Для начала предлагаются современные тенденции озеленения храмовых комплексов в целом.
Основные принципы озеленения прихрамовых территорий.
При озеленении храмового комплекса следует придерживаться и учитывать следующие правила:
- Соразмерность зелёных насаждений и храма. При подборе деревьев и кустарников необходимо учитывать их соразмерность с пространственными пропорциями храма и других построек.
- Соответствие основного породного состава местным традициям. Планируя микроландшафтный облик, необходимо при высадке растений использовать традиционно местные виды хвойных и лиственных пород. Растения – экзоты или зарубежные новинки на участке будут выглядеть, по меньшей мере, нелепо, появившиеся неизвестно откуда.
- Насаждения плодовых деревьев, характерных для данной местности. Для посадки на территории около храма необходимо использовать виды плодовых культур, которые будут гармонировать с окружающим ландшафтом местности в целом, а у посетителей не возникнет ощущения будто бы они посещают ботанический сад.
- Ограниченный символизм. Данный принцип подразумевает как минимум использования формовки в планировке. Отказ от стриженных форм деревьев и кустарников, также этот принцип применим и для формирования цветников. Ограничение особенно актуально, если в композицию включены растения, которые сопровождают канонические инсталляции на прихрамовой территории или растения, которые являются «библейскими» символами. Такой принцип предполагает использование оптимального количества растений-символов. Достаточно одной-двух видов пород для создания композиции.
- Практичная декоративность. При выборе для композиций плодовых пород, следует обращать внимание не только на их оригинальные качества, стабильность размеров кроны, пышность цветения, но и на обильность плодоношения.
- Лечебная и ботаническая ценность растений. Такой принцип подразумевает разведение, изучение и коллекционирование редких растений, которые обладают лекарственными свойствами (календула (Calendula L.), чистотел (Chelidonium L.), мята (Mentha × piperita L.), шалфей (Salvia L.), зверобой (Hypericum L.)).
- Демонстрационность и гармония. Эти понятия подразумевают использование многолетников и кустарников, которые обеспечат демонстрационный эффект, то есть с помощью таких растений создаются композиции, которые подчеркнут архитектуру храма и будут соответствовать его стилю. Такие правила соблюдаются также при выборе материалов и малых архитектурных форм. При обустройстве территории вокруг храма можно использовать регулярный стиль. Воссоздать его можно при помощи подпорных стенок, топиарных форм лиственных и хвойных растений, четких линий цветочных бордюров и клумб с розами, но применять это все, конечно же, необходимо в меру.
Предлагаются некоторые рекомендации по озеленению таких территорий.
Храм является неотъемлемой частью истории и культуры и его озеленению отводится одна из главных ролей, поскольку зеленые насаждения создают хорошие условия для отдыха посетителей и прихожан на открытом воздухе, улучшают микроклимат.
Но, к сожалению, до сих пор отсутствуют единые правила и требования по озеленению такого вида территории. Лишь в единственном документе СП 31-103-99 (дата введения 1999-12-27) сказано, что территория храмового комплекса должна быть озеленена.
Под площадь озеленения рекомендуется отвести не менее чем 15% площади участка. Что касается цветочного оформления, то подбор цветочных культур стоит производить таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона.
Дорожно-тропиночная сеть, площадки и обход вокруг храма должны иметь твердое покрытие, это, как правило, плитка с вертикальной планировкой, обеспечивающей сток дождевых вод.
Ограждение следует выполнять из декоративных металлических решеток, высота которых должна достигать 1,5-2,0 м. Размеры и устройство калиток в оградах должны обеспечивать беспрепятственный проход для инвалидов на колясках и престарелых прихожан. Высота проема ворот для въезда пожарных автомобилей на храмовую территорию должна быть не менее 4,25 м, а ширина не менее 3,5 м.
Освещение на территории храма должно проектироваться в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Растения играют важную роль в формировании внешнего облика прихрамовой территории. За счёт хорошо продуманного оформления растениями можно добиться изящества храма и подчеркнуть его индивидуальность.
Архитектурно-художественный облик храмовых территорий должен способствовать настрою людей на молитвенное состояние и созерцательность.
Добиться этого эффекта можно с помощью цвета. Предлагается на храмовых территориях создавать монохромные сады в белых тонах с добавлением синих акцентов в виде цветников. Белый цвет - символ святости, чистоты и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. Синий цвет символизирует небо, является цветом вечности, настраивает на смирение, благочестие, выражает идею самопожертвования и кротости.
Для достижения поставленных целей в озеленении храмового комплекса предлагается использовать деревья и кустарники, которые имеют белоокаймленные листья или же цветут белыми цветками (соцветиями) - клён остролистный (Acer platanoides L.); берёза повислая (Betula pendula Roth); дёрен белый (Cornus alba L.); бузина чёрная (Sambucus nigra L.); черемуха виргинская (Prunus virginiana L.), спирея серая (Spiraea L.) и Вант-гутта, гортензия древовидная (Hydrangea arborescens L.), чубушник венечный (Philadelphus coronarius L.), калина обыкновенная (Viburnum opulus L.), белые сорта сирени обыкновенной (Syringa vulgaris L.) и другие. Среди плодовых деревьев – это вишня (Prunus subgen. Cerasus (Mill.)), яблоня (Malus P. Mill.). Невозможно представить территорию храма без роз (Rosa L.), представляющих собой плетистые каскады неприхотливых растений, раскидистые кусты с изящно поникающими побегами.
Уместны вокруг храма и растения, которые используются в качестве погребальных украшений: барвинок, плющ, сосна, ель, лавр. Неуместны на территории храма: рододендроны (тяжелый, пьянящий запах), полынь, пижма, конопля, табак, а также ядовитые растения - черемица, ясенец, акониты, белена, волчье лыко, лютик и колючие кустарники - боярышник.
Вдоль ограды иногда сажают кустарники, чаще всего спирею, чубушник-жасмин.
Ниже представлена характеристика и архитектурно-планировочное решение храма в Устьянском районе Архангельской области.
Территория проектируемого храмового комплекса расположена в 4 км от центра Устьянского района п. Октябрьский. Церковь построена в 2011 году усердием руководителя предприятия «Деревянное зодчество» О. Воробьёвым. Открытие и освящение храма проходило в феврале 2016 года [1].
На сегодняшний день общая площадь земельного участка составляет 10548 м2 (1 га).
Озеленение и благоустройство храма находится на удовлетворительном уровне.
Храм представлен на рисунке 1.
В процессе разработки архитектурно-планировочного решения проекта было проведено социологическое исследование, цель которого заключалось в беседе с жителями деревни, прихожанами храма (а именно задавались вопросы, касающиеся благоустройства и озеленения) и в изучении посещаемости объекта, установлении возрастной структуры посетителей и выявлении транспортной нагрузки.
В опросе принимали участие различные группы слоев возрастного населения: молодежь, взрослые и пожилые.
Наблюдения проводились в дневное и вечернее время у входа в храм со стороны остановки в течение 15 минут.
Территория данного храмового комплекса предполагает формирование комфортных, безопасных и благоприятных условий времяпрепровождения, как местного населения, так и городских жителей. Проводился опрос среди населения деревни. Основная задача – определение предпочтений народа относительно озеленения и благоустройства и выделение приоритетных направлений в композиционных решениях.
Рис.1. Храм преподобного Илариона Гдовского
Разрабатывалось несколько вариантов композиционного решения территории храмового комплекса.
Основная идея: в качестве озеленения использовать растения, упомянутые в Библии, а также разбить территорию на секции, каждая из которых несет свою функциональную нагрузку.
Первый вариант представляет собой концепцию, выполненную в смешанном стиле. На территории выделяют следующие функциональные зоны: входная, храмовая, хозяйственная, детская и охранная зоны. Входная зона представляет собой планировку, выполненную в регулярном стиле. При входе на участок внимание посетителя сосредоточено на соснах, которые являются символом бессмертия и бесконечной жизни. Площадки отделены друг от друга посадками зеленых насаждений. По периметру входной зоны размещен розарий, обрамление храмовой зоны – живая изгородь из акации желтой. Детская площадка огорожена спиреей средней. В восточной части храмовой территории располагается яблоневый сад, вдоль прогулочных дорожек – лилейники, в северной части – сад лекарственных трав. «Белый сад» из чубушника венечного располагается в юго-западной части. Название концепции - «Библейский сад». Эскиз первого варианта представлен на рисунке 2 (а).
Второй эскиз композиционного решения представляет собой объект, также выполненный в смешанном стиле. Отличительной чертой является прокладка дорожно – тропиночной сети, проложением извилистых второстепенных дорожек, размещением розария, яблоневого и «белого» сада, сада лекарственных трав. Зонирование такое же, что и в первом композиционном решении. Название концепции – «Духовное возрождение». Эскиз второй концепции представлен на рисунке 2 (б).
Третий вариант композиционного решения также сочетает в себе регулярный и пейзажный стили. Эта концепция предусматривает разделение участка на такие зоны, как входную, храмовую, охранную, хозяйственную и детскую. Входная зона представляет собой регулярную планировку. Здесь сохраняется идея варианта «патриаршего креста». Пoскольку в храме расположена «воскресная школа», а также для приобщения детей к культовому сооружению, проектируется детская площадка. Вокруг храма предусмотрена дорожно-тропиночная сеть, обеспечивающая круговой обход для прохождения крестного хода во время праздников, а также для прогулок.
Название концепции – «Эдем», что означает земной райский сад в Библии. Согласно Библии, из Эдема вытекала река и разделялась на четыре русла. Такое место предполагает не один какой-то конкретный сад, а несколько, объединенных в единый райский уголок. Поэтому было принято разделить участок на четыре внутренних секции: сад лекарственных трав – в юго-западной части; яблоневый сад в северной части храма; «белый сад» из чубушника - в восточной; розарий – в северо-восточной части. Образ «эдемского сада» предполагает, в первую очередь, простоту, гармонию и созерцательность, погружение в окружающую среду.
Первая секция храмового комплекса – «арома - сад», или сад лекарственных трав. Представлен небольшими сегментами геометрической формы (гряды), разделённые перекрещивающимися дорожками из отсева, огражден декоративным забором из дерева. Вход в сад сопровождается перголой из вьющихся растений. Ассортимент аптекарского огорода включает выращивание лекарственных трав таких, как ромашки лекарственной (Matricaria chamomilla L.), мяты поречной (Mentha piperita L), календулы лекарственной (Calendula officinalis L.), шалфея лекарственного (Salvia officinalis L), чистотела большого (Сhelidonium majus L.), зверобоя продырявленного (Hypericum perforatum L.), тимьяна обыкновенного (Thymus vulgaris L.), в качестве разнообразия сад будет разбавлен посадкой летников.
«Яблоневый сад» представляет собой цветущий уголок, пройти мимо которого невозможно. Здесь яблоня выступает как дерево познания добра и зла [2].
«Белый сад» из чубушника венечного будет прекрасно смотреться на газоне. Благодаря цветению белыми бутонами и приятным запахом он будет непременно приковывать к себе восторженные взгляды посетителей и прихожан.
Дорожки представлены извилистыми прогулочными маршрутами, где из каждой точки можно видеть сменяющиеся друг другом ландшафты.
Эскиз третьей концепции представлен на рисунке 2 (в).
Четвертый вариант концепции представлен в регулярном стиле, имеющий геометрически правильную планировку с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется стриженными кустарниками, рядовыми посадками деревьев. Также характерна разбивка участка на секции, каждая из которых характеризуется своей необычайностью (расположение розария, яблоневого сада, огорода из лекарственных трав). Данная концепция носит название «Священная роща».
На рисунке 2 (г) представлен эскиз четвертого композиционного решения.
Рис.2. Эскизы композиционных решений
Пo итогам разработки была выбрана третья концепция благоустройства и озеленения прихрамовой территории (рис.2 (в)).
Согласно Своду правил [СП 31-103-99] всю территорию храма можно разделить на следующие зоны: входную, храмовую, охранную, хозяйственную, детскую и зону озеленения.
Для каждой зоны разработано проектное решение, представленное ниже. Данная визуализация выполнена в программе Realtime Landscaping Architect.
Проектное решение входной и храмовой зон (рис.3). Во входной зоне предусматривается въезд для автотранспорта и вход для прихожан, остановка общественного транспорта. В этой зоне располагаются входные ворота, скамьи для отдыха, цветники. Данная зона запроектирована в форме «патриаршего креста», как символа веры, надежды и любви. Мощение дорожек в этой зоне выполнено из тротуарной плитки. Входная зона связана с храмовой зоной.
Храмовая зона, как правило, предназначена для прoведения религиозных обрядов, она имеет непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами. Такая зона предусматривает здание храма, площадки для проведения культовых мероприятий и отдыха прихожан. Вокруг храма спроектирован круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников. Ширина обхода, как правило, должна составлять от 3 до 5 м с площадками шириной до 6 м перед боковыми входами в храм со стороны алтаря [3].
Зона плавно переходит в полукруговую площадку для отдыха и прогулок, в центре которой расположен цветник непрерывного цветения в форме креста и скамьи для отдыха.
Проектное решение детской зоны (рис. 3). Детская зона проектируется с учетом того, что в храме расположена Воскресная школа, а также в целях приобщения детей к культовому сооружению.
Детская зона на территории храма является местом отдыха не только для приходских семей, но и для тех, кто гуляет на храмовой территории. Такая зона оснащена игровым оборудованием (детский комплекс, качель на гибкой подвеске с металлическими стойками, качалка на пружине, песочница), также для взрослых установлены места сидения, чтобы они могли в любой момент проследить за ребенком в случае форс-мажора.
Рис.3. Зоны: а) входная зона; б) храмовая зона; в) детская зона
Зеленая зона, или зона озеленения (рис.4) храмового комплекса является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке и благоустройству территории, а зеленые насаждения являются основными элементами его художественного оформления [4].
Рис.4. Зелёная зона: а) сад лекарственных трав; б) вид на яблоневый сад
Предлагается обустроить участок элементами МАФ (малые архитектурные формы) и оборудованием (рис.5).
Рис.5. МАФ: а) деревянные скамья и урна; б) пандус; в) деревянная пергола
На территории храма проектируются две перголы, представляющие собой арку из вьющихся растений (Девичий виноград (Parthenocissus quinquefolia L.)), несущими опорами служат столбы из дерева (рис.5). Такая конструкция проста и доступна в обработке, к тому же древесина достаточно популярный материал для изготовления пергол. В данном случае пергола служит переходом от здания храма в сад лекарственных трав. С ее помощью выполняется зонирование участка, что создает особенную атмосферу и повышает декоративность комплекса [5].
Предложенная ландшафтная организация территории храма соответствует нормам и правилам проектирования храмового комплекса.