Актуальность: Известно, что результативность целенаправленной деятельности и её физиологическая цена отличаются у людей с разными индивидуально-типологическими особенностями. Актуальным остаётся изучение успешности целенаправленной деятельности и ее физиологической цены на более сложных экспериментальных моделях. Медицина и хирургия в частности – деятельность, связанная с повышенным влиянием стрессогенных факторов, поэтому в качестве модели в исследовании был выбран эндохирургический тренинг.
Цель: Изучить зависимость результативности целенаправленной деятельности и её физиологической цены от исходного уровня индивидуально-типологических особенностей.
Материалы и методы: Исследования проведены на 87 мужчинах (20,0±2,6 года). Наблюдения проведены в соответствии с принципами Хельсинской декларации. Количественную (в баллах) оценку исходного уровня нейротизма, интро-экстроверсии испытуемых проводили с помощью теста Айзенка. Ежедневно испытуемые выполняли последовательно три стандартных упражнения базовой тренировки эндохирургических навыков на эндотренажере в течение 30 минут. Фиксировали число допущенных ошибок (О1,О2,…–О10) и время (Т1,Т2,…–Т10) выполнения манипуляций. До и после тренировки производилась регистрация ЭКГ в положении сидя в течение 5 минут с последующим расчетом вариабельности сердечного ритма (ВСР). В соответствии с общей целью нашей работы анализ полученных результатов проводился на крайних квартилях выборок, полученных по параметрам тестирования по Айзенку.
Результаты: Установлено, что уровень интро-экстраверсии отрицательно коррелирует с Т1 (r=-0,22, p=0,037) и О1 (r=-0,29, p=0,006). Выявлены обратные корреляции исходного уровня нейротизма с показателями Т1 (r=-0,21, p=0,047), Т10 (r=-0,24, p=0,028), О1 (r=-0,18, p=0,05). Уровень интро-экстраверсии отрицательно коррелирует с показателями ΔRR-интервалов (r=-0,31, p=0,006), ΔLF/HF (r=-0,25, p=0,026), Δ(VLF+LF)/HF (r=-0,23, p=0,04) и положительно коррелирует с параметром ΔHF% (r=0,23, p<0,05). Статистически значимые корреляционные связи между исходным уровнем нейротизма и показателями ВСР выявлены не были. Мощность HF-диапазона повышалась у экстравертов, но снижалась у интровертов (межгрупповое различие – 85,63 мс2, р=0,026). Для испытуемых из групп деления по уровню нейротизма и уровня интро-экстраверсии характерно увеличение мощности VLF-диапазона спектра ВСР. Для интровертов характерно повышение показателя LF/HF, при практически неизменном (-0,07) у экстравертов. Межгрупповая разница составила 0,42 (p<0,05).
Вывод: Нами установлено, что в исходном состоянии более выраженная результативность была характерна субъектам с высоким нейротизмом. К концу наблюдений межгупповая разница по количеству ошибок не выявлена, однако, люди с низким уровнем нейротизма выполняли задания быстрее субъектов с высоким уровнем нейротизма. Снижение мощности HF-диапазона ВСР в группе с высоким нейротизмом может является следствием снижения парасимпатических влияний на организм человека. Таким образом, люди с низким нейротизмом достигают лучших абсолютных показателей результативности при меньшей физиологической цене. В группах интро-экстраверсии нами выявлены бо́льшие абсолютные показатели целенаправленной деятельности у экстравертов, но лучшая прогрессия результативности у интровертов. Повышение HF-компонента ВСР у экстравертов иллюстрирует усиление активности парасимпатической системы, что отражает функциональную устойчивость и высокие адаптационные возможности. Увеличение мощности VLF диапазона спектра ВСР может быть связано с активацией механизмов произвольного внимания в условиях его повышенной концентрации. На основании анализа показателей LF/HF выявлено большее вегетативное равновесие у экстравертов. Таким образом, для экстравертов характерны меньшая физиологическая цена и большая результативность целенаправленной деятельности.