Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROYEKT «SHAKHMATY - SHKOLE». PREYEMSTVENNOST' DOSHKOL'NOGO OBRAZOVATEL'NOGO UCHREZHDENIYA I SREDNEY OBSHCHEOBRAZOVATEL'NOY SHKOLY

Aksenova I.E. 1
1 FGAOU higher education "North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova "
Today chess education takes the leading role in the education system of our country. Chess movement in the Republic of Sakha (Yakutia) is one of the priority areas of education, is a means of comprehensive development of children. Learning chess and mastering chess theory by schoolchildren contributes to the growth of their spiritual abilities. In order for the potential of chess to be fully used purposefully in the education system, it is necessary to introduce the course "Chess to School".
chess
continuity
development of intelligence
conference

Ценность шахмат как учебной дисциплины подчеркивали многие известные педагоги и психологи. В.А. Сухомлинский утверждал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Использование шахмат как  средства обучения способствует академическим успехам школьников в разных учебных дисциплинах.
Ш.А. Амонашвили говорил: « Шахматы- некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс». Но для того, чтобы потенциал шахмат в полной мере, целенаправленно был использован в системе образования, необходимо внедрить курс «Шахматы – школе». Россия является мировым лидером в ключевых теоретических и практических вопросах внедрения шахмат в программу начальных классов и в систему дошкольного образования. Сегодня шахматное образование, занимает ведущую роль в развитии детей. Шахматное движение в Республике Саха (Якутия) является одним из приоритетных направлений образования, является средством  всестороннего развития детей. Безусловно, обучение шахматам и освоение шахматной теории школьниками  способствует росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастает интеллектуальный потенциал всего общества.  Об этом говорил в 2000-х годах первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев.  Он утверждал, что  «через небольшое время у нас в республике появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России».  

Преподавание шахмат требует создания нового научного направления - шахматной педагогики. В России есть специалисты, успешно работающие
в этом направлении. Среди них прежде всего старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования (РАО), член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, член Совета РАО по сравнительной педагогике Игорь Сухин. Им подготовлена целая серия учебников и книг по шахматам для детей, основанных на глубоком понимании и знании детской психологии и педагогики.

5 ноября 2018 года был подписан договор о сотрудничестве между Игорем Георгиевичем Сухиным и Сергеем Артемовичем Ермолаевым.  Игорь Георгиевич стал куратором по образованию шахмат по авторской методике  в  МОБУ СОШ№21 города Якутска.

В рамках данного проекта разработано направление « Шахматы –детям» в СОШ21.  Научным руководителем  этого направления является Игорь Георгиевич.  Целью проекта является обоснование организационно-педагогических условий для развития непрерывного шахматного образования (с 0 по 8 класс) психолого-педагогических оснований для разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

− разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие непрерывного шахматного образования в педагогической практике

− создание системы личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения по предмету «Шахматы» для обеспечения непрерывного характера обучения и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

− формирование программы подготовки, переподготовки и профессионального развития педагогических кадров для работы с разными категориями детей в контексте шахматного образования.

− создание доступной предметно-пространственной и информационной среды для реализации шахматного образования с использованием сетевых форм взаимодействия всех заинтересованных сторон.

       Мы поставили перед собой задачу охватить в проект как можно больше детей школьного и дошкольного возраста. С этой целью  были заключены договоры между МОБУ СОШ №21 и МБДОУ центр развития ребенка « Северные звездочки» №15, МБДОУ «Золотая рыбка» №29, МБДОУ «Кораблик»№27  города Якутска.  Охват детей -360.

На  данный момент в рамках проекта дети начальных классов 44 учащихся имеют третий юношеский разряд, 5 человек -2 юношеский разряд,
1 – 1 юношеский,  1-3  спортивный разряд, 1-2 спортивный разряды.

МОБУ СОШ №21 имеет право присваивать 2, 3 юношеские разряды, так как был заключен договор в Республиканской шашечно-шахматным центром города Якутска. Разряды присваиваются согласно разрядной таблице.

Таким образом, на практике мы видим динамику развития познавательных способностей обучающихся. Реализация настоящего Проекта позволит:

-  охватить 100% обучающихся в МОБУ СОШ№21

– сформировать систему разноуровневых программ по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования, обеспеченных необходимыми учебно-методическими комплексами, профессионально подготовленными специалистами и достаточными материально-техническим и информационно-программным оборудованием;

– обеспечить непрерывный характер профессионального развития педагогов, реализующих шахматное образование, в форматах кластеров, сетевых профессиональных сообществ и самообразование;

– создать безбарьерную среду для охвата шахматным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.