Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF WORK OF THE SOCIAL PEDAGOGUE WITH DIFFERENT TYPES OF FAMILIES (URBAN AND RURAL)

Karakyan G.A. 1 Polezhaeva S.A. 1
1 Moscow Pedagogical State University (MPGU)
The relevance of the chosen topic is due to the need to take into account the characteristics of different types of families when working with families, as each family has its own characteristics, and therefore requires different types of social assistance, the use of certain forms and methods of work. The article contains theoretical data on social and pedagogical activity, analyzes the characteristics of urban and rural families, and highlights the features of the work of a social teacher with these types of families and recommendations to parents.
social pedagogue
methods
social and pedagogical activity
help
family
city
village

В настоящее время проблемы в семейных взаимоотношениях приобретают все больший интерес, так как происходят социальные, экономические, технологические изменения в мире и обществе, и соответственно, это влияет на уклад семьи, ее быт и внутрисемейное взаимодействие. Не всегда родители и дети могут сами разобраться в причинах их проблем, а иногда их вовсе не замечают, или не знают, что с этим делать. Помочь в таких случаях может социальный педагог. В своей социально-педагогической и психологической деятельность, он помогает создать условия для успешной адаптации ребенка в обществе, развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка. Для того, чтобы данная работа была успешной, необходимо учитывать множество факторов, один из которых – тип семьи, а точнее место проживания. Поэтому, тема особенностей работы социального педагога с городскими и сельскими семьями является достаточно актуальной.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении, то есть помочь оздоровлению их окружающей микросреды.

В словаре терминов по социальной педагогике, семья определяется как малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Влияние развития и изменения общества можно заметить, в различиях городских жителей от сельских, хотя не так давно, это не было так заметно. Мы считаем, что так происходит из-за глобализации и развития новых технологий, которые быстрее происходят именно в городе, разницы в экономическом укладе и т.п. Поэтому мы решили рассмотреть особенности именно этих двух типов семей – городских и сельских.

Итак, начнем с семей, проживающих в городе. Концентрация большого количества людей, высокая плотность населения на ограниченной территории как характеристика городского социума, приводит к высокой плотности межчеловеческих контактов членов семьи, становящихся в силу этого обезличенными. Городская семья вынуждена выживать в условиях повышенной сложности социального, культурного, этнического состава социума (в том числе и образовательного) и значительного расслоения.

Семьи, проживающие в городе пользуются всеми преимуществами и благами города. У детей есть выбор школы, а в последующем легче получить высшее образование. Взрослым легче найти работу. Досуг разнообразен, так как существует широкая сеть кино, театров, музеев, парков. Но все это не всегда хорошо сказывается на взаимоотношениях в городских семьях. Часто, родители и дети мало проводят времени друг с другом, их интересы направлены на другие сферы, ведь возможностей в городе очень много. Родителям приходится много времени проводить на работе, что также сказывается на взаимоотношениях в семье не только с детьми, но и между супругами. Частая причина конфликтов – недостаток внимания, проблемы в распределении домашних обязанностей и семейных ролей.

Что касается сельских семей, можем выделить такие их особенности, как размеренность ее жизни, подчиненной ритмам природы, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйств, жесткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена. Семьи больше времени проводят вместе, и в социализации подрастающего поколения, как мы считаем, сельская семья играет очень большую роль, значительно большую, чем городская.

Но тем не менее, проблемы семей, проживающих в сельской местности, достаточно разнообразны. Например, тяжелые социальные условия жизни и труда, ограниченный выбор досуга, мест учебы и работы. Это происходит из-за реформирования социальной инфраструктуры села. Можно заметить сокращение количества различных учреждений на селе. Происходит падение уровня образования в сельских семьях, так как выбора мест учебы недостаточно. Все это порождает потерю жизненных ориентиров сельского населения, неверие в свое будущее, в будущее своей семьи, общности.

С учетом выделенной нами специфики городского социума, особенностями работы социального педагога с городскими семьями мы считаем следующие:

  • поддержка или восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у несовершеннолетнего и его семьи до появления трудностей;
  • формирование у ребенка и членов его семьи стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться успехов, которая позволяла бы реализовать свои возможности, способности и, главное, реализовывать потребность в самоутверждении;
  • активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности несовершеннолетнего и членов его семьи. Она решается посредством осуждения или одобрения, то есть заинтересованного, эмоционального отношения к личности члена семьи, его поступкам;
  • исправление отрицательных качеств личности несовершеннолетнего или члена его семьи, что предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку ее мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения;

Особенностями работы социального педагога с сельскими семьями является:

  • оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем;
  • работа с проблемой алкоголизма, поскольку при отсутствии служб наркологической и психиатрической помощи, невысоком культурно-образовательном уровне населения злоупотребление алкоголем приобретает угрожающие по своим последствиям размеры;
  • обеспечение досуговой занятости членов семьи. Акцентировать внимание не только на развлекательной направленности досуга, но и на развитии человека в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, духовном, социальном плане;
  • трудообеспечение граждан, содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов;
  • помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, внедрение альтернативных форм дошкольного образования;
  • необходимо социальное обслуживание (в разных видах и формах);
  • повышение культурно-образовательного уровня сельского населения;
  • формирование жизнеспособности личности в условиях социальных катаклизм;

Выделив характеристику, проблемы городских и сельских семей, особенности социально-педагогической работы с ними, мы решили предложить некоторые рекомендации для родителей городских семей и сельских:

  1. Больше взаимодействовать друг с другом, не только через средства связи, и не через других людей, а через личные контакты, проводить времени вместе со своей семьей, найти общие интересы.
  2. Из-за большого разнообразия возможностей в городе, часто возникает проблема выбора, поэтому необходимо разговаривать с членами своей семьи, помогать им определять свои реальные возможности и делать правильный выбор.
  3. Родителям необходимо уметь слушать детей, понимать и сопереживать. Члены семьи должны проявлять взаимную заинтересованность и отзывчивость.
  4. Из-за недостатка времени на семью и детей у родителей в городе, часто бывает так, что родители заменяют это подарками, или другими людьми (няни, домработницы, гувернантки и т.д.), поэтому, чтобы избежать избалованности детей, необходимо чаще проявлять заботу и внимание лично.
  5. Родители должны приобщать ребенка к самостоятельной трудовой деятельности.

Рекомендации родителям семей, проживающих в сельской местности:

  1. Родителям необходимо предоставлять больше свободы своим детям, не обременять их постоянным общением только с родственниками и соседями. Уважайте потребность детей в уединении и личной жизни.
  2. Так как на селе, уже с раннего возраста детей включают в совместную трудовую деятельность, работу по хозяйству, необходимо предоставлять больше отдыха и досуга им.
  3. Оптимистичнее относится к жизни в селе, формировать у детей веру в свое будущее.
  4. Необходимо бороться и искоренять вредные привычки, приобщать к спорту и здоровому образу жизни. Родители должны показывать пример своим детям.
  5. Родителям необходимо заниматься самообразованием, ведь сейчас для этого есть возможности даже в селах. Дети могут просвещать родителей о новейших открытиях, помогать им осваивать новые технологии.
  6. Необходимо продолжать сохранять свои национальные и семейные традиции, которые в городских семьях, к сожалению, исчезают.
  7. Не усиливайте зависимость ребенка от вас, позволяйте ему самостоятельно мыслить и принимать решения.

Итак, исследовав данную тему, мы выяснили важность учета особенностей типа семьи, для планирования социально-педагогической работы с ней. Мы считаем, что развивать и исследовать эту тему необходимо и дальше, например, изучив работу социального педагога непосредственно с организациями на селе и в городе, а также, рассмотреть особенности социально-педагогической работы с семьями, в конкретных условиях.