«О дивный новый мир» - название книги Олдоса Хаксли. Насколько стремительно он меняется. Человек сталкивается с новыми ситуациями, и в учебе и в работе, и в быту. И самое главное – нет определенности, нет заранее продуманных способов действий, которые гарантированно приведут к успеху. Нет четкого алгоритма действий. Специалисты по научному творчеству, анализируя такие примеры, говорят о неэффективных моделях поведения, понимая под этим шаблоны, стереотипы, привычки. Основная проблема человека в том, что, как правило, он находится на поводу этих стереотипов, и из раза в раз он повторяет эти совершенно неэффективные модели поведения, а в результате получает отрицательный итог.
К неэффективной модели поведения можно отнести действия, совершаемые вследствие так называемой «психологической инерции». Под психологической инерцией понимают предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, которая встречалась в самом начале. Можно и нужно научиться преодолевать психологическую инерцию и развивать свое творческое воображение. Но для этого следует знать, что преодолевать и что развивать. И поэтому нам стоит задуматься о будущем нашей страны и конкретно каждого ребенка, которого мы воспитываем. Ежедневное решение жизненных задач, которые встают перед ребенком в виде противоречий, требуют подхода к ним творчески, а не по инерции. Тем самым, формируя творческий потенциал для противостояния стереотипам и шаблонам. Требование к человеку повышаются, в связи с тем, что мир меняется, меняется социальный заказ, меняется модернизация образования. Так, процесс обучения сегодня должен быть направлен не на формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а на их всестороннее, личностное и интеллектуальное развитие, на развитие творческого потенциала школьников. Обществу нужен конкурентоспособный человек, постоянно занимающийся саморазвитием и обладающий определенной степенью уникальности.
Понятие "дивергентное мышление" было введено Дж. Гилфордом в 1967 году. Он занимался исследованием интеллекта, учитывая процессы мышления, памяти и внимания, рассматривая дивергетное мышление в качестве компонента, составляющего структуру понятия "интеллект". По его мнению, дивергентное мышление, являясь общей творческой способностью, влияет на развитие творческого и интеллектуального потенциала личности.
По мнению Дж. Гилфорда, "дивергентное мышление" – это тип мышления, особенностью конечного мыслительного продукта которого является вариативность. В процессе дивергентного мышления происходит "веерообразный" поиск решений какой-либо проблемы по всем направлениям. Одним из значимых признаков дивергентного мышления является скорость мышления, то есть количество идей, появляющихся в единицу времени. Дивергентное мышление предполагает возможность получения нескольких ответов, что является необходимым условием для порождения нетривиальных идей самовыражения человека.
Е.П. Ильин отмечает, что дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основой творчества. Он рассматривает дивергентное мышление как аналитический стиль мышления, обеспечивающий получение креативных решений.
В результате изучения и анализа понятий "дивергентное мышление" нами были выделены признаки, определяющие его сущность, а именно:
1) скорость мышления, то есть количество идей, появляющихся в единицу времени;
2) оригинальность, проявляющаяся в неординарном типе мышления и способности выдвигать неординарные идеи, отличающиеся от стандартных фактов;
3) разработанность мышления, обширное, всестороннее изучение объекта как целого;
4) продуктивность мышления, высокая эффективность мыслительной деятельности и ее результатов;
5) гибкость, способность видеть объект под новым углом зрения;
6) креативность, тесная связь с творчеством, опора на воображение, творческая активность;
7) вариативность, допустимость множества верных вариантов, идей;
8) интеллектуальность, связь с уровнем развития интеллекта, зависимость от него;
9) самостоятельность в процессе принятия решения, ориентация в потоке множества различных идей;
10) аналитический стиль мышления, способность рассуждать, выдвигать гипотезы.
На основе выделенных признаков понятия "дивергентное мышление" нами была предпринята попытка сформулировать его авторское определение, согласно которому "дивергентное мышление – это нестандартный тип мышления, предполагающий многоаспектное изучение объекта, отличающееся гибкостью и скоростью, результатом которого является вариативность возможных решений одной проблемы". Дивергентное мышление позволяет решать нестандартные сложные задачи, может быть реализовано на разных уровнях деятельности, требует определенного уровня интеллектуального развития и творческих способностей. Для рассмотрения понятия "творческая уникальность" необходимо рассмотреть понятие "творчество". Творчество в самом широком смысле понимается как созидание нового. В узком смысле понятие "творчество" – это психический акт, выражающийся в воплощении, комбинации, воспроизведении данных сознания в относительно новой форме. Понятие "творческая уникальность" было введено Е.П. Варламовой и С.Ю. Степановым. Они определили "творческую уникальность" как отражение созидательного отношения человека к своей жизни. Преобразующая инициатива человека приводит к экстраординарным событиям на его жизненном пути. Творческая уникальность – это индивидуальное своеобразие человека, которое развивается в процессе творчества за счет его собственных рефлексивно-творческих усилий. Итак, дивергентное мышление предполагает поиск нестандартных решений, отказ от стереотипных, тривиальных решений, а творческая уникальность – это всегда отклонение от шаблонов. Дивергентное мышление имеет тесную связь с творчеством, так как допускает возможность креативных решений. Развитие дивергентного мышления приводит к повышению уровня активности учащихся, творческая уникальность же, как мы выяснили, включает в себя творческую активность и индивидуальное своеобразие.
Данный факт подтверждает актуальность процесса развития дивергентного мышления у старших школьников как предпосылки для формирования у них творческой уникальности.