Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ECONOMIC FEASIBILITY OF TRANSFERRING QUARRY EQUIPMENT TO NATURAL GAS

Shchetinin N.A. 1 Starikov P.V. 1
1 Belgorod state technological University. V. G. Shukhov
The analysis of economic feasibility of transfer of quarry equipment to natural gas is carried out. Alternative types of energy for bringing quarry equipment into motion are considered. Calculations of consumption of diesel fuel and natural gas on two modifications Of the BelAZ car, and also economy of money on the expenses connected with purchase of fuel are made. Given the higher cost of gas-engine modifications of The BelAZ car, the payback time of each car due to savings on the cost of fuel, car maintenance and other related costs will be 1 year and 6 months. The difference in costs only for fuel for the year will be 9794582,6 rubles.
natural gas
quarry transport
gas piston belaz
economic feasibility of gasification of quarry machines

Одной из основных статей расходов по добыче полезных ископаемых открытым способом являются транспортные расходы. В частности расходы на топливо для карьерной техники. Для снижения этих затрат мировая промышленность разработала несколько видов машин, первые машины работающие на полностью электрической тяге (например троллейные самосвалы, рис.1) и машины двигатели которых приспособлены к работе на природном газе (рис.2) [1]. Первый тип машин требует дорогостоящее переоборудование карьера (строительство контактной сети), также аккумуляторные батареи, использующиеся в конструкции троллейных самосвалов, являются дорогостоящей запчастью, а также плохо переносят низкие температуры. Машины, работающие на природном газе, не обладают данными недостатками и требуют меньших финансовых вложений для модернизации автопарка эксплуатирующего предприятия [2]. Стоит отметить, что в России было подписано и принято постановление правительства, подготовленное Минпромторгом, которое позволит увеличить выпуск техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, а также стимулировать развитие заправочной инфраструктуры.

Рис. 1. Троллейный карьерный самосвал Euclid-Hitachi

Рассмотрим экономическую выгоду использования автомобиля БелАЗ 75473, с двигателем КТА-19С (600 л.с.) и БелАЗ 75476 – вариация с газопоршневым мотором Кунгур-550 (549 л.с.) [3]. Удельный расход топлива при номинальной мощности у первого составляет q1 = 219 г/кВт•ч, для БелАЗ 75476 q2 = 230 г/кВт•ч (при условии: атмосферное давление 760 мм рт.ст., температура воздуха +15 С0, влажность воздуха 0%). Для того чтобы определить расход топлива за час работы двигателя при номинальной мощности воспользуемся формулой:

Q= л/ч. (1)

где q – удельный расход топлива;

N – мощность, л.с. (кВт);

R – плотность топлива (дизельного 0,85 кг/дм3, природного газа 0,72 кг/дм3);

k1 – коэффициент, характеризующий процентное соотношение времени работы при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (как правило, предполагается, что из 100% рабочего времени, на максимальных оборотах машина работает только 30%, поэтому k1 будет равен 70%/30% = 2,33);

Q - расход топлива в литрах в час.

«Карьерные самосвалы БЕЛАЗ-75476 на газовом топливе:  характеристики, преимущества, результаты испытаний (эксплуатации), экономическая выгода»

Рис. 2. БЕЛАЗ-75476 оборудованный газопоршневым двигателем внутреннего сгорания

Для БелАЗ 75473 (рис.4):

Q= л/ч.

Для БелАЗ 75476:

Q= л/ч.

Рассмотрим динамику изменения цен на дизельное топливо и природный газ (рис.3). С 2016 года дизельное топливо подорожало на 52,3%, природный газ подорожал на 39% (состояние на январь 2019 года).

Рис. 3. Динамика изменения цен на ДТ и природный газ

При цене дизельного топлива 46,12 руб. за литр, а природного газа 16,4 руб. за м3. Подсчитаем стоимость топлива за час работы выбранных машин. Стоимость топлива для БелАЗ 75473 составит:

С1=48,8•46,12=2250,66 руб.

Для БелАЗ 75476:

С2=56,2•16,4=921,68 руб.

Тем самым экономия средств на топливо за час работы составит 1328,98. При двух сменной работе, продолжительность работы машины в сутки примерно составляет: 22 моточаса [4].

Тогда экономия денежных средств, за счет перехода с дизельного топлива на природный газ, в сутки (рис. 4) составит:

ΔСсут= 1328,98•22=29237,56 руб.

Чтобы посчитать экономию денежных средств при использовании газомоторных автомобилей БелАЗ воспользуемся формулой:

ΔСгод= ΔСсут•n руб.; (2)

где n – количество дней в году, которые автомобиль проводить в работе на линии [5].

Рис. 4. Затраты на топливо дизельной и газомоторной модификации автомобиля БелАЗ за сутки

Экономия за год (рис. 5) на одной машине:

ΔСгод=29237,56•335=9794582,6 руб.

Количество дней в году взято с учётом простоев техники на плановый ТО и ремонт. Тем самым, при условии, что карьерный самосвал оборудованный ДВС работающим на СПГ дороже самосвала на дизельном топливе в среднем на 15 млн. руб., одна машина на природном газе окупится и начнет приносить прибыль спустя 1,5 года.

Рис. 5. Затраты на топливо дизельной и газомоторной модификации автомобиля БелАЗ за год

Из вышесказанного можно сделать вывод, о том, что постепенная замена карьерных машин работающих на дизельном топливе на машины с ГБО выгодна эксплуатирующим предприятиям. Во-первых, это получение прибыли спустя 1,5 года с момента покупки машины, благодаря низкой стоимости природного газа. Во-вторых, возможна экономия на моторном масле, благодаря использованию метана, ресурс масла увеличивается и позволяет проработать на нем большее количество моточасов, а также очевидна экономия средств за счёт утилизации и переработки меньших объемов моторного масла.