Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

WHAT IS ONLINE ASSISTANT?

Semiletova K.I. 1
1 Bryansk state University name of academician I. G. Petrovsky
Information about online assistants was studied and processed. The article discusses the basic concepts, the principle of operation and the scope of online assistants.
artificial intelligence
online assistant
websites
business
messenger

Искусственный интеллект - это область информатики, которая связана с разработкой интеллектуальных компьютерных систем, то есть систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, - понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т. д [1].

Сейчас системы искусственного интеллекта находят применение в  голосовом управлении техникой, в мессенджерах, в банкоматах.

В данной работе рассматривается одна из таких «умных» систем  -   онлайн-помощник или чат-бот. Это виртуальная машина, которая запрограммирована на общение с одним или несколькими собеседниками [2].

Первого такого помощника написал профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум (США) в 1966 году. Звали этого помощника «Элиза». Он был настолько правдоподобен и нов для людей, что даже иногда вводил их в заблуждение. После этого стали выпускать множество аналогов онлайн-помощников по всему миру [3].

В начале 90-х годов XX века был разработан интересный тест Тьюринга, который позволял определить возможности «мышления» компьютеров и заключался  в следующем: человек, беседуя одновременно и с другим человеком, и с компьютером, должен  выявить, кто его собеседник – человек или машина. Чаще всего человек справлялся с этой задачей успешно. Однако, в 2014 году чат-бот, который имитировал речь украинского подростка,  запутал более 30% экспертов, участвовавших в эксперименте, подтверждая расширяющиеся возможности искусственного интеллекта.

Сегодня чаще всего онлайн-помощника можно встретить  на различных сайтах в виде всплывающего окна, в котором посетителю предлагается задать интересующий его вопрос. Часть вопросов посетителей бот пересылает администратору сайта, а на ряд часто задаваемых онлайн-помощники запрограммированы отвечать сами [1].

Практика показывает, что виртуальные помощники очень полезны для бизнеса: они помогают сократить объём рутинной работы сотрудников в процессе их общения с клиентами. При этом онлайн-помощники ничего клиентам не навязывают, а чётко и понятно отвечают на часто задаваемые вопросы.

В настоящее время чат-боты широко используются и  в мессенджерах – сервисах для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений, аудитория которых растёт с каждым днём.

Такие общеизвестные компании как Facebook, Google и Apple уже вкладывают значительные средства в разработку и внедрение онлайн-помощников для своих продуктов, которые могут выполнять как простые команды (например, рекомендательного плана), так и задачи поиска для пользователей внутри мессенджера. Ожидается, что в недалеком будущем чат-боты кардинально изменят работу пользователей Интернета в  социальных сетях, заменят собой мобильные приложения. Так, например, гендиректор Microsoft Сатья Наделла считает, что «боты – это и есть новые мобильные приложения». Его поддерживает и гендиректор Facebook Марк Цукерберг, говоря, что онлайн-помощники в корне изменят использование смартфонов[1].

Сферы применения чат-ботов довольно разнообразны: онлайн-помощники, онлайн-консультанты, игровые боты, поисковые боты и т. д. Но, к сожалению, практика показывает, что использование онлайн-помощников не всегда безопасно: мошенники уже начали использовать их для вымогательства денег обманом или выяснения паролей банковских карт. Также их используют и хакеры для сетевых атак и распространения вирусов.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что чат-боты, находясь на волне популярности,  «умнеют», в ряде случаев, заменяя людей. Однако, еще предстоит выполнить немало разработок и усовершенствований в области искусственного интеллекта, чтобы онлайн-помощники стали реальным инструментом технологий цифровой эпохи и оправдали прогнозы экспертов.