Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THEORETICAL CONCEPT OF THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF CHILDREN EDUCATED IN SOCIAL INSTITUTIONS

Ryabova K.A. 1 Serebriakova T.A. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
The relevance of addressing the problem of socialization of children in social institutions is objectively determined, firstly, by the increase, despite the state’s close attention to the problems of children, childhood and orphans, the number of children left without parental care; secondly, the significance of the childhood period for the full formation of the personality and its successful socio-cultural development, and thirdly, the negative trends that are recorded at the level of world practice in raising children in social institutions, namely, minimization of information and impressions received by children in social institutions, an insufficient number of communicative contacts with adults, which for the child are the most important sources of information about the world, an indifferent (and sometimes clearly negative) attitude rsonala to children. Given that the childhood period is objectively a sensitive period for sociocultural development, as well as summarizing the studies of scientists focused on the study of the phenomenon of “socialization”, its mechanisms and patterns (works by N. Bailey, U. Denis, P. Najarian, G.K. Reynold , L. Yarrow; L.D. Gulina, T.N. Ivanova, I.S. Kona, N.N. Kondratieva, B.G. Yabatyrova and other foreign and domestic scientists, considering socialization as a combination of all social and psychological manifestations subject oriented to cognition and assimilation universally recognized standards and values that allow him to function as an eligible member of society, we define the development of a program for optimizing the process of interaction between employees of social institutions with children and oriented to the psychological and pedagogical support of the process of socialization of these children as the prospects for further research
social institution
society
development environment
Socialization

Динамические обновления и трансформационные процессы, типичные для современности, привели не только к позитивным изменениям в разных сферах жизнедеятельности современных людей, но и к определенным проблемам, в первую очередь, связанным с утратой «многих этических и эстетических, духовных и нравственных, ценностных ориентиров и установок, на основе которых не одно столетие «выстраивалась» вся система взаимоотношений человека с окружающим его миром» [8, с.7].

Не случайно поиск способов и средств возврата к этим традиционным ценностям, естественным образом обеспечивающим гармонию жизни и деятельности людей в социуме, - одна из актуальных проблем целого спектра наук о человеке.

Особый интерес к данной проблематике наблюдается у социологов и психологов, исследующих закономерности и механизмы эффективной социализации личности.

Но что собой представляет социализация? Какова сущность данного феномена?

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что впервые понятие «социализация» было введено Ф. Гиддинсом в конце XIX века. В своей книге «Теория социализации» (1887) автор отмечает, что социализация, - это не что иное, как «развитие социальной природы» или характера индивида, подготовка человека к «общественной жизни» [9].

Как становление личности в процессе вхождения в общественные течения и приобретение детьми общепринятых мерок и ценностей трактует социализацию Ж.Г. Тард [5].

Аналогичная точка зрения встречается и в работах известного отечественного исследователя, И.С. Кона, который под социализацией предлагает понимать «создание личности, посредством усвоения социального опыта» [7].

Такие современные отечественные исследователи, как М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги [4] говорят о социализации как о процессе подготовки подрастающего поколения к ролевым функциям в социальном труде, что, по их мнению, неразрывно связано с самореализацией и самоутверждением субъекта.

Теория социализационной нормы и деформаций нормативов в рамках социализации личности представлены в трудах А.И. Ковалевой [6].

Как процесс развития личности, постепенное овладение ею требований общества, получение общественно важных характеристик сознания и поведения, которые регулируют её отношения с обществом предлагает рассматривать социализацию Ж.Т. Тощенко [13].

Обобщив приведенные нами формулировки понятия «социализация», можно сказать, что под социализацией следует понимать совокупность всех социальных и психологических проявлений субъекта, ориентированных на познание и усвоение общепризнанных нормативов и ценностей, позволяющих ему функционировать как правомочному члену общества.

Особое значение, в силу специфики возраста, социализация приобретает на базовых уровнях онтогенеза

Детство!!! Такой непродолжительный, но такой значимый для человека и его дальнейшей успешной жизнедеятельности период! Не случайно и мыслители прошлого, и современные ученые данному периоду жизни уделяют пристальное внимание:

  • «Детству следует оказывать величайшее уважение», - много веков тому назад отмечал римский поэт 1 века нашей эры Децим Юний Ювенал.
  • «Детство —— это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека», - говорил выдающийся режиссер, продюсер, сценарист Сергей Владимирович Бодров.
  • Отношение к ребенку как к уникальной ценности, что объективно предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, прослеживается в трудах многих как зарубежных (А. Адлер, Э. Берн, А. Маслоу, Э. Эриксон и т.д.), так и отечественных (А.С. Белкин, ЛИ. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и пр.) исследователей. Например, заслуженный деятель науки РФ, академик Академии педагогических и социальных наук и МАНПО, доктор педагогических наук, профессор. А.С. Белкин, обращаясь к исследованию детства, отмечает, что это целостная управляемая система, предполагающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов развития, воспитания ребенка на основе ценностно-личностного подхода [2].
  • Период с 2018 по 2027 года в России Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 объявлен Десятилетием детства.

Так почему же мы, люди, претендующие на то, чтобы называться цивилизованными, не бережем эту ценность и наше будущее – детей? Почему с каждым годом все острее встает проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Обращаясь к статистическим данным [12], по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире.

Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска.

В России около 1 млн. беспризорных, более 300 тыс. преступлений совершаются подростками, более 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством.

В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей.

Несмотря на то, что оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, определяется как важнейшее направление социальной политики государства и находит отражение в целом ряде государственных законодательных актов и национальных проектов (Декларация прав ребенка (1959),  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Федеральный закон РФ «Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет» от 14 декабря 1996 г., Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 16.04.2018 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ред. от 28.11.2015), Указ Президента РФ от 26.03.2008 № 404 (ред. от 10.10.2014) «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т.д. [1], особо актуальной является проблема создания условий для эффективной социализации детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и воспитывающихся в социальных учреждениях.

Как отмечает Б.Г. Ябатырова [13], успешность социализации и социальной адаптации тесно связана с тем социальным окружением, в котором находится человек. При этом исследования, проведенные как зарубежными, так и отечественными учеными объективно свидетельствуют о том, что нахождение ребенка в учреждениях интернатного типа не может обеспечить удовлетворение даже его базовых, основных потребностей (мы имеем в виде потребности в любви и ласке, заботе, внимании и полноценном уходе), что объективно приводит к нарушению развития ребенка. Проживание ребенка в условиях учреждений интернатного типа приводит к отсутствию у него готовности к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Обобщив результаты исследований ученых (работы А.С. Белкина, О.С. Гозмана, Ф.И. Кевля, Н.Н Михайловой, В.А. Сластенина, С.Ф. Юсфина и т.д.), в качестве основных особенностей детей, воспитывающихся в социальных учреждениях, мы считаем возможным выделить:

  • значительное снижение (относительно детей, воспитывающихся в условиях семьи) уровня интеллектуального развития детей, что может проявляться в снижении уровня развития психических познавательных процессов, таких, как внимание, память, мышление, что объективно приводит и к низкой эрудиции, недостаточному кругозору детей;
  • сложности в эффективной организации и реализации контактов не только в рамках совместной продуктивной деятельности, но и игры, а также общения со своими сверстниками. Дети из социальных воспитательных учреждений, как правило, не способны обращать и проявлять внимание (сочувствовать, проявлять эмпатию) к действиям и состояниям партнеров по совместной деятельности, нередко они без внимания со своей стороны оставляют обиды и недовольства других детей, связанные с рассогласованием целей, задач и содержания совместной деятельности, не обращают внимание на их просьбы и замечания (результаты исследований Виноградовой Н.В. [3], Рычковой Л.С. [3]). Более того, нередко, наблюдая за играми и совместной деятельностью детей, создается впечатление, что они не объединены никакими общими целями и действуют отдельно – каждый занят своим делом,
  • типична для детей из социальных воспитательных учреждений и проблема с гендерной идентификацией (результаты исследования Тихонцевой Н.Г. [11]), что объективно связано с недостатком контактов с близкими взрослыми, которые бы обеспечивали ребенку эталонное восприятие своего гендера,
  • проблему составляет и нравственное становление данных детей, связанное, с нашей точки зрении, опять же с отсутствием ласки, заботы и должного внимания со стороны близких взрослых. Кражи и драки, неспособность и не желание помочь, посочувствовать, проявить сострадание, пожалеть, - вот типичные характеристики нравственного развития данных детей,
  • сложности и многочисленные проблемы в плане оптимального развития аффективной сферы детей, их эмоционально-волевом развитии, что проявляется в сложностях с организацией социальных контактов, социального взаимодействия (как со сверстниками, так и со взрослыми), неуверенности в себе, своих силах и возможностях, отсутствии четких целей даже несложной деятельности, неспособности организовать свою деятельность так, чтобы она была результативной, низком уровне самостоятельности, неспособности адекватно оценить как действия и поступки своих сверстников, так и свои собственные.

Следствием всех выше перечисленных особенностей детей из социальных учреждений объективно становятся проблемы с их социализацией.

В качестве же основных причин, которые приводят к данным деформациям, как свидетельствуют результаты исследований У. Денниса и П. Наджарьяна [5], Н. Бейли и Г.Х. Рейноолда [3], Л. Ярроу [9] и многих других как зарубежных, так и отечественных исследователей, типичными их характеристиками являются материнская, сенсорная, эмоциональная и социальная депривация, связанные с

- минимизацией информации и впечатлений, получаемых детьми,

- малым количеством коммуникативных контактов, в первую очередь, - со взрослыми, которые для ребенка выступают важнейшим источников информации о мире,

- нередко индифферентным (а порой и явно негативным) отношением персонала к детям (апатичность персонала, заботящегося о детях, равнодушие к воспитанникам и, как следствие, - безразличие и отсутствие заинтересованности и привязанности к персоналу со стороны детей).

Более того, по мнению Н. Бейли [3] и Г.Х. Рейноолда [3], значение имеет не только то, как взрослые организуют и осуществляют общение, но и количество взрослых, осуществляющих уход и взаимодействующих с детьми.

Осуществленные исследования позволили ученым выделить не только сами проблемы детей-сирот в плане их социализации, но и предпосылки к возникновению данных сложностей:

- неполное восприятие детьми-сиротами условий, которые предъявляет социум, в котором они находятся,

- неравноправие сторон, типичное для данных типов учреждений. Как правило, поскольку воспитанники социальных учреждений находятся по сравнению с другими детьми, в позиции определенной изоляции от социума, сотрудники демонстрируют над детьми свою власть, что проявляется в строгом внутреннем распорядке, ограниченности времени, отведенного для общения с внешним миром, невозможности на практике научиться  даже некоторым элементарным навыкам самообслуживания,

- дефицит психоэмоциональных и телесных контактов, объективно обусловленный как отсутствием у персонала потребности эти эмоции детям дать, так и достаточно высоким уровнем наполняемости групп и физической невозможностью педагогам уделить достаточно внимания каждому ребенку, приводит к дисгармоничному развитию эмоциональной сферы и у детей, что, учитывая сложность их жизненной ситуации (есть дети, которые остались без попечения родителей в сознательном возрасте, а не в младенчестве, и имеют опыт общения с близкими родными) не в полной мере происходит развитие аффективной сферы и даже могут наблюдаться различные эмоциональные деформации.

Учитывая, что выделенные нами особенности взаимодействия сотрудников социальных учреждений являются типичными, как перспективу нашей деятельности мы определяем разработку программы оптимизации процесса взаимодействия сотрудников социальных учреждений с детьми, ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации данных детей.