Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROCESS DESIGN OF CITY STATIONS CAR MAINTENANCE (ONE HUNDRED)

Borovikov A.V. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
This article discusses the technological calculation of urban car service stations (SRT). This work was to calculate the service station of cars of different classes. In the technological calculation of the SRT, the annual production program, the number of workers were calculated, the wages of workers and management personnel were calculated, and the wage Fund was calculated. For calculations, the following initial data were used: a conventional car serviced at a service STATION during the year, which performs the full scope of work on MAINTENANCE and P; the number of cars of the i-th class undergoing maintenance and repair at the projected service STATION (a particularly small class - 80 pieces, a small class – 480 pieces, the middle class – 160 pieces) the bulk of the small class of cars, and a small mass of a particularly small class. coefficient equal to 1.2 Kcal as specified cold climate; average annual mileage of a single vehicle the initial data is equal to 14000 km. For urban stations are taken the next meaning: regime work Dr.g = 305 days; the number of shifts With = 1,5; duration of change of TSM = 6,67.
process design
urban stations
maintenance
automotive repair
service stations
vehicle class
cars

Исходные данные: Условный автомобиль, обслуживаемый на СТО в течение года, на котором выполняется полный объём работ по ТО и Р. Распределение автомобилей по классам и их количество определяется на основе данных Госавтоинспекции или по данным близлежащих гаражных кооперативов. Количество автомобилей i-го класса, проходящих техническое обслуживание и ремонт на проектируемой СТО представлено в таблице 1 [1].

Таблица 1. Количество автомобилей i-го класса

Класс автомобилей

Количество автомобилей , шт.

Особо малый класс

80

Малый класс

480

Средний класс

160

 

На основе представленных данных в таблице 1 можно заключить, что основную массу составляет малый класс автомобилей, а малую массу особо малый класс.

Коэффициент Ккл применяется для корректирования удельной трудоёмкости ТО и ремонта в зависимости от климатических условий (таблица 2).

Таблица 2. Значение коэффициента Ккл

Климатический район

ККЛ

Умеренный

1,0

Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный

0,9

Жаркий сухой, очень жаркий сухой

1,1

Умеренно холодный

1,1

Холодный

1,2

Очень холодный

1,3

 

Коэффициент Kкл принимаем равным 1,2 так как задан холодный климат.

Среднегодовой пробег автомобиля (LГ) зависит от климатических условий эксплуатации и для целей проектирования СТО берётся из таблицы 3.

Таблица 3. Среднегодовой пробег одного автомобиля

Климатический район

LГ, км

Умеренный

14000

Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный

16000

Жаркий сухой, очень жаркий сухой

17000

Умеренно холодный

12000

Холодный

10000

Очень холодный

8000

 

Среднегодовой пробег одного авто. (LГ) по исходным данным принимаем равным 14000 км. Режим работы станции включает в себя количество рабочих дней станции в год Др.г, количество рабочих смен в сутки С, и продолжительность смены Тсм. Для городских станций принимаем следующие значения: режим работы Др.г=305 дн; количество рабочих смен С = 1,5; продолжительность смены Тсм = 6,67 [1]. Нормативы удельной трудоёмкости ТО и ТР автомобилей в расчёте на 1000 км пробега в зависимости от класса легковых автомобилей для городских СТО не должны превышать величин, приведённых в таблице 4.

Таблица 4. Нормативы трудоёмкости, в человеко-часах.

Тип подвижного состава

Удельная ТО и ТР на 1000 км пробега ,чел.-ч

Разовая на 1 заезд

Уборка мойка ,чел.-ч.

Приемка и выдача ,чел.-ч

Перепродажная подгото-вка ,чел.-ч

Противо-кор-нное покрыт. А.,чел.-ч

А. лег.: особо малого к.

малого класса

среднего класса

2,0

2,3

2,7

0,15

0,2

0,25

0,15

0,2

0,25

3,5

3,5

3,5

3,0

3,0

3,0

 

· Технологический расчет: Откорректированную удельную трудоёмкость ТО и Р, topi в зависимости от климатических условий определяем по формуле: topi=tHopi*Kкл , (1)

где, tHopi - нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей i-го класса, чел.; Kкл - коэффициент, учитывающий климатические условия, Kкл =,2 [2,3].

Следовательно, значение удельной трудоёмкости будет равно topi=2*1,2=2,4 чел. ч./1000км. Остальные расчёты производим аналогично и их результаты приводим в табл. 5.

Таблица 5. Откорректированная удельная трудоемкость

Класс автомобилей

Откорректированная удельная трудоемкость , чел.- ч/1000 км.

Особо малый класс

2,4

Малый класс

2,76

Средний класс

3,24

 

Средневзвешенное значение откорректированной удельной трудоемкости ТО и Р:

tОР.СР =∑(ACTOi*tHOPi*KКЛ)/ACTO, (2)

где tHOPi - нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей i-го класса, чел. –ч.; KКЛ - коэффициент, учитывающий климатические условия; ACTOi - количество автомобилей i-го класса, шт; ACTO - общее количество автомобилей, пользующихся услугами СТО, шт. tОР.СР = (80*2*1,2+480*2,3*1,2+160*2,7*1,2)/720=2,83 чел.- ч/1000 км.

Ориентировочное значение годовой трудоёмкости ТО и Р автомобилей:

T 'OP = ACTO*tOP.CP*LГ/1000 (3)

Где, LГ - годовой пробег одного авто., км. T 'OP = 720*2,83*14000/1000=28526,4 чел.-ч.

Ориентировочное кол-во рабочих постов: n'OP = (0,75* T 'OP *КН.П)/(Фя*С*Pn*ηП) (4)

где 0,75 – доля постовых работ; КН.П – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, КН.П = 1,2; Фя – годовой фонд времени явочного рабочего, Фя=2008 ч.; – кол-во смен в сутки, с =1,5; Рn – кол-во рабочих на одном посту, Рn =2 чел; ηП - коэффициент использования поста, ηП = 0,95;

n'OP = (0,75*28526,4*1,2)/(2008*1,5*2*0,95)=4,49. Кол-во рабочих постов n'OP равно 4.

Годовая трудоёмкость ТО и Р авто. каждого класса: T 'OP = ACTOi*tOPi*Кразм*LГ/1000 (5)

где Кразм – коэффициент корректирования удельной трудоёмкости ТО и Р в зависимости от количества постов, Кразм= 1,05. так как количество рабочих постов до 5.

Особо малый класс: T 'OP = 80*2*1,05*14000/1000=2352 чел.-ч (таблица 6).

Таблица 6. Годовая трудоемкость ТО и Р

Класс автомобилей

Годовая трудоёмкость ТО и Р , чел.-ч.

Особо малый класс

2352

Малый класс

16228,8

Средний класс

6350,4

 

Малый класс автомобилей является наиболее трудоемким по проведению ТО и Р.

Суммарная годовая трудоёмкость ТО и Р: TOP =∑TOPi (6)

TOP = 2352+16228,8+6350,4=24931,2 чел.-ч. Распределение суммарной годовой трудоёмкости ТО и Р по видам работ и месту их выполнения приведены в таблице 7.

Таблица 7. Распределение трудоёмкости по видам работ и месту их выполнения

Виды работ

Распред. трудоемкости ТО и Р по видам работ

Распред. трудоёмкости ТО и Р по месту их выполнения

на постах Тпi

на участках Тучi

%

чел.-ч

%

чел.-ч

%

чел.-ч

Контрольно-диагностические работы

6

1495,9

100

1495,9

-

-

ТО в полном объёме

35

8725,9

100

8725,9

-

-

Смазочные работы

5

1246,6

100

1246,6

-

-

Регулировка углов управляемых колес

10

2493,1

100

2493,1

-

-

Ремонт и регулировка тормозов

10

2493,1

100

2493,1

-

-

Электротехнические работы

5

1246,6

80

997,2

20

199,5

Работы по системе питания

5

1246,6

70

871,6

30

261,2

Аккумуляторные работы

1

249,3

10

24,9

90

22,4

Шиномонтажные работы

7

1745,2

30

523,6

70

366,5

Ремонт узлов, систем и агрегатов

16

3988,9

50

1994,5

50

997,3

Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные)

-

-

-

-

-

-

Окрасочные и противокор-нные работы

-

-

-

-

-

-

Обойные работы

-

-

-

-

-

-

Слесарно-механические работы

-

-

-

-

-

-

Уборочно-моечные работы

-

-

-

-

-

-

Антикоррозийное покрытие авто.

-

-

-

-

-

-

Итого

100

24931,2

 

20866,4

-

1846,9

 

Годовая трудоёмкость уборочно-моечных работ: ТТО,Ру.м= ∑(Ai*nТО,Зз.у.м *tу.мi) (7)

где - количество заездов автомобилей в год на пост моечно-уборочных работ перед ТО и Р; tу.мi- удельная трудоемкость уборочно-моечных работ. При ручной шланговой мойки tу.мi принимают равной 0,5 чел.-ч. для всех классов легковых автомобилей [4,5].

ТТО,Ру.м = 80*2*0,15+480*2*0,2+160*2*0,25=296 чел.- ч.

Предварительные расчёты показали, что для полной загрузки уборочно-моечного поста мойку на этом посту будут проходить 810 сторонних автомобилей.

Годовая трудоемкость уборочно-моечных работ для сторонних автомобилей определяется по формуле: Тсам у.м = ∑ (ACTOi*LГ*tу.мi/1000) (8)

где 1000 – периодичность заезда 1 авто. на пост мойки как самостоят. вид услуги, км.

Тсам у.м = (110*14000*0,15+550*14000*0,2+150*14000*0,25/1000) = 2296 чел.-ч.

Суммарная годовая труд. уборочно-моечных работ по СТО: Ту.м = ТТО,Р у.м + Тсам у.м (9)

Ту.м = 296+2296 = 2592 чел.-ч

Годовая трудоёмкость работ по приёмке и выдаче авто.: Тп.в =∑ (ACTOi*nп.в з*tп.вi) (10)

Где, nп.в з – кол-во заездов одного авто. в год на пост приёмки и выдачи; tп.вi – труд. приёмки и выдачи 1 авто., чел.- ч. Тп.в = 80*2*0,15+480*2*0,2+160*2*0,25 = 296 чел.-ч.

Противокоррозионную обработку не производим, так как кол-во постов меньше 15.

Общий годовой объем работ: ТСТО=ТОР+Ту.м+Тп.в (11)

ТСТО=24931,2+2592+296=27819,2 чел.-ч.

· Определение трудоёмкости вспомогательных работ: На СТО выполняются вспомогат. работы, в состав которых входят работы по Р и обслуживанию ТО, содержанию инженерных сетей и коммуникации, хранение и выдача материальных ценностей и т.п.

Твсп= 0,15* ТСТО (12)

Твсп= 0,15*27819,2=4173,88 чел.-ч.

Распределение трудоёмкости вспомогательных работ в процентном соотношении от полной трудоёмкости вспомогательных работ по отдельным видам приведено в таблице 8.

Таблица 8. Распределение трудоёмкости вспомогательных работ

Виды вспомогательных работ

Доля работ, %

Труд., чел.ч

Ремонт и обслуживание технологического оборудования

25

1043,220

Ремонт и обслуживание инженерного оборудования

20

834,576

Прием, хранение и выдача материальных ценностей

20

834,576

Перегон подвижного состава

10

417,288

Обслуживание компрессорного оборудования

10

417,288

Уборка производственных помещений

7

296,102

Уборка территорий

8

333,830

 

· Определение количества рабочих постов: Рабочий пост - это автомобиле-место, оснащенное специальным оборудованием и предназначенное для проведения работ по ТО и Р непосредственно на автомобиле [6].

Кол-во раб. постов ТО и Р по каждому виду работ: nОРi = (ТПi*Кн.п/Фяв*С*Рпi*ηп) (13)

Где, ТПi - трудоемкость i-х работ, выполняемых на постах, чел.-ч; - коэффициент неравномерности поступлений автомобиля на пост, Кн.п =1,15; - количество рабочих на i-м посту, чел., =1,5; - коэффициент использования поста, =0,95.

nОРi=(8725,92*1,15/2008*1,5*1,5*0,95)=2,34. Кол-во раб. п. для этого вида работ =0,47.

Остальные расчеты производятся аналогично и их результаты сводятся в таблицу 9.

Таблица 9. Результаты расчета количества постов

Виды работ

,чел.-ч

Число рабочих постов

расчетное

принятое

Техническое обслуживание в полном объеме

8725,920

2,34

2

Контрольно-диагностические

1496,872

0,4

1

Смазочные работы

1246,560

0,33

Регулировка углов управляемых колес

2493,120

0,67

1

Ремонт и регулировка тормозов

2493,120

0,67

 

1

Электротехнические работы

997,248

0,27

Работы по системе питания

871,592

0,23

1

 

Аккумуляторные работы

24,931

0,01

Шиномонтажные работы

523,5552

0,14

Ремонт узлов, систем и агрегатов

1994,496

0,53

Итого

20866,414

5,59

6

 

Кол-во уборочно-моечных постов: nу.м= (Ту.м*Кн.п)/(Фяв*С*Рп.у.м*ηп) (14)

где - кол-во раб. на одном посту в зоне уборочно-моечных работ, Рп.у.м = 1 чел.; Кн.п - 1,15. nу.м= (2592*1,15)/(2008*1,5*1*0,95)=1,04. Кол-во уборочно-моечных постов = 1.

Общее количество рабочих постов СТО: nр.п= nо.р+ nу.м , nр.п=6+1=7 постов.

· Определение количества вспомогательных постов: К вспомогательным постам относятся автомобиле-места, оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (приёмка и выдача автомобилей, подготовка к окраске и сушка автомобилей после окраски и мойки).

Кол-во постов приемки и выдачи автомобилей: nп.в= (Тп.в*Кн.п)/(Фяв*С*Рп.в*ηп) (15)

Где, Кн.п =1,15; = 1 чел. nп.в= (296*1,15)/(2008*1,5*1*0,95)=0,12.

При nпв менее 0,8 работы по приемке и выдаче автомобилей целесообразно выполнять на постах ТО и Р. Количество постов подготовки к окраске принимается из расчета 2..3 вспомогательных поста на один пост окраски. Принимаем 4 вспом. поста на 2 поста окраски.

· Расчёт числа автомобиле-мест ожидания и хранения: Количество автомобиле-мест ожидания автомобилей перед постановкой на посты ТО и Р определяется по формуле:

nОЖТО.Р= 0,5* nОР (16)

nОЖТО.Р= 0,5*6=3. Так как климат холодный, то автомобиле-места предусматриваются в помещении. Кол-во автомобиле-мест хранения авто., прошедших ТО и Р: nnx= 3*nОP (17)

nnx= 3*6=18. Количество автомобиле-мест стоянки автомобилей клиентов и персонала вне территории станции: n’nx= 0,8*nр.п (18)

Следовательно, n’nx= 0,8*7=5,6. Кол-во автомобиле-мест стоянки авто. клиентов и персонала вне территории равно 6. Расчёт персонала станции: РТО,Р’яв = ∑ (nОPi*Pпi) (19)

Где, nОPi - кол-во постов для проведения i-х работ; Pпi - принятое кол-во рабочих на i-м посту, чел. РТО,Р’яв = 1*2+1*1+1*1+1*1+1*1+1*1=7 чел.

Явочное кол-во рабочих в производственных участках: Ручявi = Туч/Фяв*С (21)

Ручявi =199,4496/2008*1,5=0,07 чел. Для остальных видов работ проводим аналогичные расчеты, результаты которых представлены в таблице 10.

Таблица 10. Явочное количество рабочих в производственных участках

Виды работ

,чел. ч

Явочное количество рабочих

расчетное

Принятое

Электротехнические работы

199,4496

0,07

1

Работы по системе питания

261,14776

0,09

Аккумуляторные работы

22,43808

0,007

Шиномонтажные работы

366,48864

0,12

Ремонт узлов, систем и агрегатов

997,248

0,33

Итого

1846,7721

0,62

1

 

Общее число явочных раб., работающих на производ. участках составляет 1 человек.

Количество вспомогательных рабочих: Рвспявi = Твспi/Фяв*С (22)

Где, - год. труд. i-х вспомогательных работ, чел. : Рвспявi=1043,22/2008*1,5=0,35.

Остальные расчеты производим аналогично и их результаты приводим в таблице 11.

Таблица 11. Количество вспомогательных рабочих

Виды вспомогательных работ

, чел.ч

Кол-во вспом. рабочих

расчетное

принятое

Р и О технологического оборудования

1043,220

0,36

 

 

1

 

 

 

Р и О инженерного оборудования

834,576

0,28

Приём, хранение и выдача материал. ценностей

834,576

0,28

Перегон подвижного состава

417,288

0,14

Обслуживание компрессорного оборудования

417,288

0,14

Уборка производственных помещений

296,102

0,09

Уборка территорий

333,830

0,11

Всего:

4176,88

1,40

1

 

Общее количество вспомогательных рабочих составляет 1 человек.

Общее количество ремонтных рабочих: Рстояв = РТО,Ряв + Ручявi + Рвспявi (23)

Рстояв = 7+1+1=9 чел. Состав и численность инженерно-технических работников и служащих станции в зависимости от размера СТО принимают согласно таблице 12.

Таблица 12. Состав и численность административно-обслуживающего персонала

Наименование функции управления персонала

Кол-во рабочих

Общее руководство

1

Технико-экономическое планирование, организация труда и зарплаты

-

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

1

Комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство

-

Материально-техническое снабжение

-

Производственно-техническая служба

2

Младший обслуживающий персонал

1

Итого

5

Численность административно-обслуживающего персонала составляет 5 чел.

· Расчет заработной платы: [6].

Заработная плата ремонтных рабочих за год ЗПрем рассчитывается с применением повременной формы оплаты труда, руб.: ЗПрем=Вф*Тср.ч*Чрем+Пр+Впр (24)

где Вф – фактически отработанное время, ч. Вф=Др*tсм (25)

Др – число дней работы, отработанных одним рабочим за год; tсм – продолжительность смены, ч; Tч – средняя часовая тарифная ставка ремонтных рабочих, руб.; Чрем – численность ремонтных рабочих, чел.; Пр – премии, начисляемые ремонтными рабочими, руб.; Впр – прочие выплаты ремонтным рабочим, включаемые в фонд заработанной платы, руб.

Вф=305*6,67=2034,35 ч.

Рассчитаем ЗП ремонтных рабочих за фактически отработанное время без учета премий и прочих выплат: ЗПремБП=Вф*Тср.ч*Чрем (26)

ЗПремБП=2034,35*130*9=2380189,5 руб.

Премии и прочие выплаты ремонтным рабочим, включаемые в фонд заработанной платы, вычислим по формулам: Пр = 0,2*ЗПремБП (27); Впр=0,25*ЗПремБП (28)

Рассчитаем премии и прочие выплаты ремонтным рабочим: Пр = 0,2 2380189,5 = 476037,9 руб.; Впр = 0,25 2380189,5 = 595047,375 руб.

Найдем ЗП рабочих в год: ЗПрем=2380189,5+476037,9+595047,375=3451274,775

Среднемесячная ЗП рабочих предприятия: ЗПср.м=ЗПрем/Ч*12 (29)

ЗПср.м=2380189,5/9*12=22038,79 руб.

Фонд заработной платы персонала предприятия: ФЗП=ЗПрем+ЗПупр (30)

Где, ЗПупр – заработная плата управленческого персонала за год, руб.,

В данной работе для сокращения расчётов ЗП управленческого персонала ЗПупр рассчитывается в процентах от ЗП рабочих за год. Предположим ЗП управленческого персонала составляет 25% от ЗП рабочих за год, поэтому получим ЗПупр=ЗПрем*0,25 (31)

ЗПупр=3451274,775*0,25=862818,69 руб.

Среднемесячная ЗП управляющего персонала: ЗПср.упр= ЗПупр/12*Чупр, (32)

Где, Чупр – численность персонала предприятия.

ЗПср.упр= 862818,69/12*5=14380,31 руб. ФЗП=3451274,775+862818,69 = 4314093,456 руб. Фонд заработной платы составляет 4314093,465 руб. Для проверки расчётов сделаем таблицу распределения заработной платы.

Таблица 13. Распределение заработной платы

Должности:

ЗП, р.

Должности:

ЗП, р.

Должности:

ЗП

Директор

50 000

Мойщик

20 000

Слесарь ремонт.

20 000

Бухгалтер

25 000

Механик

25 000

Слесарь ремонт.

20 000

Главный инженер

30 000

Электрик

25 000

Слесарь электрик

20 000

Пом. глав. инженера

20 000

Слесарь ремонт.

20 000

Слесарь электрик

20 000

Охранник

25 000

Слесарь ремонт.

20 000

Итого:

340 000

 

Вывод: Исходя из результатов таблицы 13 ФЗП = 4 080 000 руб. Это меньше на 234093,465 руб. рассчитанной ФЗП, из этого следует, что выручку можно потратить на премии сотрудникам, стимулирование сотрудников.