Актуальность: На данный момент, одной из самых частых манипуляций в хирургической стоматологии является удаление зуба. Каждый 10-й гражданин РФ в молодом возрасте столкнулся с проблемой частичной вторичной адентии, а до окончания трудоспособного возраста эта цифра увеличивается до 47% у мужчин и 40% у женщин [1]. Мета-анализ литературы показал, что постэкстракционная резорбция величины альвеолярного гребня через 4 месяца после удаления зуба составляет до 35% по горизонтали и 43% по вертикали [2]. В настоящее время с этой целью применяются материалы на основе гидроксиаппатита, трикальций фосфата, ксенотрансплантаты, биокомпозиционные материалы и аутологичные.
Цели и задачи: обзор литературы для оценки величины изменения высоты и ширины альвеолярного гребня после удаления зуба, изучение эффективности применения аутологичного дентинного матрикса для презервации лунок.
Материалы и методы: результаты лучевых методов исследования (КЛКТ, ОПТГ), удаленный зуб пациента, зубная мельница. На базе КЦЧЛПХиС Клиники МГМСУ им. А.И. Евдокимова на кафедре челюстно-лицевой и пластической хирургии было проведено удаление зубов с одномоментной презервацией лунки аутологичным дентинным матриксом у 16 пациентов. Пациентам производилось удаление от 1 до 24 зубов в связи с хроническим периодонтитом или генерализованным пародонтитом. Всем пациентам в послеоперационном периоде проводился стандартный курс антибактериальной и противовоспалительной терапии. Швы были сняты на 10-14 день, в зависимости от количества удаляемых зубов, при полной эпителизации послеоперационной раны. Через 3 месяца после удаления зубов пациентам было проведено контрольное КЛКТ-исследование и дентальная имплантация. Всего было установлено 93 дентальных имплантата. На этапе установки имплантатов проводилось повторное измерение высоты и ширины альвеолярного гребня и забор материала с помощью трепана для гистологического исследования, а также измерение стабильности имплантата (ISQ) с помощью аппарата «Osstell ISQ». Интраоральное сканирование было проведено до удаления зубов и непосредственно перед имплантацией. У пациентов, вошедших в наше исследование, воспалительных реакций после удаления зубов и имплантации не выявлено.
Результаты и выводы: на первом этапе исследования был проведен анализ литературы, который показал, что структура и состав дентина схожи со структурой кости, состоящей из 20% коллагена, 70% гидроксиаппатита и 10% межклеточной жидкости организма [3]. Считается, что дентин обладает высокой остеокондуктивностью, поскольку он состоит из гидроксиаппатита, и остеоиндуктивностью благодаря костным морфогенетическим белкам (BMPs) [4]. У пациентов, вошедших в наше исследование, гистологический анализ показал, что аутогенный частично деминерализованный дентинный матрикс был окружен новообразованной костью. По результатам КЛКТ-исследования объемные параметры костной ткани уменьшились лишь на 7% по ширине и 5% по высоте. Интраоральное сканирование также показало незначительное уменьшение обьема костной ткани. Уровень показателя стабильности имплантата (ISQ) составлял от 55- 63, что указывает на стабильную остеоинтеграцию. На основании полученных данных можно свидетельствовать о том, что использование аутологичного дентинного матрикса является перспективной методикой при проведении презервации лунки и различных костно-пластических операций таких, как направленная костная регенерация, синус-лифтинг.