Все люди, независимо от возраста, места жительства, социального статуса, пользуются различными видами транспортных средств. Но не все считают, что современный транспорт-это зона повышенной опасности. Специфика современного транспорта заключается в его высокой насыщенности энергией. Наименее экономичными видами транспорта являются трамваи, троллейбусы, метро и железнодорожный транспорт. [4]
Самый опасный вид транспорта - наземный. За последние несколько десятилетий количество аварий, связанных с пассажирскими перевозками, значительно возросло. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в "потенциально опасных" районах планеты, а именно: в Китае, Индии, Латинской Америке. В первую очередь это связано с высокой плотностью населения страны. Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия - не исключение. Однако, так или иначе, транспорт занимает весьма важное место в хозяйстве и экономике любой страны.
В России на долю транспорта приходится около 8% ВВП; в этой отрасли хозяйства занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения России. [1]
Из года в год в России наблюдается тенденция к росту количества легковых автомобилей из-за неоспоримого удобства данного средства передвижения, также многие активно используют общественный транспорт. К сожалению, число пострадавших в ДТП так же растет. Ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч. Именно поэтому тема транспортных аварий является крайне актуальной на сегодняшний день.
Общие сведения о транспортных авариях
Транспортная авария – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде [3].
Если рассматривать транспорт как систему, то она включает в себя:
- Автомобильный транспорт
- Воздушный транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Водный транспорт, который подразделяется на морской и внутренний водный транспорт
- Городской общественный транспорт
- Промышленный транспорт
- Трубопроводный транспорт
Виды транспортных аварий
ЧС на автомобильном транспорте
Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.
На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четвери грузовых перевозок. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около миллиона двухсот тысяч человек. Немалая доля пострадавших приходится и на Россию [5].
Дорожно-транспортное происшествие-происшествие, произошедшее во время движения транспортного средства по дороге, в результате которого погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения или причинен иной материальный ущерб.
Первый зарегистрированный несчастный случай в истории-это инцидент, произошедший 30 мая 1896 года в Нью-Йорке. Суть аварии заключалась в том, что электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвелин Томас, которая отделалась переломом ноги [5].
Основные механизмы возникновения повреждений:
- От прямого удара транспортного средства;
- От общего сотрясения тела;
- От прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
- От трения различных поверхностей тела человека и части транспортного средства или дорожного покрытия [4].
Виды повреждений при ДТП:
- Среди раненных при ДТП
- 57% - ушибы, ссадины;
- 50% - переломы.
- Среди погибших при ДТП
- 100% - ушибы, ссадины;
- 87% - переломы;
- Более 42% - разрывы внутренних органов.
Ушиб — закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Чаще повреждаются поверхностно расположенные ткани (кожа, подкожная клетчатка, мышцы и надкостница).
Ссадина — это повреждение тех или иных слоев эпидермиса или эпителия слизистых оболочек, в некоторых случаях повреждается и сосочковый слой дермы.
Перелом — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.
Разрывы внутренних органов - механические повреждения мягких тканей и внутреннихорганов с нарушением их анатомической целостности [3].
Анатомо-функциональные области, повреждаемые при ДТП:
- 91% - голова;
- 56,9% - нижние конечности;
- 41,5% - грудная клетка;
- 26,6% - таз;
- 22,4% - верхние конечности;
- 20% - брюшная полость.
ЧС на авиатранспорте
Воздушный транспорт - самый быстрый вид транспорта. Основной сферой применения воздушного транспорта являются пассажирские перевозки на расстояния свыше тысячи километров. Грузовые перевозки также осуществляются, но их доля очень мала. Скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почта в основном перевозятся воздушным транспортом [1].
В силу специфики способа транспортировки, воздушный транспорт имеет как ряд преимуществ, так и существенные недостатки, что ограничивает его использование в качестве грузового транспорта.
Аварии делятся на катастрофы, аварии и поломки.
Под авиационным происшествием понимается несчастный случай, повлекший гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное уничтожение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Авиационная катастрофа - инцидент, который не привел к человеческим жертвам, но вызвал столь значительные разрушения самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.
Авиационная катастрофа - инцидент, который не привел к человеческим жертвам, но вызвал столь значительные разрушения самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.
Авиационная поломка - инцидент, при котором воздушное судно повреждено, а его ремонт невозможен [2].
Анализ катастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы:
- Ошибки человека – 50-60%;
- Технические нарушения – 15-30%;
- Влияние внешней среды – 10-20%;
- Другие (невыясненные) – 5-10%.
Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются следующим образом:
- Разгон воздушного судна – 18%;
- Приземление воздушного судна – 25%;
- Посадка воздушного судна – 16%.
Величина и структура санитарных потерь:
80-90% санитарных потерь
50% тяжелые повреждения
Виды повреждений:
- Механические травмы – 90%;
- Комбинированные повреждения – 10%;
- Сочетанные повреждения – 20%;
- Черепно-мозговые травмы – 40-60%;
- Шок – 10%.
Раненые при авиапроисшетсвии нуждаются в:
- Наложении повязок – 40%;
- Обезболивании – 50%;
- Транспортной иммобилизации – 30%;
- Эвакуации на носилках – 80%.
ЧС на водном транспорте
Водный транспорт является самым дешевым и самым старым видом транспорта. Он работает на естественном пути и, следовательно, не требует огромных капитальных вложений в строительство и техническое обслуживание своего пути, за исключением каналов. Стоимость эксплуатации водного транспорта также очень мала. Он имеет самую большую пропускную способность и наиболее подходит для перевозки крупногабаритных грузов на большие расстояния. Он сыграл очень важную роль в сближении различных частей мира и является незаменимым элементом внешней торговли [5].
Виды водного транспорта:
- внутренний водный транспорт
- морской транспорт
Внутренний водный транспорт.
- Реки - это естественный водный путь, который может быть использован в качестве транспортного средства. Они подходят как для небольших лодок, так и для больших заграждений. Речной транспорт играл очень важную роль до развития современных средств наземного транспорта. Их значение постепенно снижается за счет более надежных и дешевых транспортных услуг, предлагаемых железными дорогами.
- Каналы представляют собой искусственные водные пути, предназначенные для орошения или судоходства, или для того и другого. Канальный транспорт требует огромных капиталовложений в строительство и содержание его трассы, т. е. искусственных водных путей. Таким образом, стоимость перевозок по каналам выше, чем стоимость речных перевозок. Добавим к этому, что стоимость обеспечения водой каналов также является очень большой проблемой канального транспорта.
- Озера могут быть либо естественными, как реки, либо искусственными, как каналы.
Преимущества внутреннего водного транспорта:
1. Низкая стоимость
Реки - это естественная магистраль, которая не требует никаких затрат на строительство и техническое обслуживание.
2. Большая мощность
Возможность перевозки больших количеств тяжелых и громоздких товаров.
3. Гибкий сервис
Возможность более гибкого обслуживания, чем железные дороги.
4. Безопасность
Риски аварий и поломок при этом виде транспорта минимальны по сравнению с любым другим видом транспорта.
Недостатки внутреннего водного вида транспорта:
1. Медленный
Скорость внутреннего водного транспорта очень низкая и поэтому этот вид транспорта непригоден там, где время является важным фактором.
2. Ограниченная зона деятельности
Его можно использовать только на ограниченной территории, которая обслуживается глубокими каналами и реками.
3. Сезонный характер:
Реки и каналы не могут эксплуатироваться для транспортировки в течение всего года.
4. Ненадежный:
Иногда река меняет свое русло, что приводит к нарушению нормального хода торговли.
5. Непригодный для малого бизнеса:
Морской транспорт.
Морской транспорт является незаменимым для внешней торговли. Он сблизил различные части мира и объединил все народы мира в один большой мировой рынок. Он работает на естественном треке, т.е. море и не требует никаких инвестиций в строительство и обслуживание своей трассы. Это, очевидно, самый дешевый вид транспорта.
Преимущества морского транспорта:
- Работает на естественной трассе, поскольку море обеспечивает готовое "дорожное полотно" для судов, чтобы плыть. Следовательно, он не требует огромных капитальных вложений в строительство и содержание своей трассы.
- Благодаря гладкой поверхности моря для его эксплуатации требуется сравнительно меньшая тяговая мощность, что приводит к меньшей стоимости эксплуатации. Таким образом, это самый дешевый вид транспорта.
- Имеет самую большую пропускную способность по сравнению с любым другим транспортом.
- Риск повреждения груза при транзите также меньше по сравнению с другими видами транспорта. Но товары подвергаются воздействию "морских опасностей".
- Это единственный подходящий вид транспорта для перевозки тяжелых и громоздких грузов в отдаленные места.
К основным причинам ЧС на водном транспорте можно отнести:
- Морскую стихию;
- Поломку техники;
- Ошибочные действия человека.
Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:
- кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
- авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажирского — 12 часов);
- аварийное происшествие – меньшая по продолжительности авария;
- катастрофа – кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой гибель людей [1].
Происшествия на воде неизменно сопровождаются рядом возникающих трудностей и особенностей:
- Скорость движения транспорта, как правило, высока, что становится причиной травм пострадавших и их быстрой гибели;
- Задержка при оказании помощи из-за сбоя в получении достоверной информации о ЧП. На момент прибытия спасательной группы в большинстве случаев происходит увеличение количества жертв;
- Незнание пассажирами элементарных навыков выживания на воде;
- Отсутствие специальной техники для эвакуации и тушения пожаров на начальном этапе;
- Затруднение при определении количества пострадавших, а также невозможность доставки их в специализированные медицинские учреждения;
- Организация поисков останков на больших площадях; необходимость восстановления транспортного сообщения в максимально сжатые сроки [1].