Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROTECTIVE MECHANISMS OF STUDENTS IN INTERPERSONAL CONFLICT

Valikeeva A.M. 1
1 Bashkir State University
Due to mutual contradictions among students of one group, the number of interpersonal conflicts increases, creating an obstacle to communication or achieving personal goals, which often leads to negative consequences and significantly reduces the effectiveness of the group. To effectively resolve conflicts, a student must possess not only a sufficiently high level of theoretical knowledge of conflict-free interaction and self-regulation, but also skillfully apply practical skills of behavior in conflict situations. Problems associated with the behavior of students in interpersonal conflicts are of great practical interest and have repeatedly become the subject of research in the field of psychology and sociology, since this problem is not only interpersonal, but also social. The purpose of the study: the protective mechanisms of students in interpersonal conflict. Object of study: protective mechanisms and interpersonal conflicts.
defense mechanisms
interpersonal conflict
students

Проблемы, связанные с поведением студентов в межличностных конфликтах представляют большой практический интерес и неоднократно становились предметом исследований в области психологии и социологии, поскольку эта проблема носит не только межличностный характер, но и социальный.

Цель исследования: защитные механизмы студентов в межличностном конфликте.

Объект исследования: защитные механизмы и межличностные конфликты.

Материалы и методы исследования: В опросе приняли участие 29 студентов БашГУ факультета психологии обоего пола в возрасте от 19 до 25 лет.

В исследовании использовалась методика «Определение способов регулирования конфликтов» разработанная американскими специалистами в области психологии конфликта К. Томасом и Ральфом Килманном.

Для того, чтобы описать типы поведения людей в конфликтных ситуациях Кеннет Томас применяет двумерную модель регулирования конфликтов, основными измерениями которого является кооперация, которая связана с вниманием человека к интересам других лиц, а также напористость, для которой свойственно делать упор на защите личных интересов.

Для определения защитных механизмов применялся опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, (LSI)), который был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году. С помощью теста определялись восемь защитных механизмов: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивные образования.

Результаты и их обсуждение. В исследовании приняло участие 29 человек, в возрасте от 19 до 25 лет. Наше исследование состояло из 2 этапов. На первом этапе нами был проведен тест «Определение способов регулирования конфликтов» или же «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса.

На диаграмме (Рисунок 1) показано, в процентном соотношении, какой преимущественно способа регулирования конфликта выбирает юноша в исследуемой группе.

Из приведенной диаграммы видно, что в исследуемой группе двое юношей преимущественно выбрали «компромисс», двое – «соперничество», двое – «избегание», один – «сотрудничество» и один – «приспособление». Из данного распределения можно сделать вывод, что в данной группе равнозначно присутствуют все способы регулирования конфликта и выделить какой либо доминантный способ нельзя.

Рисунок 1 – Способы регулирования конфликта у юношей.

На следующей диаграмме (Рисунок 2) показано, в процентном соотношении, какой преимущественно способа регулирования конфликта выбирает девушка в исследуемой группе.

Рисунок 2 – Способы регулирования конфликта у девушек.

Из рисунка 2 видно, что в исследуемой группе девушек трое преимущественно выбрали «сотрудничество», трое – «приспособление», четверо – «избегание», девять девушек выбрали – «компромисс» и двое – «соперничество». Из данного распределения можно сделать вывод, что в исследуемой группе девушек доминирует такой способ регулирования конфликта как «компромисс». Меньше всего отдается предпочтение «соперничеству».

На втором этапе исследования, нами был использован опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).

Из рисунка 3 видно, что в исследуемой группе юношей у двоих проявился защитный механизм – «рационализация», у двоих – «проекция», у двоих – «замещение» и у оставшихся двух студентов проявилось «отрицание» и «подавление». Доминантный механизм защитного поведения отсутствует.

Рисунок 3 – Защитные механизмы у юношей.

Из рисунка 4 видно, что в исследуемой группе девушек у шестерых проявился защитный механизм – «проекция», у четверых – «компенсация», у троих – «отрицание» у троих «рационализация», у троих «регрессия» и у оставшихся двух «замещение». Доминантный защитный механизм – «проекция», меньше всего проявляется «замещение».

Рисунок 4 – Защитные механизмы у девушек.

Необходимо заметить, что в группе, как юношей, так и девушек при одинаковом выборе способа регулирования конфликта индивидом проявляются разные механизмы защиты.

Так же необходимо отметить, что в группе девушек наблюдается более широкий диапазон проявления защитных механизмов в сравнении с группой юношей. Например, механизмы «регрессия» и «компенсация» в юношеской группе отсутствуют.

Общий вывод: проведенные исследования свидетельствуют о том, что в исследуемых группах девушек и юношей распределение способов регулирования конфликта отличается и проявляются в том, что в женской группе выявляются доминантные способы, а в мужской группе распределение равномерное. Отличаются и защитные механизмы вызванные выбором соответствующего способа регулирования, причем у женской группы диапазон защитных механизмов шире, чем у мужчин.