Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INFLUENCE OF POLITICAL INSTITUTIONS ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The relevance is due to the fact that the economic growth of the regions is one of the main objectives of the policy. The economic development of the region depends on many aspects. However, to date, the influence of political institutions has not been established. The interaction of political organizations in the region affects not only the political sphere of society, but also the economic sphere and indicates the reserves of its economic growth. The influence of the state, political parties, and social movements pursuing a political goal on the economic sphere of the region is fundamental in shaping the economy. At the same time, it is important to consider the political structure, its structural elements and their interaction with each other, which will help to identify the effectiveness of their functioning. The effectiveness of the operation, in turn, allows you to understand the impact on the economy of the region. This will reveal a pattern between political institutions and the economic sphere of the region, which allows us to identify factors that affect the economic growth of the region. The importance of building economic potential in the current realities of Russia's political system makes it necessary to study this topic. This will allow us to form an integrated system of functioning of all the subjects of the Russian Federation, which will have a positive impact on the country's economy.
political institutions
economic development
and economic growth in the region

Политическая система оказывает воздействия на экономическое развития территории согласно своим внутренним свойствам, которые раскрываются  через политическое, стратегическое взаимодействие политических и экономических институтов. Такое воздействие между политической системой и экономикой структурируется институтами, обладающими потенциалом административного принуждения и экономическими рычагами управления, ресурсами.

Совокупность законодательных норм и неформальных правил формирует и ограничивает варианты допустимых стратегических вариантов развития событий, как политических так и экономических моделей поведения резидентов государства и бизнес-элит.

Вовлеченность, доверие и отклик проявляемые в электоральные периоды являются критерием эффективности политических и экономических институтов, служат стимулом для последующего институциональных преобразований.  Политическая культура так или иначе указывает на состояние общепризнанных политических ценностей  и формирует отношение к административному аппарату,  производственным процессам и накоплению материальных благ  и ресурсов.

Актуальное представление о роли государства в экономическом развитии региона состоит из ряда основных стратегических задач по обеспечению благоприятных для всех экономических субъектов экономики условий ведения хозяйственной деятельности. Для осуществления указанных задач государственный аппарат концентрируется на двух важнейших направлениях:

1) поддержание макроэкономической стабильности;

2) совершенствование институциональной среды.

Качество и стабильность национальных институтов определяют, среди прочего, уровень затрат на ведение бизнеса, привлекательность участия в бизнесе для частных инвесторов, инвестиционную активность в стране, уровень и качество конкуренции на рынках и, следовательно, самым непосредственным образом влияют на экономическое развитие. Многочисленные межстрановые исследования показали наличие устойчивой корреляционной связи между качеством институтов и долгосрочными темпами роста[1].

Наличие качественных и эффективных институтов является общей характеристикой для стран с высокими доходами на душу населения по паритету покупательной способности.[2] В современной данности постиндустриального развития мировой экономики наличие и требования к качеству институтов непрерывно усиливаются. Это обуславливается повышением норм качества человеческого капитала, инновационной характеристикой развития экономики, требующих новых моделей новых систем поддержки хозяйственной деятельности субъектов экономики и усиление специализации и узконаправленности трудовых ресурсов. Все это неизбежно приводит  усложнению хозяйственной системы и формированию новых рисков для устойчивости развития. Предполагается, что развитие политических институтов на региональном уровне должно нивелировать риски, создаст систему их эффективного распределения и мониторинга, установит контроль за протеканием социально-экономических процессов и укрепит партнерство между государственным и частным сектором экономики. Будет способствовать созданию опоры для общественного сектора и привлечению инвестиций в регион.

Также рост потребности в информации позволит укрепить роль политических институтов в экономике благодаря постоянной смене информационного поля и его влияния на социальные аспекты бизнес процессов.[3] В свою очередь это повышает требования к прозрачности и гласности деятельности политических институтов и организаций, усилит спрос на демократизацию и полярность мнений, станет своеобразным рывком для создания специализированных политических и трудовых групп населения, различных коалиций и направлений политико-социальной мысли.

На новом этапе развития  политических институтов появятся потребность в  системе оценки влияния на социально-экономические факторы развития, зависящие от качества политических институтов и организаций.[4] Переоценка деятельности политических институтов неизбежно приведет к реформированию и улучшению качества их деятельности, к дальнейшей демократизации общества. Приоритет в оценке хозяйственной деятельности будет отдаваться индексам политической активности населения, анализу качества институциональных характеристик.

В современном сценарии регионального развития экономики на первый план выходит реализация приоритетных национальных проектов, как форма стратегического плана развития государственной экономики. Масштабность и комплексность национальных проектов позволяет усилить бюджетное финансирование отдельных секторов, что в дальнейшем приведет к реформации политических институтов в регионах, ведь базовыми принципами реализации национальных проектов является развитие человеческого капитала.  

Таким образом, современное развитие политических институтов и их влияние на региональное развитие экономики  позволяют  сделать следующие выводы:

1) Мировая тенденция на информатизацию хозяйственной деятельности увеличивает влияние политических институтов и организаций из-за потребности в своевременном доступе к информации, демократизации и плюрализму мнений.

2) Усложнение и скорость протекания экономических процессов способствует формированию новых рисков устойчивости развития в регионах. Для эффективного  распределения такого рода рисков необходим рост влияния политических институтов на социально-экономических аспекты  хозяйственной деятельности региона.

3) Совершенствование институциональной среды является весомым фактором продвижения стратегических  планов развития и поддержания стабильности экономических систем в регионах.

 

[1] UNCTAD . World investment prospects survey 2007 ñ 2009. [Электронный ресурс ] New York; Geneva, 2007.

[2] Хелпман Э. Загадка экономического роста. [Электронный ресурс] М.: Института Гайдара, 2011. 240 с.

[3] Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория: монография. [Электронный ресурс]  М.: ТЕИС, 2002. 591 с.

[4] Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. [Электронный ресурс] М.: Начала,1997. 180 с.