Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

REGIONAL UNIONS IN THE POST-SOVIET SPACE: UNION OF INDEPENDENT STATES

Borovkov V.S. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
This article considers the Union of Independent States as the most important regional organization in the post-Soviet space, shows the history of the union and identifies prospects for further integration.
post-soviet space
cis
integration

После того, как все попытки возрождения СССР провалились, начались переговоры о создании СНГ -  надгосударственного добровольного союза, создаваемого для сотрудничества на постсоветском пространстве.  В результате Алма-Атинских соглашений был создан СНГ – Союз Независимых Государств.Также хочу подчеркнуть важнейшее значение Алма-Атинской встречи: это мероприятие стало кульминацией завершения процесса превращения бывших советских республик в независимые государственные образования. Изначально допускалось, что связующим звеном постсоветской интеграции может стать сохранение единой валюты, однако это не получило поддержки в других бывших союзных республиках.[1] Поначалу вся работа организации была посвящена в большей степени организационным вопросам.   Организационный этап завершился лишь в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств – корневой документ.

Следующая важнейшая дата, связанная с углублением дальнейшей интеграции является 2011 год. Именно тогда РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Молдавия и Армения заключили договор о свободной торговле. Нельзя не сказать, что данный договор не просто возник из ниоткуда. Он был воздвигнут на фундаменте огромного числа двухсторонних соглашений (более ста)!  Суть соглашения свободной торговли – ликвидация экспортных и импортных таможенных пошлин.  Также тогда было подписано соглашение об основных принципах регулирования валют.  С 2016 года Россия и Украина взаимно прекратили действия договора.  Говоря о перспективах дальнейшего углубления интеграции, нельзя не упомянуть тот факт, что государства, ратифицировавшие соглашение заявляют о желании   создать соглашение о свободной торговле услугами именно в рамках СНГ.

Первейшая задача СНГ – создание современной эффективной правовой базы, на которой и будет строиться дальнейшее сотрудничество. Факт того, что   межгосударственное взаимодействие требует множества общих моментов в политической и правовой системах не поддается сомнению. Вполне понятно, что эффективная интеграция в условиях множества государств должна быть постепенной и поэтапной, при условии укрепления каждого отдельного рынка и выравниванием хозяйственных кондиций в каждой из стран.

Говоря о нашей стране, стоит иметь ввиду, что постсоветское направление внешней политики Российской Федерации должно быть скорректировано от стремления усилить власть над остальными субъектами бывшего СНГ на более современную и реалистичную политику взаимовыгодного сотрудничества и уважения суверенитета каждой страны.  Назовем основные конъюнктурные характеристики стратегии РФ по отношению к СНГ, которые сформировала Е.Ф. Черненко: 1) Стратегия РФ носит долгосрочный характер; 2) Являясь ядром СНГ, Россия стремится к расширению спектров интеграции; 3) РФ осознает прямую зависимость развития остальных стран СНГ от развития своей экономики; 4) Упор интеграции постепенно смещается на ЕАЭС; 5) Российский опыт интеграции важен для взаимодействия как на двухсторонней, так и на многосторонней основе.[2]

Таким образом, межгосударственная структура еще имеет потенциал развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную трансформацию в новые, более узконаправленные объединения с меньшим охватом. В ближайшее десятилетие произойдет окончательное определение бывших союзных республик в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана в настоящее время трудно сказать что-то определенное. Еще более смутно видится будущее Украины.


[1] Е.Ф. Черненко. «Внешнеэкономическая стратегия России в СНГ». 

[2] Е.Ф. Черненко. «Внешнеэкономическая стратегия России в СНГ».