После того, как все попытки возрождения СССР провалились, начались переговоры о создании СНГ - надгосударственного добровольного союза, создаваемого для сотрудничества на постсоветском пространстве. В результате Алма-Атинских соглашений был создан СНГ – Союз Независимых Государств.Также хочу подчеркнуть важнейшее значение Алма-Атинской встречи: это мероприятие стало кульминацией завершения процесса превращения бывших советских республик в независимые государственные образования. Изначально допускалось, что связующим звеном постсоветской интеграции может стать сохранение единой валюты, однако это не получило поддержки в других бывших союзных республиках.[1] Поначалу вся работа организации была посвящена в большей степени организационным вопросам. Организационный этап завершился лишь в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств – корневой документ.
Следующая важнейшая дата, связанная с углублением дальнейшей интеграции является 2011 год. Именно тогда РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Молдавия и Армения заключили договор о свободной торговле. Нельзя не сказать, что данный договор не просто возник из ниоткуда. Он был воздвигнут на фундаменте огромного числа двухсторонних соглашений (более ста)! Суть соглашения свободной торговли – ликвидация экспортных и импортных таможенных пошлин. Также тогда было подписано соглашение об основных принципах регулирования валют. С 2016 года Россия и Украина взаимно прекратили действия договора. Говоря о перспективах дальнейшего углубления интеграции, нельзя не упомянуть тот факт, что государства, ратифицировавшие соглашение заявляют о желании создать соглашение о свободной торговле услугами именно в рамках СНГ.
Первейшая задача СНГ – создание современной эффективной правовой базы, на которой и будет строиться дальнейшее сотрудничество. Факт того, что межгосударственное взаимодействие требует множества общих моментов в политической и правовой системах не поддается сомнению. Вполне понятно, что эффективная интеграция в условиях множества государств должна быть постепенной и поэтапной, при условии укрепления каждого отдельного рынка и выравниванием хозяйственных кондиций в каждой из стран.
Говоря о нашей стране, стоит иметь ввиду, что постсоветское направление внешней политики Российской Федерации должно быть скорректировано от стремления усилить власть над остальными субъектами бывшего СНГ на более современную и реалистичную политику взаимовыгодного сотрудничества и уважения суверенитета каждой страны. Назовем основные конъюнктурные характеристики стратегии РФ по отношению к СНГ, которые сформировала Е.Ф. Черненко: 1) Стратегия РФ носит долгосрочный характер; 2) Являясь ядром СНГ, Россия стремится к расширению спектров интеграции; 3) РФ осознает прямую зависимость развития остальных стран СНГ от развития своей экономики; 4) Упор интеграции постепенно смещается на ЕАЭС; 5) Российский опыт интеграции важен для взаимодействия как на двухсторонней, так и на многосторонней основе.[2]
Таким образом, межгосударственная структура еще имеет потенциал развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную трансформацию в новые, более узконаправленные объединения с меньшим охватом. В ближайшее десятилетие произойдет окончательное определение бывших союзных республик в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана в настоящее время трудно сказать что-то определенное. Еще более смутно видится будущее Украины.
[1] Е.Ф. Черненко. «Внешнеэкономическая стратегия России в СНГ».
[2] Е.Ф. Черненко. «Внешнеэкономическая стратегия России в СНГ».