Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

UNIFICATION OF THE SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION IN THE WORKS OF GALEN

Fokina A.A. 1
1 MSUMD
The aim of the report is a schematically presented system of medical education proposed in the writings of Galen of Pergamon (II century AD). We analyzed the translations of Galen’s bibliographic treatises and established the order of studying medical texts. The Galen’s system of studying medicine relied on two components: anatomical and physiological, and elementary-humoral. Internal diseases were considered from the point of humoral physiopathology. Moreover, Galen's pharmacology depended on the theory of classical elements. From the anatomical and physiological point of view was considered surgery and the treatment of wounds, and prognosis as well. Galenovskaya system of studying medicine was based on two components: anatomical and physiological and elementary-humoral. From the point of view of humoral physiopathology, internal diseases were considered. In addition, the whole Galennian pharmacology depended on the theory of primary elements. From the anatomical and physiological point of view - surgery and treatment of wounds, as well as prognosis.
unification of the system of medical education
works of galen
system for studying medicine

Цели и задачи. Цель работы состоит в том, чтобы схематично представить систему медицинского образования, предложенную в сочинениях Галена Пергамского (II в. н.э.), которая легла в основу преподавания медицины в Средние века, эпоху Возрождения и в целом сохраняется до наших дней. Для достижения этой цели нами были решены следующие задачи: проанализированы переводы библиографических трактатов Галена и установлен порядок изучения медицинских текстов согласно этим текстам.

Актуальность исследования обусловлена тем, что автором впервые предпринята попытка построить стемму, изображающую последовательность изучения медицинских текстов согласно библиографическому трактату Галена «О порядке собственных книг» (De ordine librorum propriorum).

Материалы и методы. Материалом исследования послужил перевод сочинения Галена «О порядке собственных книг», а также отрывки из его трактата «О своих книгах». Для анализа текста и построения схем были использованы филологические методы такие, как: метод логико-смыслового моделирования, сравнительно-сопоставительный метод, а также контекстологический анализ.

Результаты проведенных исследований показали, что главная задача вышеупомянутого трактата состояла в составлении учебной программы по изучению медицины. Прежде всего необходимо было выбрать хорошего учителя, который обладал научной эрудицией, руководствовался этическими принципами, владел логическими методами доказательств и обладал знанием в области прогностики и терапии. Первым шагом в изучении медицины были трактаты по философской логике, которые позволяли отличить истинные суждения от ложных. Далее изучались сочинения «для начинающих» в области анатомии, физиологии и гуморальной теории. Затем ученики переходили к изучению патологии, терапии, прогностики и диагностики. В конце обучения преподавалась фармакология и изучались экзегетические комментарии на книги Гиппократа.

Выводы. Галеновская система изучения медицины опиралась на две составляющие: анатомо-физиологическую и элементарно-гуморальную. С точки зрения гуморальной физиопатологии рассматривались внутренние болезни. Кроме того, от теории первоэлементов зависела вся галеновская фармакология. С анатомо-физиологической точки зрения – хирургия и лечение ран, а также прогностика.