Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FORMING GENERAL DISCIPLINATIONS IN THE PROCESS OF THE DICYPLINE OF INERTEBRATE ZOOLOGY

Yurieva E.I. 1
1 L.N. Tolstoy State Pedagogical University
This article discusses problems of formation of general learning skills in the process of study of the discipline «Zoology of invertebrates». It examines the characteristics, requirements and characteristics of higher education. In today’s world, higher education is aimed at improving the quality of knowledge in the new social, cultural and economic conditions. It has been shown that general learning abilities influence not only the result of educational activity, but also the formation of culture, the image of the world, philosophy and personality. Through them, the student learns independence, ability to set goals, tasks and ability to find solutions. General educational skills provide a creative, exploratory and research approach to the task at hand. General educational skills provide a creative, exploratory and research approach to the task at hand. The formation of general learning skills from the point of view of the study «Zoology of invertebrates» contributes to the knowledge of the world around us. The article describes the results of the recording experiment and the tasks that were used in the designing experiment to develop general learning skills. These skills are seen as one of the ways in which a person can develop in a comprehensive manner.
general learning skills
zoology of invertebrates
zoology of invertebrates as a subject of study
technology of formation of general educational skills
students

Введение. В современном обществе все чаще возникает вопрос о качестве получаемого высшего образования. Однако, вследствие того, что студенты часто не успевают усвоить предлагаемый учебный материал в связи с недостаточным временем на изучение определенной дисциплины, в данном случае «Зоология беспозвоночных», страдает их успеваемость. Задача педагога привить у студентов навыки самостоятельного обучения, что и является целью введения в образовательный процесс общеучебных умений.

Цель исследования - педагогические условия формирования общеучебных умений бакалавров в процессе обучения дисциплине «Зоология беспозвоночных».

Материал и методы исследования: теоретические (изучение педагогической, психологической, учебной и методической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование; анализ, синтез, обобщение);

Результаты исследования и их обсуждение. Образование в высшей школе должно сохранять и повышать свое качество в новых социальных, культурных и экономических условиях. Высшее образование успешно развивается и теперь предполагает переход к образовательной парадигме, которая делает акцент на непрерывное самообучение. Для того чтобы соответствовать новым установкам высшего образования, студентам необходимо быть компетентными в изучаемой области, иметь желание к саморазвитию и обучению. [1]

Из этого следует, что образовательная деятельность ориентирована на самообразование, включенность в проектную и исследовательскую деятельность, совершенствование логических операций и применение практических действий в изменяющихся или постоянных условиях. [2]  Овладение общеучебными умениями является важнейшим этапом в становлении личности. Формирование данных умений заключается также в воспитательном аспекте образования. Общеучебные умения предполагают взаимодействие преподавателя и студентов, что помогает учащимся развить в себе социально значимые черты личности. [3]

Формирование общеучебных умений достаточно хорошо представлено в педагогической литературе. Известно, что исследование данных умений наиболее успешно проявлялось в теоретико-методологическом плане. Проблему формирования общеучебных действий различные педагоги видели по-своему. По мнению Зимней И. А. общеучебная деятельность – это деятельность субъекта по освоению способами различных учебных действий. Это деятельность по саморазвитию в процессе решения поставленных преподавателем учебных задач, которые основываются на внешней оценке и контроле, которая переходит в самооценку и самоконтроль. В. Л Крайник посвятил свои труды становлению культуры учебной деятельности студентов в высшей школе. Авторы утверждают, что развитие культуры учебной деятельности при получении высшего образования приведет к повышению уровня успеваемости учащихся. Еще одной особенностью развития культуры учебной деятельности является наилучшая адаптация студентов к учебному процессу. [4]

На сегодняшний день для овладения общеучебными умениями студенту необходимо иметь следующие базовые ценностные ориентации в обучении [5]:

Способность студента к самосовершенствованию и самопознанию.

Ученик должен уметь уважать себя и окружающих, уметь правильно выражать свою точку зрения и быть готовым слушать мнение своих одногруппников, быть способным к активной творческой деятельности и уметь преодолевать трудности на своем пути, уметь адекватно оценить свою деятельность и деятельность окружающих.

Наличие у студента познавательных интересов.

Студент должен уметь организовывать свою учебную деятельность, ставить цели, задачи, быть способным видеть проблему и уметь ее решить. Важно учитывать желание студента учиться, стремление к познанию неизвестного.

Осознание себя как члена общества.

Студент должен понимать, что он является частью общества, где существуют определенные нормы поведения. Сюда относятся уважение к себе и к окружающим, соблюдение правил морали и этики при общении и взаимодействии с людьми, гуманизм.

Соблюдение принципов охраны окружающей среды.

Студент должен понимать значимость окружающей среды и ее влияние на здоровье и жизнь человека. Поэтому необходимо понимание важности и сформированности экологической культуры, осведомленность о глобальных проблемах человечества и путях их решения. Для большего погружения в данную проблему существуют практические занятия по экологии и волонтерская деятельность, где студенты могут самостоятельно погрузиться в проблему экологии и способствовать ее улучшению.

Понимание картины мира. [6]

Способность студентов формировать представление о мире, знаний с точки зрения мироощущения, восприятия, познания смысла жизни и способность к познанию и творческой деятельности.

В 2019 году на базе Тульского Государственного Педагогического Университета нами было проведено исследование по формированию общеучебных умений среди студентов первого курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Биология и химия». На констатирующем этапе эксперимента мы обнаружили, что высокий результат в овладении данными общеучебными умениями составляет небольшая часть учеников. Большинство студентов показали низкий результат формирования исследуемых нами умений. Повысить уровень развития общеучебных умений можно использовать с помощью специально разработанных нами заданий, направленных на формирование данных умений. Можно привести ряд примеров, направленных на формирование общеучебных умений бакалавров в процессе изучения дисциплины «Зоология беспозвоночных».  Так, например, на этапе диагностики, мы предложили задание на поиск ошибок в предложенном тексте. От первокурсников требовалось найти данные ошибки и исправить их. Тело моллюсков состоит из трех отделов: головы, ноги и груди. Пищеварительная система состоит из двух отделов, есть печень и терка. Раковина развита в различной степени. Кровеносная система незамкнутая, есть дифференцированное сердце. Органы дыхания – только легкие. Нервная система лестничного или разбросанно - узлового типа. Органы выделения – метанефридии.

На этапе формирования общеучебных умений первокурсникам были предложены задания на развитие общеучебных умений. Первое задание на формирование исследуемых умений заключалось в том, чтобы заполнить пропуск в тексте нужным словом. В статье текст написан без пропусков. Вторичная полость тела кольчатых червей заполнена жидкостью, которая играет  роль внутренней среды организма. Кожно-мускульный мешок кольчатых червей состоит из кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц, которые изнутри подстилаются целомическим эпителием. Нервная система кольчатых червей состоит из парных спинных мозговых  ганглиев и брюшной нервной цепочки. У большинства кольчецов замкнутая  кровеносная система.  Органами выделения кольчатых червей являются метанефридии. Кишечник кольчатых червей состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишок.  Личинка у морских кольчецов – трохофора.

Второе задание на формирование общеучебных умений заключалось в установлении соответствия между типами плоских, круглых и кольчатых червей и их представителями.

Установите соответствие между типами плоские, круглые, кольчатые черви и соответствующими им представителями: аскарида, печеночный сосальщик, бычий цепень, планария, дождевой червь, острица.  [7]

Подводя итог, мы можем сказать, что общеучебные умения являются одним из способов и возможностей познания окружающего нас мира. С помощью них студент сможет самостоятельно видеть проблему, ставить цели, задачи, а также будет способен находить пути ее решения. Обучающиеся смогут решать проблемы творческого, поискового и исследовательского характера, что способствует всестороннему развитию личности и формированию у него научной картины мира.