Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EDUCATING YOUNG PEOPLE IN THE DIGITAL AGE

Rynkevich A.A. 1 Salenko A.K. 1
1 Moscow Pedagogical State University
To determine the differences between one generation from another, the theories of E. Durkheim, N. Howe and V. Strauss are considered. The paper considers generations Y and Z, which are currently representatives of youth. The second part of the work examines the positive and negative impact of the Internet on learning, as well as recommendations for teachers in the digital age.
generation
education
upbringing
social institution
discipline and order
theory of generations
interactive form
digital education
internet
social networks

Наше время сейчас активно называют «Информационной эрой» или «Цифровой эпохой». Современное и предыдущее поколения молодежи по-разному воспринимают новые технологии, обучаются, развиваются и проводят свободное время. Изучением поколений и спецификой обучения каждого из них занимались такие ученые, как Н.Хоув и В.Штраус. Также про воспитание молодого поколения можно найти информацию в работах Э.Дюркгейма.

Для начала, чтобы нам разобраться нужна ли вообще теория поколений в педагогике, мы дадим определение, что же такое теория поколений и кто первый заговорил об этой проблеме?

Теория поколений - это новое и интенсивно развивающееся, усовершенствованное и практически применимое учение.  Теория поколений была создана в 90х годах XX века американскими учеными — историками и социологами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом.  Они по-другому рассматривали теорию, ушли от обычной интерпретации различий только на основе возраста, охарактеризовали поколения, исходя из глубинных ценностей. Поколение, в свою очередь, представляет собой совокупность людей, родившихся в определенный период жизни и подвергшиеся влиянию одних и тех же событий. Н. Хоува и В. Штраус выделяет типы поколение такие как: победители и строители – поколение, рожденное в 1900-1923 г., молчуны – 1923-1943 г., беби-бумеры – 1943-1964 г., поколение Х- 1964-1984 г., поколение Миллениум(У) – 1984-2001 г., поколение Z – с 2001 г. и по настоящее время. Но мы хотим поговорить о поколение Y и Z. Поколение Y обучаются в школах, в вузах, а поколение Z ходят в детский сад и в школу, активно развиваются, узнают окружающий их мир, их ценности еще не сформированы. Так какими же чертами, интересными для педагога, обладают представители этих поколений?

Поколение Y очень общительны и уверенные в себе, обладают гражданским долгом, готовые приложить любые усилия для достижения поставленной цели, не могут существовать без техники, превосходно владеют ею. А поколение Z еще более чем нуждаются в технологиях, в цифровом образование, ценят спорт и тянутся все больше к творчеству. Если педагог знает все эти особенности двух поколений, то он может найти подход к современным детям и студентам, как и в целом, так и индивидуально, может выявить мотиватор, который является ключом к успешному обучению. Что же об этом говорил Э. Дюркгейм?

Проблема, которая привлекала внимание французского социолога Э. Дюркгейма – это, прежде всего, образование и воспитание подрастающего поколения. Его считают одним из основателей социологии образования. Он рассматривает образование и воспитание молодого поколения в тесной связи с потребностями общества.

Дюркгейм говорит о том, что воспитание «отнюдь не имеет единственной и главной целью индивида и его интересы, оно есть, прежде всего, средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования». Он говорит о том, что если каждый человек проявляет и обуславливает некое социальное существо, то его цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать его в каждом из нас. Воспитание состоит, в первую очередь, в целенаправленной и ведущей социализации молодого поколения. Одну из важных ролей, по мнению социолога, играют социальные институты, а в качестве примера он приводит институт школы. Именно школа производит сходство социального института. Дюркгейм говорит о том, что в школе существует и дисциплина, и порядок, как в обществе. Правила, обязанности, соблюдение их учениками похожи на правила поведения взрослого человека. Похвала и наказания, связанные с волнением обязанностей школьником, сходны с похожими санкциями взрослых.

После того, как мы разобрались со спецификой поколений и отличий одного поколения от другого, надо выявить, каких же особенностей воспитания стоит придерживаться в мире информационных технологий и цифрового образования.

В.Н. Погодин – эксперт и победитель конкурса «i-учитель» определяет цифровое образование, как «применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах». В настоящее время нет четкого определения понятию «Цифровое образование», поэтому мы понимаем данный термин, как образование на любой ступени обучения с использованием новых современных технологий и Интернета.
           На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи в 2017 году ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая на одной из встреч отметила, что сейчас существует три типа коммуникаций: письменная, устная и цифровая. Сложно не согласится с этим высказыванием. В современном мире подростки с 12 начинают активно пользоваться социальными сетями. Они используют их для общения со сверстниками и просто развлечений. 95% детей от 13 до 18 лет имеют доступ к смартфонам и 45% пользуются ими постоянно. В среднем дети проводят в Интернете до 8 часов в день. Поэтому крайне важно научить ребенка с малого возраста пользоваться смартфоном с пользой и безопасно. 
             Теперь рассмотрим, как использование Интернета и современных девайсов влияет на учебу. Обучение с использованием девайсов повлияло на школьника:

-дети стали меньше двигаться, проводят свободное время за игрой в смартфон.

-развивается клиповое мышление, свойственное поколению Z. Дети не могут читать большие объёмы информации, куда лучше воспринимается информация в сжатом виде, разделенная на тезисы.

-уменьшается объём краткосрочной памяти. Теперь не нужно запоминать и держать в голове много вещей, ведь любой ответ на вопрос можно найти в Интернете, а что-то напомнить помогут уведомления на смартфоне.
           С другой стороны, несмотря на негативные аспекты цифровизации в образовании, здесь есть и положительные особенности:

-дети стали лучше разбираться в информации. Они свободно курсируют в потоке и хорошо ориентируются, быстро находят нужное в сети.

 -теперь талантливые дети с любого уголка мира может заявить о себе благодаря ведению личного блога, участию в онлайн-олимпиадах, конкурсах.  С 2019 года реализуется возможность всем учащимся в России формировать свои индивидуальные цифровые портфолио в электронном в виде.

Следуя из сказанного выше, процесс обучение должен строится на ведение новых условий с использованием в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий. Интерактивные методы занятий основаны на принципах активности обучаемых и составляют обязательным условием, таким как обратная связь. Ведь обратная связь является одним из средств успешного развития личности. Создается такая среда общения, которая характеризуется открытостью и взаимодействием участников, взаимной оценки и способов контроля, что необходима для студентов поколения Y. Преподаватель выполняет функцию тьютора в работе, поскольку это поколение предпочитают процесс обучение коллективный, погруженную в настоящую проблему. Преподавателя «Y» воспринимают не как наставника, а уже как партнера. Студентам всегда нужно взаимодействовать как с друг другом, так и с преподавателями, получая друг от друга обратную связь. В учебный процесс, по нашему мнению, необходимо включать такие средства успешного развития индивидов, как: круглый стол, мозговой штурм, решение разнообразных кейсов и обучению их создавать, мастер классы и квесты. Активное включение в учебный процесс интерактивных форм обучения позволит постоянно вносить новую новизну, стандарты и изменение проведений занятий. Ведь студент сейчас может не только писать от руки доклад, но и также работать на компьютере: печатать текст, создавать презентации, защищать курсовые работы с мультимедийным представлением, включение фото и видеоматериала. Надо учитывать тот факт, что сейчас практически, мы большую долю информации получаем именно из Интернета, преподаватель обязан включать в списки рекомендуемой литературы ссылки на электронные книги, сайты, являющиеся полезными для обучения.  Новое поколение ждет перемен и новых форм интерактивных форм обучения. Следовательно, задача педагогов и родителей рассказать молодежи о всех возможностях, которые предоставляет Интернет и научить ими пользоваться, а также внедрить его в ежедневный учебный процесс.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что теория поколений Штрауса и Хоува является полезной для педагогики и поможет преподавателю очень быстро и оперативно ориентироваться в потребностях современных школьников и студентов, направить процесс обучения по эффективному и успешному пути развития.
Как мы уже говорили ранее, поколение Z имеет тягу ко всему новому. Им нравится осваивать новые технологии. Поэтому педагог в эпоху цифрового воспитания должен использовать новые инструменты в образовании, внедрять цифровые технологии в свою работу, учитывая отличие поколения Z от предыдущих поколений.