Организация труда специалистов сферы помогающих профессий, связанной с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии. Это в полной мере относится и к медицинским работникам, которые, в силу специфики своей повседневной практики, наиболее предрасположены к воздействию различных стрессоров. Поэтому особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема синдрома эмоционального выгорания.
В целях профилактики и снижения эмоционального выгорания работников системы здравоохранения представляется актуальным исследование связи данного синдрома с эмоциональным интеллектом, как фактором, с одной стороны обеспечивающим продуктивное взаимодействие врача с пациентами, и, с другой стороны, позволяющим найти внутренние ресурсы для повышения эмоциональной устойчивости, управлять своим эмоциональным состоянием.
В 11-ом пересмотренном варианте Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания определяется как «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» [1].
В.В Бойко полагает, что эмоциональное выгорание является особым механизмом психологической защиты личности, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2, с. 8].
Согласно теории К. Маслач синдром выгорания имеет три стадии:
- Эмоциональное истощение. В данной стадии следует подчеркнуть недостаток энергии, несоответствия степени испытываемых человеком эмоций реальной ситуации, её контексту. Также для этой стадии типично снижение общего эмоционального фона.
- Деперсонализация характеризуется нарушением межличностных отношений, поскольку специалист становится либо зависимым от других, либо склонным к негативизму, равнодушию, цинизму по отношению к коллегам и пациентам.
- Редукция профессиональных достижений может проявляться через тенденцию к негативной самооценке своих возможностей, профессионального успеха, ограничение своих обязательств перед другими. Соответственно, специалист воспринимает себя как некомпетентного, неспособного к достижению профессиональных целей [3, с. 79].
Понятие «эмоциональный интеллект» было предложено Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо [4, с. 3]. В интерпретации данных авторов, эмоциональный интеллект включает в себя способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями. В дальнейшем была уточнена иерархическая схема эмоционального интеллекта путём включения четырёх компонентов: восприятие и выражение эмоций, усиление мышления через эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями.
Д. В. Люсин предложил структуру эмоционального интеллекта как конструкта, имеющего двойственную природу и связанную, с одной стороны, с когнитивными способностями, с другой – с личностными характеристиками [5, с. 276]. Способность понимать и управлять эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. В соответствии с этим подходом, эмоциональный интеллект трактуется как способность понимать и контролировать эмоции, подчеркиваются внутриличностные и межличностные аспекты эмоционального интеллекта.
Рассматривая межличностный аспект, следует отметить, что успешность врачебной деятельности определяется во многом эффективной коммуникацией с пациентами. Именно эмоциональный интеллект в существенной мере влияет на формирование коммуникативной компетентности врача. Развитый эмоциональный интеллект обеспечивает адекватное взаимодействие, правильное понимание больного и соответствующее эмоциональное реагирование на его поведение.
При этом стоит обратить внимание на адаптивную, ресурсную и протективную функцию эмоционального интеллекта, которые позволяют человеку восстанавливать утраченные ресурсы за сравнительно короткое время. Так, ряд исследователей полагает, что высокий эмоциональный интеллект является способностью, защищающей специалистов от развития синдрома выгорания [6, с. 8]. Данный процесс включает в себя, первоначально, выявление профессионального стресса и связанных с ним негативных эмоций через способность к их распознаванию, а затем и управлению ими. С этой точки зрения необходимо также указать на прогностическую роль эмоционального интеллекта.
Таким образом, рассматривая перспективу изучения связи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, можно отметить, что дальнейшие научные исследования в этой области могут касаться углубления представлений об эмоциональном интеллекте как предикторе выгорания, что в конечном счёте сделает возможным разработку научно обоснованных программ профилактики и преодоления данного явления за счет развития компонентов эмоционального интеллекта.
Соответственно, гипотеза предполагаемого исследования исходит из предположения о том, что существует связь между стадиями профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и компонентами эмоционального интеллекта (осознание и понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других) у работников здравоохранения.