Промышленным предприятиям для успешной деятельности необходима эффективная система функционирования, дающая возможность своевременно и быстро принимать верные управленческие решения, используя при этом определенный набор методов и инструментов их реализации. Следует отметить, что стратегии являются одним из эффективных механизмов регулирования деятельности предприятия и подвержены постоянному изменению, а инструменты, с помощью которых они оцениваются и реализуются, остаются прежними, несоответствующими рыночным условиям. В условиях ограниченности финансовых, трудовых и материальных ресурсов руководители предприятий ориентируются на максимальный результат, однако даже эффективная организация не приносит желаемого результата, если стратегия, в частности стратегия финансовой устойчивости, не вооружена действенными инструментами ее реализации. На рисунке 1 представлена классическая структурная схема стратегии предприятия.
Рисунок 1 – Процесс формирования стратегии по М.Мескону
Для достижения результата в сложном и динамичном окружении промышленным предприятиям необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям рынка оперативнее конкурирующих организаций, улучшая позиции по качеству, ассортименту или цене предоставления услуг или продукции. Как показывает практика, предприятиям конкурировать сложно без оперативного получения информации о деятельности компании. При этом одновременно действия фирмы должны быть согласованы и сосредоточены на достижение определенных долгосрочных целей. Для этого промышленным предприятиям необходимо сформировать стратегию финансовой устойчивости, которая постоянно определяла бы текущее состояние финансовых ресурсов организации и направления их распределения и использования в будущем [1].
Содержание стратегии финансовой устойчивости состоит в том, чтобы выстроить позицию, потенциально гибкую, позволяющую промышленному предприятию достичь поставленных целей вопреки всем непредвиденным вмешательствам, которые могут возникнуть под воздействием внутренних и внешних факторов. Особого внимания заслуживают стратегические цели корпорации.
Концепция формирования стратегии финансовой устойчивости базируется на четко поставленных целях и задачах, обоснованных способах достижения заданных стратегических ориентиров. Этому предшествуют обстоятельный ситуационный анализ, управленческая бизнес-диагностика деятельности предприятия, что позволяет выявить степень оценки финансового положения предприятия, определить причинно-следственные связи возможного его ухудшения, наметить мероприятия по его предотвращению.
Для обоснования стратегических целей предприятие должно, прежде всего, определить:
- во-первых, как оно «вписывается» в рыночные сегменты и каково его состояние, выраженное в характеристике его потребителей, товаров, работ, услуг, технологий, персонала и направлений развития;
- во-вторых, в каком направлении необходимо распределять финансовые ресурсы предприятия, использование которых приведет к необходимому уровню обеспечения финансовой устойчивости [2, с.297].
Формирование стратегических приоритетов для достижения финансового роста должно происходить поэтапно (рисунок 2).
Рисунок 2 – Формирование стратегических приоритетов для достижения финансового роста
Таким образом, стратегические приоритеты корпорации для достижения финансового роста должны быть обозначены в общей стратегии развития корпорации и утверждены в рамках финансовой стратегии.
Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью компании, которое подчинено достижению целей развития в условиях изменений рынка, выступает финансовая стратегия [3].
Рассмотрим подходы разных авторов к определению термина финансовая стратегия.
Давыдова Л.В., Ильминская С.А. в своей работе отмечают, что финансовая стратегия одна из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, которая обеспечивает основные направления развития его деятельности и которая способствует реализации основной стратегической цели – максимизации благосостояния собственников» [4, с. 6].
Хоминич И.П. определяет финансовую стратегию как «обобщающую модель действий, которая необходима для достижения поставленных целей в рамках корпоративной миссии путем координации, распределения и использования финансовых ресурсов компании» [5, с. 95].
По мнению Баранова В.В., «финансовая стратегия – детально проработанная концепция привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия, включая конкретный механизм формирования необходимого объема финансирования за счет различных источников и форм, а также механизм эффективного вложения этих ресурсов в активы предприятия» [6, с. 202].
Формулировки, предложенные российскими специалистами, по отношению к финансовой стратегии различны. Но, так или иначе, их объединяет несколько ключевых моментов: эффективное развитие компании, долгосрочные ориентиры, финансовая деятельность и зависимость от условий внутренней и внешней среды.
Финансовая стратегия представляет собой детальный план мероприятий, по обеспечению в долгосрочной перспективе экономический рост компании, путем эффективного управления финансовой деятельностью и развития финансовых отношений, а также ориентированный на достижение главной корпоративной стратегии компании [7, с.12].
Данное определение целесообразно по ряду причин. Во-первых, данное определение, рассматривает финансовую стратегию как план мероприятий, позволяющий конкретизировать ее. Во вторых, определением рассматривается ее долгосрочная перспектива, что показывает ее стратегическую значимость. В-третьих, данное определение отражает зависимость финансовой стратегии от общей корпоративной стратегии.
Финансовая стратегия играет весомую роль в эффективном развитии компании. Эта роль отражается в следующем:
1. обеспечивает реализацию финансовых целей экономического развития компании;
2. реально оценивает финансовые возможности компании, максимально использует ее финансовый потенциал и активно маневрирует финансовыми ресурсами;
3. обеспечивает быструю реализацию перспективных инвестиционных возможностей, которые возникают в процессе изменений внешней среды;
4. учитывает всевозможные альтернативы развития бесконтрольных факторов внешней среды и минимизирует их отрицательные последствия для компании и риски;
5. показывает преимущества компании в финансовой деятельности в сравнении с ее конкурентами;
6. обеспечивает взаимосвязь стратегического и оперативного управления финансовой деятельностью компании;
7. обеспечивает соответствующее финансовое поведение в важнейших стратегических финансовых решениях компании;
8. формирует основные критерии оценки выбора важнейших финансовых управленческих решений;
9. является одним из основополагающих условий изменений организационной структуры управления и организационной культуры компании.
Каждая компания уникальна, поэтому и ее стратегия оригинальна. Единой стратегии для всех компаний не существует. Финансовая стратегия зависит от положения компании на рынке, ее потенциала, динамики развития. Поведение конкурентов, особенности продукции или услуг, состояние экономики, социальной среды также играют большую роль для финансовой стратегии, как и многие другие факторы.
Эффективная финансовая стратегия компании обеспечивается при уравновешивании теории и практики разработки финансовой стратегии, при соответствии стратегических финансовых целей реальным финансовым и экономическим возможностям, через эффективное управление финансовой деятельностью, учитывая изменения финансово-экономической ситуации.