Одной из наиболее актуальных проблем социально-педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ). При интенсивном росте детей с ОВЗ актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ, делая эту проблему особенно актуальной.
Семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, - это «особая» семья, в которой помимо типичных семейных вопросов, возникающих перед семьей на рассматриваемой фазе развития, имеется еще ряд своих специфических. К специфическим относятся проблемы, возникающие при появлении в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: получение точного диагноза; эмоциональное привыкание (адаптация) к больному ребенку; проблема информирования других членов семьи. Когда ребенок достигает школьного возраста, появляются проблема определения формы обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение, обучение на дому); хлопоты по устройству в школу; переживание реакций сверстников; заботы по внешкольной деятельности ребенка [3].
Также, родители таких детей сталкиваются не только с проблемами воспитания и ухода за ребёнком, но и с медицинскими, экономическими, педагогическими и социально-психологическими трудностями, которые приводят к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных проблем.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок с нарушениями в развитии, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психологического и социального здоровья членов семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как именно они являются тем ресурсом для ребенка, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей.
Главная цель социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ – преодоление жизненных трудностей, минимизация негативных последствий или даже полное решение проблем семьи, а так же получение ребенком, и его родителями квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации и реабилитации ребенка в социуме [4].
Социально – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в здоровья, призвано решить следующие задачи:
- обеспечение содействия ребенку и его семье, помощь педагогам;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
Для решения задач социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выделены следующие направления:
- Медицинское направление;
- Психологическое направление;
- Педагогическое направление;
- Социальное направление [2, с 280].
Можно отметить, что социально-педагогическая деятельность по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе имеет свои особенности и отличия от других видов сопровождения. Педагогическое сопровождение ориентировано, прежде всего, на создание условий для успешного освоения учащимся избранного воспитательно-образовательного маршрута, социальное – на решение вопросов бытового и правового порядка, психологическое – на преодоление или профилактику последствий психических травм, реальных или потенциальных.
Следует отметить, что сопровождение как профессиональная деятельность социального педагога в условиях общеобразовательной школы неоднородно. Выделяют две формы сопровождения, которые в идеале представляют собой согласованные процессы: индивидуальное сопровождение, ориентированное на решение проблем конкретной семьи, а также системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной для самой семьи, и для его социальной ситуации в целом [1].
Таким образом, социально-педагогического сопровождение семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья имеет определенную специфику и призвано решать ряд определенных задач, в результате решения которых ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества. Социально-педагогическое сопровождение охватывает все перечисленные проблемные поля, интегрирует педагогическую, психологическую и социальную работу и, таким образом, является ярким примером реализации комплексного подхода к организации системы сопровождения.