Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF TEACHING TEENAGERS IN A DIGITAL EPOCH

Serazhetdinova S.D. 1
1 Moscow Pedagogical State University
This article raises the problem of the transformation of personal characteristics in modern adolescents. Children growing up in the digital age are heavily influenced by factors that form new features in them. The main factor is the internet. The article analyzes the consequences of influence on the younger generation. The concepts of danger for modern society are revealed: cyberbullying, sexting, groomer. Attention is paid to the problems faced not only by the parent, but also by the teacher - a decrease in attention, entailing a deterioration in school performance. The conclusion describes possible recommendations for interacting with teenagers. The book by Yaldy T. Uls, translated by A. Nurmatova, “Add your children as friends,” was used as the main source. A Guide to Parenting the Digital Age. ” The statistics were taken from an article by Anna Larkina on the electronic resource Kaspersky Lab.
teenagers
internet
education

Введение

Современные люди живут в мире, в котором границы между реальным и виртуальном миром практически рухнули. Интернет формирует взгляды нового поколения. По данным международной организации «UNICEF», люди, не достигшие совершеннолетнего возраста (18 лет) составляют около трети пользователей сети во всем мире. Нельзя отрицать, что влияние информационных технологий сказалось на развитии подростков. Когнитивное развитие у цифрового поколения происходит уже другим путем. 

У современных подростков можно выделить особенности, которые являются результатом глобальной цифровизации.

Излишняя самоуверенность в интернете.

Подростки чувствуют себя более уверенно, общаясь во всемирной паутине, вследствие отсутствия вербального контакта. Чувство пониженной ответственности (безнаказанности) позволяет им писать все, что угодно. По результатам исследования Фонда Развития Интернет (2013), 30 % школьников 12–17 лет чувствуют себя в Интернете более самостоятельными, чем в реальной жизни. Это может привести к разным последствиям, включая переписку с грумером, секстинг, кибербуллинг.

Разберем по порядку вышеперечисленные термины.

Груминг – процесс, при котором неизвестный контактирует с несовершеннолетним в сети, с целью совращения. В интернете можно притвориться кем угодно, зачастую грумеры ставят фотографии ровесников и пытаются втереться в доверие посредством ежедневного общения. В подростковом периоде признание среди сверстников является одним из важных аспектов самоутверждения. Злоумышленник действуя с расчётом на психологию тинэйджера может склонить его к секстингу – обмену сообщениями и фотографиями интимного содержания. Позже они подвергают свою жертву шантажу.

Секстинг встречается и в общении подростков между собой. В основном они идут на это из-за желания показать себя как взрослого человека, ведь в отроческом периоде главным ориентиром становятся друзья. Однако, даже интимная переписка между ровесниками зачастую имеет печальные последствия. В следствии пониженной социальной ответственности, тинейждеры могут распространить материалы куда угодно: в чат одноклассников, учителям и даже родителям. Такие действия влекут собой кибербуллинг.

Кибербуллинг (интенерт-травля) – явление, при котором происходит акт травли посредством всемирной сети. Оскорбления могут исходить не только от незнакомых людей, но и от бывших приятелей. Отличие от обычного буллинга заключается в том, что это может происходить на постоянной основе, где бы не находилась жертва. К видам киберагрессии можно отнести: обыкновенный троллинг (отправка насмешливых унижающих сообщений); создание сообществ в социальных сетях, посвящённых запугиванию пострадавшего; публикация постыдных фотографий; хищение личной информации с целью создания фейк-аккаунтов; подталкивание к самоубийству.

Пониженная социальная активность в «реальном» мире.

Всемирная паутина стирает границы и расстояния между людьми, дает возможность «чатиться» с кем угодно. Это влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Негативное влияние проявляется когда несовершеннолетний предпочитает виртуальный мир реальному, перестает ценить живое общение. Зачастую в интернете происходит не только знакомство, но и развитие отношений, в том числе зарождаются чувства, которые принято называть виртуальной любовью. Это способствует социальной изоляции и снижению эмоционального интеллекта. Подросткам, проводящим в компьютере более 15 часов в неделю, становится труднее воспринимать эмоции свои и других людей, а также контролировать их. Данный факт еще больше усугубляйте коммуникации с внешним миром, получается «замкнутый круг».

Обесценивание информации

У подрастающего поколения распространен Эффект Флинна - феномен, при котором коэффициент интеллекта во всем мире увеличивается с каждым поколением. Действительно, из-за практически свободного доступа к интернету у подрастающего поколения появилась возможность узнавать новую информацию. Однако, такая возможность исключает интерес к собственным открытиям. Появляется установка «зачем изучать, если это уже есть в интернете», из которой вытекает еще один феномен - цифровая амнезия - состояние, когда человек не пытается запомнить информацию с расчетом на то, что он в любой момент может найти ее в интернете. Благодаря всемирной паутине, они попадают в мир, где все уже известно и необходимо лишь верно сориентироваться, чтобы извлечь необходимый материал. Согласно результатам исследования лаборатории Касперского, 91% жителей Российской Федерации находит всемирную сеть дополнительным источником памяти. Таким образом память не развивается и у школьников возникают трудности в подготовке к экзаменам, знания становятся более поверхностными. Ценность знаний, школы, педагогов падает.

Клиповое мышление и СДВГ

Клиповость – умение восприятия окружающего мира посредством короткого и красочного посыла. Человек воспринимает реальность не целостно, а как цепочку слабо связанных между собой фрагментов. Фрагментарный характер исключает связь событий, нарушаятся понимание причинно-следственной связи. Клиповое мышление вырабатывается в следствии длительного потребления яркой, краткой и несистемной информации, не требующей анализа. В результате данного процесса, человек не может воспринимать систематизированную информацию, требующую размышлений.

Подростки зачастую не способны читать книги, работать с большим количеством «необработанной» информации и первоисточниками. Это влечет к проявлению у них синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Человеку с СДВГ трудно сконцентрировать своё внимание, оставаться сосредоточенным и долго сидеть на одном месте. СДВГ следствует ухудшению успеваемости в школе, нетерпеливости и неусидчивости. Однако, подобный вид мышления может использоваться как механизм защитной реакции организма на информационную перегрузку. Нельзя отрицать, что человечество идет к гиперактивному социуму, в котором будут преобладать нужда в новизне и экзотике отсутствием терпения и упорства, повышенная конфликтность.

Многозадачность

Современная система образования столкнулась с повышенной многозадачностью у подростков. Многозадачность - это явление, при котором решается две или более задач в один момент времени. По причине избытка информации в сети и внешнем мире, человеку приходится решать несколько дел одновременно. Делая несколько дел за раз, человек полагает, что экономит время. На деле же, снижается эффективность его действий, а также сама концентрация внимания. Мозг способен фокусироваться в полной мере исключительно на одной задаче. Что касается подростков, то негативное влияние многозначности можно последить в общей неуспеваемости в школе, также эмоциональном выгорании. Переключаясь между делами, тинейджер ощущает себя уставшим спустя всего несколько минут, так как мозг быстро исчерпывает свои питательные ресурсы. Помимо этого, выделяется кортизола - гормон стресса, который провоцирует агрессивное поведение. Современные подростки менее склонны к усердной и усидчивой практике.

Вывод

В связи с изменяющимися условиями, необходимо преобразовать подход к воспитанию тинейджеров. Интернет может быть опасным для неопытных пользователей. Он не дает полной анонимности, каждый вход в сеть автоматически фиксируется на определенных серверах, выявить личность анонимного аккаунта возможно при необходимости. Действия, совершенные в виртуальном мире, невозможно стереть полностью, также на них распространяется законы РФ. Важнее всего подготовить подростка к пользованию интернетом. Социальные сети могут быть безопасными, если ими правильно пользоваться. Ограничить пользование подростками социальных сетей невозможно - под давлением сверстников или в качестве протеста родителям они могут создать секретный аккаунт. Целесообразно обсудить правила поведения в интернете - они должны быть такими же, как и в «реальном мире», вдобавок одному из родителей «добавить в друзья» ребенка, это позволит контролировать выпускаемый контент, не нарушая личного пространства.

С клиповым мышлением бороться бессмысленно - мы живем в мире, где клиповый способ подачи информации используется повсеместно. Однако, благодаря различным методикам есть возможность развить способности внимания, которые не будут отвлекать преимущественно в школе. Одна из них - чтение художественной литературы. Читая, человек учиться анализировать информацию, пополняет словарный запас, концентрирует внимание. Начинать можно с малого, постепенно увеличивая продолжительность процесса.