В дореволюционном прошлом территория Татарстана была слабым агарным районом, где единственным крупным промышленным центром был г. Казань. В период своего образования в 1920 г. на регион оказывали влияние ряд факторов, связанных не только с последствиями Первой мировой и гражданской войн, революционным кризисом, но также и с голодом и различными эпидемиями в 1920-1921 гг., что значительно повлияло на процесс восстановления экономики.
Однако, несмотря на все трудности, с переходом к НЭПу экономика Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (далее - ТАССР) быстро восстанавливалась. Показателем эффективности новой политики явился опережающий по сравнению со средними показателями по стране рост посевных площадей в республике. Если в 1924 г. в СССР показатель достигал 75% по отношению к показателю 1913 г., то в ТАССР – 83% [1, c. 56]. Уже к 1926 г. народное хозяйство республики во всех его основных отраслях восстановилось и достигло довоенного уровня. Посевная площадь составила 102% по сравнению с 1913 г., валовой сбор зерновых культур – 79%, валовая продукция крупной промышленности – 90% (см. таблицу 1).
Основой сельского хозяйства ТАССР оставалось полеводство. Посевные площади увеличивались из года в год и в 1929 г. составляли уже около 114% к уровню 1913 г. Положительные сдвиги в развитии аграрного сектора выражались как в изменении соотношения посевных культур в сторону возрастания доли более ценных культур, так и в росте агротехнических мероприятий по улучшению полеводства.
Таблица 1. Динамика посевных площадей в Татарской АССР в 1913-1939 гг. [4, с. 642]
Посевная площадь |
1913 г. В тыс. га |
1939 г. В тыс. га |
В % по отношению 1939 г. к 1913 г. |
Зерновые |
2405 |
2626 |
109 |
Технические |
41 |
102 |
248 |
Картофельные |
38 |
186 |
489 |
Кормовые |
8 |
245 |
3062 |
Итого |
2419 |
3160 |
|
Из анализы табличных данных следует, что с 1913 г. по 1939 г. посевная площадь в республике выросла на 741 тыс. га.
К 1928 г. индустриальный сектор экономики региона почти полностью национализируется, на долю свободных кооперативов приходилось всего 4,8% мощностей. Начиная с 1930-х гг. в Татарской АССР было построено 58 крупных промышленных предприятий. В 1940 г. республика имела 21 промышленную отрасль вместо 11 к началу индустриализации. Удельный вес продукции тяжелой промышленности в общем объеме производившейся в индустрии республики продукции составил 78%. К 1940 г. валовая продукция крупной индустрии здесь выросла в 12 раз [1, с. 69].
Результаты обобщаемого результата показали, что в 1920-1930-е гг. ТАССР прошла очень сложный путь экономического становления. Послабления экономической политики советской власти в сторону рыночных механизмов в годы НЭПа способствовали проведению руководством республики ряда мер, которые улучшали и восстанавливали социально-экономическое положение. К концу 1930-х гг. происходит многократное увеличение потенциала промышленности республики за счет перекачки средств из сельского хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны экономика ТАССР перестраивалась для производства разнообразной оборонной продукции. Республика превратилась в одну из важных тыловых баз страны, куда более 70 заводов и производств были эвакуированы на ее территорию, а также 33 института Академии наук СССР и ее Президиума, Народного комиссариата финансов СССР, Госбанка и ряда других отделений также в экстренном порядке были передислоцированы в Казань. Некоторые из эвакуированных объектов, с окончанием войны, были переданы региону и не были передислоцированы обратно. Вклад республики в победное окончание войны был значительным [3, с. 395].
В послевоенные десятилетия в ТАССР начинают реализовываться крупные инвестиционные проекты: развитие военно-промышленного комплекса, размещение нефтяной промышленности на юго-востоке, создание Камского территориально-промышленного комплекса и т.д. Высокие темпы экономического роста были обусловлены основным направлением развития республики - тяжелой промышленностью, использованием и внедрением достижений научно-технического прогресса.
С образованием и разработкой уникальных агрегатов для нефтегазовой промышленности республики в 1950-60-е гг. началось применение новых технологий.
Как следствие, ТАССР стала лидирующим регионом в сфере нефтедобывающей промышленности. Если в Советском союзе в 1950-е гг. добыча нефти увеличилась примерно в 2 раза, то в ТАССР - почти в 21 раз [2, с.59]. В начале 1970-х гг. только 5 стран в мире (США, Иран, Саудовская Аравия, Ирак, Венесуэла) добывали нефти больше, чем Татарская АССР.
Большие достижения в секторе нефтепромышленного производства позволили вывести экономику республики на высокий уровень, в результате ТАССР смогла стать передовым регионом, а к середине 1960-х гг. смогла занять первое место среди автономных республик по выпуску валовой продукции.
Характерным примером данного подъема стало строительство Камского автогиганта в 1967 г., которое было результатом концентрации трудовых и материальных потенциалов республики и всей страны. Другим примером может послужить строительство в 1969 г. нового современного комплекса автомобильных заводов «КАМАЗ». Через несколько лет эти грузовики стали производиться в больших количествах, оказывая большую помощь народному хозяйству всего СССР. К концу 1980-х гг. научно-технический и производственный потенциал ТАССР позволил обогнать ряд союзных республик и войти в число наиболее развитых экономических регионов не только РСФСР, но и СССР.
В условиях Перестройки начались большие изменения в экономическом сфере республики, как и всей страны. В 1989 г. ряд регионов, в том числе Татарстан, начали переходить на самофинансирование, однако переход затягивался, что все больше мотивировало региональные власти заявлять о своей экономической и политической автономии. После принятия Декларации о независимости в 1991 г. в собственность Республики Татарстан перешли больше 100 предприятий региона.
В процессе перехода на рыночные механизмы Татарстан не стал следовать примеру многих областей Российской Федерации, процесс приватизации в республике прошел таким образом, что обеспечило Татарстану возможность достаточно плавного вхождения в рыночные отношения, что стало особенностью республики на протяжении всех 1990-ых гг. [1, с.347].
К 2000 г. Татарстан, несмотря на большие экономические трудности, смог вернуть большую часть акционерного участия в самых региональных крупных кампаниях - КАМАЗ, ТАИФ, ТАТНЕФТЬ и др.
Республика Татарстан приобрела экономические, научно-технические и иные связи с более чем 170 зарубежными государствами, международными институтами. В ряде государств — США, Франции, Италии, Болгарии, Иране, Турции, Казахстане, Венгрии, Литве и др. — действуют экономические, торговые, информационные представительства государственных органов [6, с. 172]. Внешнеэкономическая деятельность региона характеризуется положительной динамикой, где основными партнёрами выступают такие страны как Польша, Нидерланды, Турция, Великобритания, Германия.
В настоящее время регион успешно функционирует в рамках выстроенной экономической модели. Республика является лидером по социально-экономической и инвестиционной привлекательности, уступая лишь регионам федерального назначения. Татарстан один из лидеров по выполнению национальных проектов и с большим успехом реализует все возложенные федеральные программы. На территории республики успешно функционируют 5 территорий опережающего социально-экономического развития и 2 свободных экономических зон.
Опыт экономического успеха Татарстана, татарстанского «экономического чуда» вряд ли применим для большинства других регионов Российской Федерации. Все составляющие элементы этого явления по своей сущности не являются уникальными, однако их сочетание практически не поддается повторению.
Таким образом, результаты исследования пути развития экономики Татарстана позволяют сделать следующие выводы:
1) Накопленный опыт и ресурсы позволяют Республике Татарстана являться стабильным примером развития региона, фоне многих других российских субъектов [5, с.6];
2) История ускоренной модернизации всей структуры производства этого мощного индустриально-аграрного региона-донора, показывает опыт грамотного выстраивания экономики, который сейчас привёл к заметному отрыву от большинства дотационных регионов Российской Федерации;
3) Опыт нефтегазового сектора Республики Татарстан, плавного перехода к национализации промышленного сектора и его поддержания, со всей очевидностью показывает, каким может быть вектор развития экономики Российской Федерации.