Самая длинная река Европы, Волга, проходит около 3520 километров от Тверской области на северо-западе России до Каспийского моря на юге, где она образует самый большой в Европе лиман под городом Астрахань. Его водораздел - 1,35 миллиона квадратных километров - охватывает почти всю европейскую часть России и включает в себя 11 из 20 крупнейших городов страны. Река, сегодня охватываемая 13 гидроэлектростанциями, сегодня представляет собой каскад водохранилищ. Система также имеет решающее значение для сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также является основным транспортным маршрутом.
Волга, называемая «важнейшей автомагистралью России», есть основной транспортный канал с многочисленными логистическими узлами. Это сыграло решающую роль на протяжении всей российской истории [2, с. 334]. Его территория была колыбелью протоиндоевропейских цивилизаций; река была древним торговым вектором между Скандинавией и Персией, а укрепленные города, построенные на ее берегах, были полями сражений в русских войнах против монгольских, тюркских и ближневосточных народов. В советское время он был преобразован в линейную электростанцию: восемь гидроэлектростанций используют реку, а многочисленные промышленные города получают электроэнергию из ее энергии [6, с. 177]. Эти города Волги были определены рекой в прошлом: это была их жизненная основа и главная дорога в древние времена, затем она стала их источником энергии и ключом к их модернизации. С этой точки зрения можно сказать, что есть три Волги: Волга как средство поселения, Волга как промышленный катализатор и Волга будущего.
Бассейн Волги, на долю которого приходится только 8 процентов территории России, обеспечивает почти 45 процентов общего объема промышленного производства в стране и 50 процентов сельскохозяйственного производства. Валовой региональный продукт на душу населения превышает среднероссийский уровень в Республике Татарстан, Пермской, Самарской и Вологодской областях, в то время как наиболее активно развивающимися регионами в течение последнего десятилетия были Москва и Татарстан. Темпы роста экспорта самые высокие в Московской агломерации, Самарской и Вологодской областях. Инвестиции и инновации в этих регионах также высоки, и в результате они ответственны за самые высокие темпы экономического роста в России среди всех субъектов федерации. Природные ресурсы (нефть, газ, леса), производство электроэнергии, промышленность (автомобили, корабли, самолеты, черные металлы и химикаты) и сельское хозяйство способствуют высокому экономическому потенциалу бассейна. Быстрый рост современных корпораций, особенно в энергетическом секторе, является одним из основных двигателей инноваций и устойчивого развития в бассейне. Следовательно, в повестке дня в области устойчивого развития растет число действующих лиц с различными интересами. Ожидается, что их роль будет быстро расти.
В настоящее время Поволжье характеризуется:
- высокое экономическое развитие водных, земельных и лесных ресурсов;
- нарушение режима стока из-за возникновения катастрофических наводнений и наводнений;
- деградация водных ресурсов, земельных и лесных угодий в результате использования дренажных (Верхняя и Средняя Волга) и ирригационных систем (Средняя и Нижняя Волга).
Для современного периода актуальны такие проблемы, как неравномерное распределение населенных пунктов; высокая интенсивность формирования городов вдоль речной системы Поволжья; химическое загрязнение и появление пустынных населенных пунктов, поселков.
Важнейшей задачей развития Волжского транспорта является формирование и развитие на его территории участков международных транспортных коридоров, основным из которых является «Север - Юг».
Круизный туризм является одним из перспективных видов внутреннего и въездного туризма, особенно в Поволжье, который всегда играл важную роль в развитии экономических отношений, культурных контактов между народами и государствами и с древних времен считался не только главная транспортная артерия страны, а также мост между цивилизациями Востока и Запада. Сегодня маршрут доставки по реке. Поволжье объединяет более 90 городов, 11 областей и четырех республик, три федеральных округа.
Из-за многомерного характера рекреационного потенциала, который включает в себя различные объекты и явления как природной, так и социокультурной среды, все критерии его оценки можно сгруппировать в два блока: ландшафтно-эстетическая привлекательность территории и медико-биологическая комфорт отдыха в нем. Первый блок будет включать критерии оценки, характеризующие степень привлекательности природных и историко-культурных объектов и влияющие на формирование положительного имиджа территории, что в свою очередь способствует развитию рекреационной деятельности. Единица биомедицинского комфорта включает в себя элементы оценки, отвечающие за гигиеническое качество природных сред, за физиологическое удобство естественных условий для отдыха, а также за риски и степень безопасности рекреационных мероприятий на исследуемой территории.
Так же устойчивое развитие крупных речных бассейнов и комплексное управление речными бассейнами тесно взаимосвязаны. В рамках этих двух концепций растет понимание того, что интеграция экологических, экономических и социальных проблем имеет первостепенное значение. Управление природными ресурсами и экосистемами должно строиться на хорошей координации, сотрудничестве и партнерских отношениях между основными заинтересованными сторонами на основе прозрачности и доступа к информации, а также участия и инициативы местной общественности. Хотя за последнее десятилетие в бассейне Волги были достигнуты значительные успехи в интеграции институциональной координации и многостороннего партнерства в управление речными бассейнами.
Волга, судоходная на протяжении примерно 2000 миль [1], и ее более 70 судоходных притоков перевозят внутренних грузов и почти половину всех пассажиров, которые используют внутренние водные пути. Вверх по Волге нефть, нефтепродукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыба и др.; вниз - лесоматериалы, пиломатериалы, минеральные строительные грузы, промышленные материалы. Вниз по Каме - уголь, древесина, пиломатериалы, пирит, металлы, химикаты, минеральные и строительные материалы, нефть, нефтепродукты; вверх - соль, овощи, промышленные и пищевые продукты. Основными портами на Волге являются Тверь, Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск (ранее Симбирск), Самара, Саратов, Камышин, Волгоград и Астрахань.
Волга соединяется с Балтийским морем по Волго-Балтийскому водному пути, который, в свою очередь, соединяется с Белое море (через Онежское озеро) у Беломорско-Балтийского канала; до Москвы-реки, а значит и до Москвы, Московский канал; и на Азовском море по Волго-Донской судоходный канал. Таким образом, река стала интегрированной практически со всей системой водных путей в Восточной Европе.
Общеевропейская значимость Поволжья увеличивается, особенно в контексте так называемого общеевропейского транспортного коридора, который соединит Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород. Также рассматривается транспортный водный коридор; Волга-Дон-Дунай, который соединит крупные внутренние водные пути Рейна, Майна, Дуная, Днепра, Дона и Волги. Нефтегазопроводные системы Восток-Запад пересекают бассейн Волги. Сегодня основные грузовые перевозки в бассейне осуществляются по железной дороге, которая следует и пересекает реку. В течение 1990-х годов роль водного транспорта (с точки зрения перевозки грузов и пассажиров) снизилась. Сегодня внутренний водный транспорт в бассейне слабо интегрирован в российскую и европейскую транспортную систему. Задача состоит в том, как его оживить и интегрировать, учитывая стратегические аспекты перевозок на дальние расстояния для экономического роста и конкурентоспособности бассейна. Но всё-таки существуют множество проектов выгодного использования Волги. Так, например, в Ульяновской области производится строительство грузового порта, планируется построить построить агрологические терминалы и системы перевалки сухих грузов, создать производство барж для транспортировки зерна [4, с. 175].
Транспортная инфраструктура должна быть интегрирована в схемы устойчивого развития речных бассейнов. Проблемы и проблемы, связанные с перевозками (и перевозками) на дальние расстояния по внутренним водным путям, заслуживают особого внимания. Например, внутренний водный транспорт можно считать экологически безопасным и надежным, однако он недостаточно гибок и быстр для быстрой доставки и не может конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками. Различные виды транспорта могут быть объединены. В то время как в ЕС объем внутренних перевозок по объему грузовых перевозок за последние пятнадцать лет несколько увеличился, в России менее 4 процентов от общего объема перевозок осуществляется по внутренним водным путям (тем не менее, это аналогично уровню ЕС) [3, с. 10]. Это представляет собой резкое снижение за тот же период. С наступлением нового столетия в Европе были предприняты значительные усилия, направленные на содействие развитию внутреннего водного транспорта и унификацию правил, регулирующих этот сектор. Требуются большая координация и сотрудничество между заинтересованными сторонами, участвующими в транспортной цепочке на общеевропейском уровне.
Таким образом, результаты исследования «река Волга, как важная артерия развития России» позволяют сделать следующие выводы: 1) Важность удобства и быстроты транспортировки по Волге сложно переоценить. 2) Водный транспорт имеет огромный потенциал для развития, наличие каналов выхода на внутренней и внешний рынок. 3) Волга была и остаётся самым важным местом и источником развития на протяжении всей истории России.