Суррогатное материнство является сложной высокотехнологичной медицинской помощью в России, направленной на рождение детей у супружеской пары или одинокой женщины, не способной по состоянию здоровья самостоятельно зачать и выносить ребенка [3]. Официальная первая программа суррогатного материнства на территории России была осуществлена в 1995 году [4,5], сегодня накоплен 24 летний опыт ее проведения. В настоящее время Россия является привлекательной странной для иностранцев, желающих воспользоваться программой суррогатного материнства, стоимость которых зависит от субъекта РФ и в среднем составляет от 600 тысяч до 2 миллионов рублей.
Однако общество не успевает осмыслить этические и правовые основы его применения как метода лечения бесплодия. По этой причине сегодня оно является легальным и применяется лишь в 15 странах, в число которых входит и Российская Федерация [1,2]. Во многих западноевропейских странах оно находится под запретом: Франции, Норвегии, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии [5]. Прежде всего это обусловлено этическими вопросами, что суррогатной матерью становятся бедные женщины, которые с помощью программ суррогатного материнства решают свои материальные проблемы. Ответственности в этих странах подлежат и врачи, и суррогатная мать, и заказчики ребенка.
В связи с существующими этическими проблемами (биологическая эксплуатация женщины, демонтаж традиционного восприятия материнства, коммерциализация репродуктивной функции) исследование отношения российских граждан к процедуре суррогатного материнства является весьма актуальным [3,6]. С данной целью мы провели социологический on-line опрос 200 российских граждан по оригинальной анкете, среди которых 77% женщины и 23% мужчины. Возраст респондентов составил от 16 до 59 лет. Большинство опрошенных состоит в браке – 72,5%, не состоят в браке – 26%, сожительствуют – 1,5%. Большинство респондентов не имеют детей – 75%. Профессиональная занятость респондентов неоднородна – студенты средних и высших учебный заведений, врачи, средний медицинский персонал, инженеры, юристы, педагоги.
В результате анкетирования мы выяснили, что 40% респондентов относятся к суррогатному материнству положительно, так как считают, что это единственная возможность рождения собственного ребенка для женщины, не способной самостоятельно выносить ребенка. Нейтрально относятся к суррогатному материнству – 26% опрошенных. Считают его противоестественным и аморальным – 15%, а 13% отмечают, что это взаимовыгодная сделка, в которой один человек решает свои финансовые проблемы, другой – получает возможность воспитывать своего ребенка. Не определились в своем отношении к суррогатному материнству 4% опрошенных, а 2% скорее оценят его положительно, так как оно улучшает демографическую ситуацию в стране.
Программы суррогатного материнства для развития государства оценили положительно 72% респондентов, а 28% считают, что оно не способно решить проблему бесплодия населения или демографическую и социальную ситуации в стране.
Интересно заметить, что 44 % опрошенных не знают разрешено ли суррогатное материнство на территории нашей страны, что на наш взгляд, связано с низкой правовой грамотностью населения.
Среди опрошенных, 64% считают, что неправильно запрещать законом суррогатное материнство, т.к. в жизни случаются разные ситуации, в которых нет другого выхода; 27% опрошенных не задумывались над этим вопросом; 9% считают, что нужно отменить законом суррогатное материнство, потому что это противоречит всем моральным принципам.
Интересно, что 87% опрошенных наделили бы правом на использование услуг суррогатной матери только супружескую пару ввиду бесплодия женщины; 5 % – всех желающих, 4% – только одиноких женщин; 3% – никого, а 2% – только одиноких мужчин.
К праву иностранных граждан на суррогатное материнство относятся положительно 30,5% респондентов, отрицательно – 15,5 %, а большинство затруднились с ответом –54%.
С критерием отбора суррогатной матери – ее родства с одним из родителей будущего ребенка, существующего в некоторых странах, согласны только 17,5 % опрошенных, 44 – скорее согласны, чем нет, 38,5 – категорически не согласны.
Если у суррогатной матери родился ребёнок, который неизлечимо болен, то родители-заказчики должны взять ответственность за его содержание и лечение. Так считают 73% респондентов. Указывают, что необходимо такого ребенка передать органам опеки, а с клиники ежемесячно взимать денежные средства на его содержание – 23% респондентов; возложить обязанность по содержанию и воспитанию ребенка на суррогатную мать – 3%, исключают такую ситуацию – 1%, т.к. плод постоянно обследуется.
Не совпадение фенотипических ожидаемых данных ребенка не может рассматриваться как основание для его отказа – считают 96 % респондентов, но 4 % все же заявляют о данном праве заказчиков-родителей.
С необходимостью государственной компенсации расходов на суррогатное материнство не согласны 54% респондентов, согласны с полной компенсацией расходов – 40%, с частичной – 6%.
36 % опрошенных считают, что суррогатное материнство должно развиваться в России только на возмездной основе, иначе женщины не согласятся быть суррогатной матерью; безвозмездность суррогатного материнства поддержало только 28,5%, а 35,5 % выступают за запрет суррогатного материнства в нашей стране, поэтому не высказали своего мнения по данному вопросу.
Предельный возраст потенциальных родителей должен быть 40 лет –считают 53% опрошенных, 30лет – 31%, 50 лет – 11%, 60 лет – 5 %.
Большинство респондентов – 70,5% придерживаются мнения, что для рождения здорового ребенка важно содействие медицинских организаций в подборе суррогатной матери, 6% считают, что содействие медицинских организаций не имеет никакого значения, а 23,5% затруднились с ответом.
Таким образом, при всей сложности морально-этнических, медицинских, юридических аспектов суррогатного материнства, этот способ рождения детей поддерживает большая часть российского населения. Противоречивые мнения граждан о суррогатном материнстве и накопленный практический российский и зарубежный опыт следует учесть при совершенствовании законодательства, регулирующего процедуру суррогатного материнства в России. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить правовой защите детей, рожденных суррогатной матерью, чтобы ребенок в данных правоотношениях не выступал «товаром», от которого можно отказаться или незаконно его использовать. Полностью разделяем мнение опрошенных о том, что субъектами права на суррогатное материнство должна быть супружеская пара в виду бесплодия женщины, а также необходимо данный вид медицинской помощи развивать только для российских граждан.