Одной из целей государственной политики в Российской Федерации является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества. Закон РФ, статья 4 «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ [1].
В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения, это проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. И представляет собой асоциальное, противоправное поведение человека. Это понятие оперируется с представителями криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и др. Название такого определения - делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок)[5; с.6].
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей и т.д. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РФ.
Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.
По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими правонарушений, относятся: воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек); злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, нужда в питании, одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода [4; с.103-113]. При таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в благополучную среду очень трудно.
Несовершеннолетние преступники - это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного примера стали правонарушителями. И для них собрана профилактическая работа, состоящая из совокупности государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. В профилактике психофизического развития подростка выделяют первичную, вторичную и третичную:
- первичная профилактика - предупреждение возникновения у подростков отклонений в психофизическом развитии;
- вторичная профилактика - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных отклонений;
- третичная профилактика - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих отклонениями [7].
Под социальной профилактикой понимается совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению рецидивной преступности у несовершеннолетних, а также разработку мер по его предупреждению [6; с.67]. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых путем выявления и устранения причин и условий, способствующих развитию рецидивной преступности у несовершеннолетних. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков;
- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Профилактическая деятельность в ее социально приоритетном выборе включает:
- профилактику по системе применяемых мер: применение социальных, экономических, организационно-управленческих, правовых, психолого-педагогических, социально-медицинских, социокультурных, социотехнических мер к детям и подросткам группы «риска»;
- профилактику по объектам предупредительного воздействия:
а) общую, не имеющую точного «адреса» в виде конкретной личности или группы несовершеннолетних;
б) частную, направленную на предупреждение асоциального поведения определенных групп и лиц [2; с.47].
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделить первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также, на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию преступного поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у несовершеннолетних [3; с.62].
Как видно, процесс профилактики делинквентного поведения подростков – это сложный, непрерывно развивающийся процесс, который можно обозначить двумя основными движущими силами благотворного воздействия на становление личности несовершеннолетних, то есть это воспитание и образование.
По профилактики делинквентного поведения подростков необходима реализация предотвращения проблемы среды несовершеннолетних правонарушителей поэтому центр образования работает по следующим направлениям: защита прав и законных интересов детей; профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей; профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних; духовно-нравственное воспитание, пропаганда здорового образа жизни; социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии.
Администрация школы считает, что развитие совершенствования психолого–педагогической коррекции и социальной реабилитации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из возможных факторов к повышению уровня повышения мотивации и успеваемости обучающихся школы.
Социальная характеристика ученического состава с 7 -12 класс состоит на следующих категориях учащихся:
- Многодетные семьи – 71;
- Дети, находящиеся под опекой – 13;
- Дети, воспитуемые одним отцом – 11;
- Неблагополучные семьи – 13;
- Молодые мамы из числа учащихся – 24;
- Беременные из числа учащихся – 6;
В внутришкольном учете состоят – 133 учащихся из них, ПДН – 99 учащихся, КДН -41 учащийся.
В рамках работы объектом эмпирического исследования стали обучающиеся 9 «а» класса. Класс состоит из 22 учеников, из них 16 юношей и 6 девушек. 10 из них состоят на внутришкольном учете и учете подразделения по делам несовершеннолетних.
Программа профилактики делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей создана для устранения делинквентного поведения и коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями, которая включает нацеленную готовность к изменению, ориентированные на накопление подростков нравственно положительных качеств, формирующие самовоспитание.
Диагностическая работа - выявить отклонения в поведении.
Профилактическая работа с респондентами:
1 направление
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- профориентационная работа;
- проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности респондентов делинквентного поведения:
- заинтересовать респондентов в кружковые работы и спортивные секции;
- проявить интерес в трудоустройстве в летний период.
2 направление:
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- приглашение на беседу медийные лица, а так же лица бывших заключенных.
Профилактическая работа с родителями:
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей;
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.
Таким образом, процесс профилактики делинквентного поведения подростков можно направить на благоприятное воздействие к становлению личности несовершеннолетних.