Введение. В современном обществе все чаще возникает вопрос о качестве получаемого высшего образования. Однако, вследствие того, что студенты часто не успевают усвоить предлагаемый учебный материал в связи с недостаточным временем на изучение определенной дисциплины, в данном случае «Зоология беспозвоночных», страдает их успеваемость. Задача педагога привить у студентов навыки самостоятельного обучения, что и является целью введения в образовательный процесс общеучебных умений.
Цель исследования - педагогические условия формирования общеучебных умений бакалавров в процессе обучения дисциплине «Зоология беспозвоночных».
Материал и методы исследования: теоретические (изучение педагогической, психологической, учебной и методической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование; анализ, синтез, обобщение);
Результаты исследования и их обсуждение. Образование в высшей школе должно сохранять и повышать свое качество в новых социальных, культурных и экономических условиях. Высшее образование успешно развивается и теперь предполагает переход к образовательной парадигме, которая делает акцент на непрерывное самообучение. Для того чтобы соответствовать новым установкам высшего образования, студентам необходимо быть компетентными в изучаемой области, иметь желание к саморазвитию и обучению. [1]
Из этого следует, что образовательная деятельность ориентирована на самообразование, включенность в проектную и исследовательскую деятельность, совершенствование логических операций и применение практических действий в изменяющихся или постоянных условиях. [2] Овладение общеучебными умениями является важнейшим этапом в становлении личности. Формирование данных умений заключается также в воспитательном аспекте образования. Общеучебные умения предполагают взаимодействие преподавателя и студентов, что помогает учащимся развить в себе социально значимые черты личности. [3]
Формирование общеучебных умений достаточно хорошо представлено в педагогической литературе. Известно, что исследование данных умений наиболее успешно проявлялось в теоретико-методологическом плане. Проблему формирования общеучебных действий различные педагоги видели по-своему. По мнению Зимней И. А. общеучебная деятельность – это деятельность субъекта по освоению способами различных учебных действий. Это деятельность по саморазвитию в процессе решения поставленных преподавателем учебных задач, которые основываются на внешней оценке и контроле, которая переходит в самооценку и самоконтроль. В. Л Крайник посвятил свои труды становлению культуры учебной деятельности студентов в высшей школе. Авторы утверждают, что развитие культуры учебной деятельности при получении высшего образования приведет к повышению уровня успеваемости учащихся. Еще одной особенностью развития культуры учебной деятельности является наилучшая адаптация студентов к учебному процессу. [4]
На сегодняшний день для овладения общеучебными умениями студенту необходимо иметь следующие базовые ценностные ориентации в обучении [5]:
Способность студента к самосовершенствованию и самопознанию.
Ученик должен уметь уважать себя и окружающих, уметь правильно выражать свою точку зрения и быть готовым слушать мнение своих одногруппников, быть способным к активной творческой деятельности и уметь преодолевать трудности на своем пути, уметь адекватно оценить свою деятельность и деятельность окружающих.
Наличие у студента познавательных интересов.
Студент должен уметь организовывать свою учебную деятельность, ставить цели, задачи, быть способным видеть проблему и уметь ее решить. Важно учитывать желание студента учиться, стремление к познанию неизвестного.
Осознание себя как члена общества.
Студент должен понимать, что он является частью общества, где существуют определенные нормы поведения. Сюда относятся уважение к себе и к окружающим, соблюдение правил морали и этики при общении и взаимодействии с людьми, гуманизм.
Соблюдение принципов охраны окружающей среды.
Студент должен понимать значимость окружающей среды и ее влияние на здоровье и жизнь человека. Поэтому необходимо понимание важности и сформированности экологической культуры, осведомленность о глобальных проблемах человечества и путях их решения. Для большего погружения в данную проблему существуют практические занятия по экологии и волонтерская деятельность, где студенты могут самостоятельно погрузиться в проблему экологии и способствовать ее улучшению.
Понимание картины мира. [6]
Способность студентов формировать представление о мире, знаний с точки зрения мироощущения, восприятия, познания смысла жизни и способность к познанию и творческой деятельности.
В 2019 году на базе Тульского Государственного Педагогического Университета нами было проведено исследование по формированию общеучебных умений среди студентов первого курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Биология и химия». На констатирующем этапе эксперимента мы обнаружили, что высокий результат в овладении данными общеучебными умениями составляет небольшая часть учеников. Большинство студентов показали низкий результат формирования исследуемых нами умений. Повысить уровень развития общеучебных умений можно использовать с помощью специально разработанных нами заданий, направленных на формирование данных умений. Можно привести ряд примеров, направленных на формирование общеучебных умений бакалавров в процессе изучения дисциплины «Зоология беспозвоночных». Так, например, на этапе диагностики, мы предложили задание на поиск ошибок в предложенном тексте. От первокурсников требовалось найти данные ошибки и исправить их. Тело моллюсков состоит из трех отделов: головы, ноги и груди. Пищеварительная система состоит из двух отделов, есть печень и терка. Раковина развита в различной степени. Кровеносная система незамкнутая, есть дифференцированное сердце. Органы дыхания – только легкие. Нервная система лестничного или разбросанно - узлового типа. Органы выделения – метанефридии.
На этапе формирования общеучебных умений первокурсникам были предложены задания на развитие общеучебных умений. Первое задание на формирование исследуемых умений заключалось в том, чтобы заполнить пропуск в тексте нужным словом. В статье текст написан без пропусков. Вторичная полость тела кольчатых червей заполнена жидкостью, которая играет роль внутренней среды организма. Кожно-мускульный мешок кольчатых червей состоит из кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц, которые изнутри подстилаются целомическим эпителием. Нервная система кольчатых червей состоит из парных спинных мозговых ганглиев и брюшной нервной цепочки. У большинства кольчецов замкнутая кровеносная система. Органами выделения кольчатых червей являются метанефридии. Кишечник кольчатых червей состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишок. Личинка у морских кольчецов – трохофора.
Второе задание на формирование общеучебных умений заключалось в установлении соответствия между типами плоских, круглых и кольчатых червей и их представителями.
Установите соответствие между типами плоские, круглые, кольчатые черви и соответствующими им представителями: аскарида, печеночный сосальщик, бычий цепень, планария, дождевой червь, острица. [7]
Подводя итог, мы можем сказать, что общеучебные умения являются одним из способов и возможностей познания окружающего нас мира. С помощью них студент сможет самостоятельно видеть проблему, ставить цели, задачи, а также будет способен находить пути ее решения. Обучающиеся смогут решать проблемы творческого, поискового и исследовательского характера, что способствует всестороннему развитию личности и формированию у него научной картины мира.