Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

LISTENING AND SPEAKING AS FUNCTIONAL LITERACY SKILLS

Popykina A.A. 1 Benesh Y.I. 1
1 S. Amanzholov East Kazakhstan state University
The 21st century is a time of digitalization and innovation. Every day the world is changing, made great discoveries, introducing new technologies, improving knowledge and skills of mankind, along with the improved education system. The formation of a functionally literate personality is one of the main tasks of modern education. Functional literacy includes basic literacy skills such as listening, speaking, reading, and writing. The formation of these skills, in particular, listening and speaking, begins at the stage of preschool education. A preschool child, due to the peculiarities of age and psychophysical development, is able to master such skills as listening and speaking. This article is devoted to the peculiarities of listening and speaking skills.
functional literacy
communication
listening
speaking

Формирование функционально грамотных людей является одной из главных задач современного образования. Этим объяснется и процесс модернизации в области образования в Республике Казахстан. Особое внимание образовательные программы на всех уровня образования уделяют формированию навыков функциональной грамотности, седи которых ведущее место занимают навыки случания, говорения, чтения и письма.

Рассмотрим понятие «функциональная грамотность». Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен, в 1965 году и связан с переходом общества от индустриальной эпохи к постиндустриальной, как противопоставление и дополнение ранее используемому понятию «грамотность» в международной образовательной практике. Изначально функциональная грамотность подразумевалась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.В 1978 году ЮНЕСКО преобразовали и дополнили данное понятие.Согласно этой редакциифункционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общины.А.А Леонтьев утверждал, что функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [1]. Зинченко Г.П. рассматривает функциональную грамотность, это прежде всего, как способность к самостоятельному приобретению, осмыслению и использованию знаний не только в специализированной сфере деятельности, но и в общественных делах, в жизни своей семьи, а так же как формирование потребности и готовности к непрерывному образованию[2]. На основании изучения понятия «функциональная грамотность» мы пришли к выводу, что функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать или писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике, усовершенствовать их, самостоятельно обучаться и развиваться, тем самым помогая преодолению проблемы безграмотности общества.

По природе своего происхождения, человек является социальным существом и поэтому в его жизни важную роль играет коммуникативная деятельность.Лисина М.И., раскрывая сущность понятия «коммуникативная деятельность», обращает наше внимание на психологическую сущность данного процесса ипредлагает следующее определение: коммуникативная деятельность (общение)-взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[3].

Андрианов М. С,Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А, Гулевич О.А. и многие другие ученые, рассматривая коммуникативную деятельность, выделяют вербальную и невербальную коммуникации.Невербальная коммуникация, ее еще называют «язык жестов», «коммуникация без слов». Процесс взаимодействия людей между собой зачастую требует использования средств невербального общения, а именно,передачи информации посредствам изменения выражения лица (мимики), жестов и движения тела.

Если невербальная коммуникация – это жестовая речь, то за вербальную зачастую принимают только речь человека, но это не совсем верно. Вербальная коммуникация включает в себя, как знаковую систему- человеческую речь, и как навык общения –слушание.Можем сделать вывод, что сложился стереотип - главным навыком человека является речь.Человека,который предпочитает молчать, мы называем необщительным. В реальной жизни хорошим собеседником является тот человек, который умеет слушать. Да, именно слушать, а не слышать. Стоит разобраться в этих двух понятиях. В толковом словаре С.И. Ожегова термин «слышать» обозначает физическое состояние, которое часто происходит неосознанно, непроизвольно, применимо к каждому человеку, не имеющему физических нарушений слуха.

Словарь В.И. Даля трактует данное понятие несколько иначе: слушать – это значит совершать осознанное действие, предполагающее анализ воспринимаемой информации, требующее внимания и сосредоточенности. Следует так же отметить, что умение слушать затрагивает не только слух, но и зрение и осязание. То есть, навык слушания, означает не просто способность слышать информацию, но и анализировать, осознавать ее.А это означает, что навык «слушание» напрямую связан с мыслительными процессами. Такая трактовка данного понятия позволяет выделить три этапа слушания.

Первый этап- получение информации, ее восприятие с помощью таких чувств как зрение и слух. Зрение в данном случае помогает получить невербальные подсказки, определяющие характер передачи и восприятия сообщения.

Второй этап - обработка информации, которая происходит в мозгу человека с помощью таких операций, как анализ, синтез и оценка. Данный этап можно рассматривать как этап, на котором человек пытается понять смысл высказывания своего собеседника.

Третий этап – реакция, как результат осмысления полученной информации. На этом этапе говорящий видит и слышит, как реагирует на его речь (информацию) слушающий. Слушающий, в свою очередь,разными средствами подтверждает, что он получил и понял сообщение [4].

Джордж Келли в своей когнитивной теории личности выделяет следующие виды слушания-нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание -этот тип прослушивания, который предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего, с максимальным вниманием к ней. Способность сохранять молчание, не нарушая речи говорящего своими замечаниями и наблюдениями, помогает слушателю выразить себя и лучше понять смысл передаваемой информации, уловить то, что стоит за словами. Важным сигналом для такого слушания является невербальный ответ, т.е. зрительный контакт, кивок или покачивание головой и т.п.

Рефлексивное слушание подразумевает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик. Такое понимание рефлексивного слушания происходить из определения того, что рефлексия представляет собой процесс изучения субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; самоанализ[5].

Слушание является «фундаментом», оказывающим влияние на отношение в общении, на успех во взаимодействии и взаимопонимании. Но возникает вопрос, а все ли умеют слушать? По данным современных психологов, только 10% человек умеют слушать. Большинство людей не обладают умением слушать, как навыком речевого общения, поэтому воспринимают информацию, получаемую на слух, лишь поверхностно. Возникает вопрос, почему же мы не слушаем, ведь все предпосылки для этого в человеке есть. Изучение данного вопроса позволило выявить ряд трудностей в восприятии такой информации:

  • нарушение внимания: высокая скорость мыслительной деятельности: мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому отвлекаемся от речи говорящего;
  • избирательность внимания: нас с детства учат слушать то, что представляет для нас наибольший интерес, и это затрудняет фиксацию внимания на чем-то одном;
  • потребность отвечать: потребность отвечать занимает наши мысли формулировкой наших собственных аргументов, и мы больше не слушаем то, что нам говорят.

Данные трудности вызваны следующими причинами, препятствующими эффективному прослушиванию. К ним относятся:

  • физическое взаимодействие: шум, непредвиденный удар, высокая или низкая температура, усталость;
  • психическое вмешательство: безразличие, предубеждение против темы разговора или говорящего,беспокойство, реакция на слова с эмоциональным подтекстом, напряжение [6].

Слушание как деятельность занимает важное место в учебно-познавательной деятельности дошкольника. Оно выступает источником информации в целях получения и обогащения знаний, повышения культурного уровня; средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей, а также выполняет регулятивную функцию, поскольку полученный в процессе слушания план действий определяет действия человека.

Говоря о вербальной коммуникации, следует рассмотреть еще один вид речевой деятельности – говорение.

Говорение является продуктивным видом речевой деятельности. Этот сложный психолингвистический и психофизический процесс выступает как совокупность актов говорения и понимания. Если при слушании процесс идет от восприятия формы к осмыслению, то при говорении все наоборот, процесс идет уже от осмысления к форме. Как и любой вид деятельности, собственно речевая деятельность (говорение) имеет свою структуру. Леонтьев А. А. представляет структуру данного речевого действия как взаимосвязь трех фаз:

  • планирование речевого действия;
  • осуществление речевого действия;
  • сравнение и контроль, в рамках которых выделяются следующие этапы:
  1. формирование речевого намерения;
  2. построение внутренней программы (плана) будущего высказывания;
  3. грамматическая реализация высказывания и выбор слов;
  4. внешнее оформление высказывания[1].

Речевая деятельность характеризуется многозначностью, многоуровневостьюструктуры, подвижностью и связью со всеми другими психическими функциями. Осуществление речевой деятельности на всех этапах (уровнях) ее осуществления обеспечивается рядом сложных психологических механизмов, что дает основание рассматривать речь как одну из самых сложных форм высших психических функций. Эти механизмы были и остаются предметом исследований многих психологов и психолингвистов.

Изучив труды таких психологов и психолингвистов как Леонтьев А.А, Щерба Л.В, Зимняя И.В, Выготский Л.С мы пришли к следующим выводам:речь выполняет различные функции в жизни человека, в нашем случае – ребенка-дошкольника;главной и первичной функцией речи является коммуникативная функция, позволяющая выстраивать процесс общения.

Говорение рассматривается, как правило, самой простой формой речи (устная речь).Однако, это является серьезным заблуждением. Устная речь (говорение) должна быть грамматически и орфоэпически грамотной, связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством коммуникации.

Дети дошкольного возраста испытывают острую потребность поделиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, легко откликнувшись на предложение рассказать о своих встречах на природе, о четвероногих друзьях, своих любимых игрушках. Они не могут ждать, чтобы послушать другого человека, они начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстниками дети приобретают опыт равноправия в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить четко, связно, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждать. Поэтому существенную роль в освоении детьми диалогической и монологической речи играют взрослые, в первую очередь –воспитатель, реализующий цели, задачи и содержание программ образовательной области «Коммуникация», включающей такие подобласти, как развитие речи, основы грамоты и письма, ознакомление с художественной литературой, драма [1; 4; 7].

Таким образом проведенный нами анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что слушание и говорение связаны между собой, одно без другого не имеет смысла. Слушание и говорение являются важными видами речевой деятельности детей, определяющими уровень их готовности к обучению в школе. Однако, анализ таких программ дошкольного образования РК, как «Алгашкыкадам», «Зерек бала», «Бiзмектепкебарамыз», «Карлыгаш», «Кайнар» показал, что они не обеспечивают системного подхода в решении данной проблемы.Это подтверждает и образовательная практика дошкольных учреждений которая направлена на овладение единицами языка (звук, слог, слово, словосочетание, предложение) и способами действия с ними.Ни одна программа не имеет систематического изложения содержания работы, направленной на комплекс видов речевой деятельности и, в первую очередь – слушания и говорения.Да мы можем научить ребенка определенному набору слов, составлению предложенийи т.п.Но это не может полноценно обеспечить процесс формирования умений слушать речь окружающих, думать и анализировать, подбирать правильные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, умозаключения. Тем самым подтверждается тот факт, что ребенок, который в полной мере овладел навыками слушания и говорения будет легче адаптироваться в социуме, будет более успешен в овладении другими навыками функционально грамотной личности и наоборот.