мировоззренческой подготовки специалистов. Преподавание той или иной дисциплины в высшей школе должно осуществляться в соответствии с законами логики и теми познавательными процессами, которые сложились исторически. Решение проблемы развития логического мышления у студентов в настоящее время является острой необходимостью, которая не решается в одно мгновение, только в результате комплекса «воспитание-образование» её возможно решить. [5]
Новые ориентиры образования, развитие личности обучающегося, а процессе получения образования требует от преподавателя переосмысления и разработки учебно-воспитательного плана по предмету, где центром становится студент с его потенциальными возможностями. Преподаватель обязан добиться того, чтобы мыслительная деятельность студентов была точной, последовательной и доказательной, чтобы они умели проверять фактические наблюдения и, основываясь на теоретических знаниях, могли их объяснять, устанавливать причинно-следственную связь между фактами и явлениями. [4]
Чтобы поднять уровень логической культуры обучающихся, в некоторых учебных заведениях было введено преподавание логики. Но в большинстве случаев познавательные возможности школьников остаются практически на одинаковом уровне, т.к. условия, в которых формируется логическая культура обучающихся, характеризуются информационной перезагруженностью содержания образования. [2]
Изучение научной литературы в области психологии, педагогики, методики преподавания биологии и современное состояние проблемы показывает, что вопрос обучения студентов приемам логического мышления в методическом обосновании недостаточно проработано.
Заключение. Как показывают результаты исследований, для успешного решения задачи развития логического мышления у студентов необходимо учитывать возрастные особенности мышления. Необходима разработка модели логической культуры личности студента и руководствоваться этой моделью в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла. Учащиеся должны в обязательном порядке ознакомиться с логикой структуры изучаемых основ наук. Обязательной компонентой при объяснении нового материала является применение логических методов, выполнение логических заданий и задач.