Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL BASES OF DIAGNOSTICS OF CIVIL LITERACY OF STUDENTS IN SOCIAL SCIENCE EDUCATION

Postnikova A.V. 1
1 Bashkir pedagogical University.M. Akmulla

Главным критерием результата освоения Федерального Государственного Образовательного Стандарта являются положения оценки образовательных достижений, системой же оценки является достижение результата стандарта. Комплексной оценке подлежат достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, практикоориентированность, системно-деятельностный подход, а также условия реализации образовательной деятельности. Контрольно-измерительные материалы направлены на оценку способности учащихся применять эти знания и умения в различных ситуациях, при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Содержание требований заключаются  и конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации. Основными подходами, реализуемыми системой оценки в соответствии с ФГОС являются: системно-деятельностный, компетентностый, уровневый, комплексный.

Оценку результатов достижений учащихся в международных сравнительных исследованиях используются такие проекты, как PIRLS, PIZA, TIMSS.

В Российской Федерации комплексные мониторинги образовательных достижений (нормативная основа – ФГОС «Портрет выпускника»). Измерителем выступает освоение результатов: предметные результаты («выпускник научится, выпускник получит возможность научиться»); метапредметные результаты (работа с информации, междисциплинарные связи, освоение ИКТ, проектно-исследовательская деятельность); личностные результаты (самооценка, мотивация, саморегуляция, овладение навыками аргументации, высказывание своего мнение, критическое мышление, морально-этические нормы). Освоив результаты учащихся, получит уровень социализации и способность адекватно выбрать профессию, исходя из полученный умений и навыков[1].

В своей статье «Гражданско-правовое образование как средство формирования ценностного отношения к миру у обучающихся» Янгирова В.М., Шамигулова О.А. говорят о том, что гражданско-правовое образование является одним из условий эффективной государственной политики, важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, совершенствования общественных отношений, формирования необходимой социальной базы для благосостояния страны. Главными задачами гражданско-правового образования в современной России являются реализация каждым гражданином своего интеллектуального, социального, культурного, экономического потенциала на благо собственного развития и развития общества. Особая роль в формировании ценностей и ценностного отношения у обучающихся отводится триаде учебных предметов – истории, обществознанию и праву, составляющих ядро содержания гражданско-правового образования в современной школе.[2]

Измерение гражданско-правовой грамотности предполагает уровневую диагностику, и создание специальных заданий-измерителей, позволяющих объективно зафиксировать полученные результаты и определить уровень индивидуального развития обучающихся на определенном этапе. В основе – методология применения тестового инструментария SAM, разработанного на базе теоретических подходов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова[3].

Обратимся же теперь непосредственно к тем методикам, что своей основной целью имеют диагностику и выявление степени освоения достижений результатов в обучении. Так, в качестве самой востребованной методики мы можем выделить методику изучения ценностных ориентации за авторством М. Рокича, которая базируется на прямом ранжировании списка ценностей.

Анкеты Д.В. Григорьева «ОТЕЧЕСТВО МОЁ - РОССИЯ» также представляют весьма богатый интерес для своего изучения, причем здесь об интересе можно говорить даже относительно того, что сама анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями с вариантами ответов, присутствующими там[4].

В свою очередь мы разработали методику выявления уровня гражданской грамотности, которая в свою очередь основана на социальных ролях граждан. На ступенях развития в жизни ребенок осваивает для себя новые социальные роли. Будучи младенцем, он ребенок, для своих родителей, играя с друзьями член коллектива, товарищ, посещая кружки, осваивает новую роль для себя. Приходя в школу, ученик, член малой группы (класса), взрослея он, охватывает для себя роль гражданина, члена большой группы. Его развитие происходит, присваивая постепенно на рубеже своих этапов жизни новые социальные роли, по которым тоже можно диагностировать этапы развития и освоение умений и навыков.

Для выявления диагностики формирования этих результатов, нам необходимо выявить критерии, показатели, индикаторы педагогической диагностики.

 Таким образом, анализируя и исследуя разнообразные методики диагностики уровней и стадий подготовленности личности в отношении его общей обществоведческой подготовки, мы можем с полной уверенностью сказать о том, что проведение подобных диагностик жизненно важно, прежде всего, в отношении определения необходимого пути и направления наиболее эффективного и результативного развития личности, которое, тем не менее, должно основываться на достижении необходимого уровня гражданско-правовой грамотности, которая, как мы уже неоднократно отмечали, есть, обязательное свойство и характеристика любого человека и гражданина в рамках современного правового и демократического общества и государства.

Авторские методики диагностики различаются по основным целям и содержанию, по форме своего представления и выражения, что, однако, и является их основным и главным плюсом, поскольку данная вариативность предполагает возможность использования различных методик в каждом конкретном случае относительно формирования основ личности обучающегося, например, в его когнитивной сфере.

Суммируясь же и перемежаясь одна с другой, данные методики и диагностические процедуры определенного порядка и характера позволяют оказать комплексное воздействие относительно деятельности по проверке уровня подготовленности обучающегося, что и является ключом к дальнейшим положительным изменения в данном отношении.

 

[1] Ковалева Г.С. Оценка образовательных достижений учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС. Москва 2018. [Электронный ресурс]. URI: http://imc72.ru/content/26022018/3.pdf (Дата обращения: 20.03.2019)

[2] Янгирова В.М., Шамигулова О.А Гражданско-правовое образование как средство формирования ценностного отношения к миру у обучающихся. М.: Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. С. 90-108.

[3] Шамигулова О.А. «Методологические ориентиры подготовки будущих педагогов к диагностике образовательных результатов (на примере обществоведческого образования). М.: Современные проблемы науки и образования.  2015. С.509

[4] Гребень Н.Ф. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) Психологические тесты для профессионалов. Минск. 2007. С 496-500.