Исходные данные: Условный автомобиль, обслуживаемый на СТО в течение года, на котором выполняется полный объём работ по ТО и Р. Распределение автомобилей по классам и их количество определяется на основе данных Госавтоинспекции или по данным близлежащих гаражных кооперативов. Количество автомобилей i-го класса, проходящих техническое обслуживание и ремонт на проектируемой СТО представлено в таблице 1 [1].
Таблица 1. Количество автомобилей i-го класса
Класс автомобилей |
Количество автомобилей , шт. |
Особо малый класс |
80 |
Малый класс |
480 |
Средний класс |
160 |
На основе представленных данных в таблице 1 можно заключить, что основную массу составляет малый класс автомобилей, а малую массу особо малый класс.
Коэффициент Ккл применяется для корректирования удельной трудоёмкости ТО и ремонта в зависимости от климатических условий (таблица 2).
Таблица 2. Значение коэффициента Ккл
Климатический район |
ККЛ |
Умеренный |
1,0 |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный |
0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой |
1,1 |
Умеренно холодный |
1,1 |
Холодный |
1,2 |
Очень холодный |
1,3 |
Коэффициент Kкл принимаем равным 1,2 так как задан холодный климат.
Среднегодовой пробег автомобиля (LГ) зависит от климатических условий эксплуатации и для целей проектирования СТО берётся из таблицы 3.
Таблица 3. Среднегодовой пробег одного автомобиля
Климатический район |
LГ, км |
Умеренный |
14000 |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный |
16000 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой |
17000 |
Умеренно холодный |
12000 |
Холодный |
10000 |
Очень холодный |
8000 |
Среднегодовой пробег одного авто. (LГ) по исходным данным принимаем равным 14000 км. Режим работы станции включает в себя количество рабочих дней станции в год Др.г, количество рабочих смен в сутки С, и продолжительность смены Тсм. Для городских станций принимаем следующие значения: режим работы Др.г=305 дн; количество рабочих смен С = 1,5; продолжительность смены Тсм = 6,67 [1]. Нормативы удельной трудоёмкости ТО и ТР автомобилей в расчёте на 1000 км пробега в зависимости от класса легковых автомобилей для городских СТО не должны превышать величин, приведённых в таблице 4.
Таблица 4. Нормативы трудоёмкости, в человеко-часах.
Тип подвижного состава |
Удельная ТО и ТР на 1000 км пробега ,чел.-ч |
Разовая на 1 заезд |
|||
Уборка мойка ,чел.-ч. |
Приемка и выдача ,чел.-ч |
Перепродажная подгото-вка ,чел.-ч |
Противо-кор-нное покрыт. А.,чел.-ч |
||
А. лег.: особо малого к. малого класса среднего класса |
2,0 2,3 2,7 |
0,15 0,2 0,25 |
0,15 0,2 0,25 |
3,5 3,5 3,5 |
3,0 3,0 3,0 |
· Технологический расчет: Откорректированную удельную трудоёмкость ТО и Р, topi в зависимости от климатических условий определяем по формуле: topi=tHopi*Kкл , (1)
где, tHopi - нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей i-го класса, чел.; Kкл - коэффициент, учитывающий климатические условия, Kкл =,2 [2,3].
Следовательно, значение удельной трудоёмкости будет равно topi=2*1,2=2,4 чел. ч./1000км. Остальные расчёты производим аналогично и их результаты приводим в табл. 5.
Таблица 5. Откорректированная удельная трудоемкость
Класс автомобилей |
Откорректированная удельная трудоемкость , чел.- ч/1000 км. |
Особо малый класс |
2,4 |
Малый класс |
2,76 |
Средний класс |
3,24 |
Средневзвешенное значение откорректированной удельной трудоемкости ТО и Р:
tОР.СР =∑(ACTOi*tHOPi*KКЛ)/ACTO, (2)
где tHOPi - нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей i-го класса, чел. –ч.; KКЛ - коэффициент, учитывающий климатические условия; ACTOi - количество автомобилей i-го класса, шт; ACTO - общее количество автомобилей, пользующихся услугами СТО, шт. tОР.СР = (80*2*1,2+480*2,3*1,2+160*2,7*1,2)/720=2,83 чел.- ч/1000 км.
Ориентировочное значение годовой трудоёмкости ТО и Р автомобилей:
T 'OP = ACTO*tOP.CP*LГ/1000 (3)
Где, LГ - годовой пробег одного авто., км. T 'OP = 720*2,83*14000/1000=28526,4 чел.-ч.
Ориентировочное кол-во рабочих постов: n'OP = (0,75* T 'OP *КН.П)/(Фя*С*Pn*ηП) (4)
где 0,75 – доля постовых работ; КН.П – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, КН.П = 1,2; Фя – годовой фонд времени явочного рабочего, Фя=2008 ч.; – кол-во смен в сутки, с =1,5; Рn – кол-во рабочих на одном посту, Рn =2 чел; ηП - коэффициент использования поста, ηП = 0,95;
n'OP = (0,75*28526,4*1,2)/(2008*1,5*2*0,95)=4,49. Кол-во рабочих постов n'OP равно 4.
Годовая трудоёмкость ТО и Р авто. каждого класса: T 'OP = ACTOi*tOPi*Кразм*LГ/1000 (5)
где Кразм – коэффициент корректирования удельной трудоёмкости ТО и Р в зависимости от количества постов, Кразм= 1,05. так как количество рабочих постов до 5.
Особо малый класс: T 'OP = 80*2*1,05*14000/1000=2352 чел.-ч (таблица 6).
Таблица 6. Годовая трудоемкость ТО и Р
Класс автомобилей |
Годовая трудоёмкость ТО и Р , чел.-ч. |
Особо малый класс |
2352 |
Малый класс |
16228,8 |
Средний класс |
6350,4 |
Малый класс автомобилей является наиболее трудоемким по проведению ТО и Р.
Суммарная годовая трудоёмкость ТО и Р: TOP =∑TOPi (6)
TOP = 2352+16228,8+6350,4=24931,2 чел.-ч. Распределение суммарной годовой трудоёмкости ТО и Р по видам работ и месту их выполнения приведены в таблице 7.
Таблица 7. Распределение трудоёмкости по видам работ и месту их выполнения
Виды работ |
Распред. трудоемкости ТО и Р по видам работ |
Распред. трудоёмкости ТО и Р по месту их выполнения |
||||
на постах Тпi |
на участках Тучi |
|||||
% |
чел.-ч |
% |
чел.-ч |
% |
чел.-ч |
|
Контрольно-диагностические работы |
6 |
1495,9 |
100 |
1495,9 |
- |
- |
ТО в полном объёме |
35 |
8725,9 |
100 |
8725,9 |
- |
- |
Смазочные работы |
5 |
1246,6 |
100 |
1246,6 |
- |
- |
Регулировка углов управляемых колес |
10 |
2493,1 |
100 |
2493,1 |
- |
- |
Ремонт и регулировка тормозов |
10 |
2493,1 |
100 |
2493,1 |
- |
- |
Электротехнические работы |
5 |
1246,6 |
80 |
997,2 |
20 |
199,5 |
Работы по системе питания |
5 |
1246,6 |
70 |
871,6 |
30 |
261,2 |
Аккумуляторные работы |
1 |
249,3 |
10 |
24,9 |
90 |
22,4 |
Шиномонтажные работы |
7 |
1745,2 |
30 |
523,6 |
70 |
366,5 |
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
16 |
3988,9 |
50 |
1994,5 |
50 |
997,3 |
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Окрасочные и противокор-нные работы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обойные работы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Слесарно-механические работы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Уборочно-моечные работы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Антикоррозийное покрытие авто. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
100 |
24931,2 |
|
20866,4 |
- |
1846,9 |
Годовая трудоёмкость уборочно-моечных работ: ТТО,Ру.м= ∑(Ai*nТО,Зз.у.м *tу.мi) (7)
где - количество заездов автомобилей в год на пост моечно-уборочных работ перед ТО и Р; tу.мi- удельная трудоемкость уборочно-моечных работ. При ручной шланговой мойки tу.мi принимают равной 0,5 чел.-ч. для всех классов легковых автомобилей [4,5].
ТТО,Ру.м = 80*2*0,15+480*2*0,2+160*2*0,25=296 чел.- ч.
Предварительные расчёты показали, что для полной загрузки уборочно-моечного поста мойку на этом посту будут проходить 810 сторонних автомобилей.
Годовая трудоемкость уборочно-моечных работ для сторонних автомобилей определяется по формуле: Тсам у.м = ∑ (ACTOi*LГ*tу.мi/1000) (8)
где 1000 – периодичность заезда 1 авто. на пост мойки как самостоят. вид услуги, км.
Тсам у.м = (110*14000*0,15+550*14000*0,2+150*14000*0,25/1000) = 2296 чел.-ч.
Суммарная годовая труд. уборочно-моечных работ по СТО: Ту.м = ТТО,Р у.м + Тсам у.м (9)
Ту.м = 296+2296 = 2592 чел.-ч
Годовая трудоёмкость работ по приёмке и выдаче авто.: Тп.в =∑ (ACTOi*nп.в з*tп.вi) (10)
Где, nп.в з – кол-во заездов одного авто. в год на пост приёмки и выдачи; tп.вi – труд. приёмки и выдачи 1 авто., чел.- ч. Тп.в = 80*2*0,15+480*2*0,2+160*2*0,25 = 296 чел.-ч.
Противокоррозионную обработку не производим, так как кол-во постов меньше 15.
Общий годовой объем работ: ТСТО=ТОР+Ту.м+Тп.в (11)
ТСТО=24931,2+2592+296=27819,2 чел.-ч.
· Определение трудоёмкости вспомогательных работ: На СТО выполняются вспомогат. работы, в состав которых входят работы по Р и обслуживанию ТО, содержанию инженерных сетей и коммуникации, хранение и выдача материальных ценностей и т.п.
Твсп= 0,15* ТСТО (12)
Твсп= 0,15*27819,2=4173,88 чел.-ч.
Распределение трудоёмкости вспомогательных работ в процентном соотношении от полной трудоёмкости вспомогательных работ по отдельным видам приведено в таблице 8.
Таблица 8. Распределение трудоёмкости вспомогательных работ
Виды вспомогательных работ |
Доля работ, % |
Труд., чел.ч |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования |
25 |
1043,220 |
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования |
20 |
834,576 |
Прием, хранение и выдача материальных ценностей |
20 |
834,576 |
Перегон подвижного состава |
10 |
417,288 |
Обслуживание компрессорного оборудования |
10 |
417,288 |
Уборка производственных помещений |
7 |
296,102 |
Уборка территорий |
8 |
333,830 |
· Определение количества рабочих постов: Рабочий пост - это автомобиле-место, оснащенное специальным оборудованием и предназначенное для проведения работ по ТО и Р непосредственно на автомобиле [6].
Кол-во раб. постов ТО и Р по каждому виду работ: nОРi = (ТПi*Кн.п/Фяв*С*Рпi*ηп) (13)
Где, ТПi - трудоемкость i-х работ, выполняемых на постах, чел.-ч; - коэффициент неравномерности поступлений автомобиля на пост, Кн.п =1,15; - количество рабочих на i-м посту, чел., =1,5; - коэффициент использования поста, =0,95.
nОРi=(8725,92*1,15/2008*1,5*1,5*0,95)=2,34. Кол-во раб. п. для этого вида работ =0,47.
Остальные расчеты производятся аналогично и их результаты сводятся в таблицу 9.
Таблица 9. Результаты расчета количества постов
Виды работ |
,чел.-ч |
Число рабочих постов |
|
расчетное |
принятое |
||
Техническое обслуживание в полном объеме |
8725,920 |
2,34 |
2 |
Контрольно-диагностические |
1496,872 |
0,4 |
1 |
Смазочные работы |
1246,560 |
0,33 |
|
Регулировка углов управляемых колес |
2493,120 |
0,67 |
1 |
Ремонт и регулировка тормозов |
2493,120 |
0,67 |
1 |
Электротехнические работы |
997,248 |
0,27 |
|
Работы по системе питания |
871,592 |
0,23 |
1
|
Аккумуляторные работы |
24,931 |
0,01 |
|
Шиномонтажные работы |
523,5552 |
0,14 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
1994,496 |
0,53 |
|
Итого |
20866,414 |
5,59 |
6 |
Кол-во уборочно-моечных постов: nу.м= (Ту.м*Кн.п)/(Фяв*С*Рп.у.м*ηп) (14)
где - кол-во раб. на одном посту в зоне уборочно-моечных работ, Рп.у.м = 1 чел.; Кн.п - 1,15. nу.м= (2592*1,15)/(2008*1,5*1*0,95)=1,04. Кол-во уборочно-моечных постов = 1.
Общее количество рабочих постов СТО: nр.п= nо.р+ nу.м , nр.п=6+1=7 постов.
· Определение количества вспомогательных постов: К вспомогательным постам относятся автомобиле-места, оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (приёмка и выдача автомобилей, подготовка к окраске и сушка автомобилей после окраски и мойки).
Кол-во постов приемки и выдачи автомобилей: nп.в= (Тп.в*Кн.п)/(Фяв*С*Рп.в*ηп) (15)
Где, Кн.п =1,15; = 1 чел. nп.в= (296*1,15)/(2008*1,5*1*0,95)=0,12.
При nпв менее 0,8 работы по приемке и выдаче автомобилей целесообразно выполнять на постах ТО и Р. Количество постов подготовки к окраске принимается из расчета 2..3 вспомогательных поста на один пост окраски. Принимаем 4 вспом. поста на 2 поста окраски.
· Расчёт числа автомобиле-мест ожидания и хранения: Количество автомобиле-мест ожидания автомобилей перед постановкой на посты ТО и Р определяется по формуле:
nОЖТО.Р= 0,5* nОР (16)
nОЖТО.Р= 0,5*6=3. Так как климат холодный, то автомобиле-места предусматриваются в помещении. Кол-во автомобиле-мест хранения авто., прошедших ТО и Р: nnx= 3*nОP (17)
nnx= 3*6=18. Количество автомобиле-мест стоянки автомобилей клиентов и персонала вне территории станции: n’nx= 0,8*nр.п (18)
Следовательно, n’nx= 0,8*7=5,6. Кол-во автомобиле-мест стоянки авто. клиентов и персонала вне территории равно 6. Расчёт персонала станции: РТО,Р’яв = ∑ (nОPi*Pпi) (19)
Где, nОPi - кол-во постов для проведения i-х работ; Pпi - принятое кол-во рабочих на i-м посту, чел. РТО,Р’яв = 1*2+1*1+1*1+1*1+1*1+1*1=7 чел.
Явочное кол-во рабочих в производственных участках: Ручявi = Туч/Фяв*С (21)
Ручявi =199,4496/2008*1,5=0,07 чел. Для остальных видов работ проводим аналогичные расчеты, результаты которых представлены в таблице 10.
Таблица 10. Явочное количество рабочих в производственных участках
Виды работ |
,чел. ч |
Явочное количество рабочих |
|
расчетное |
Принятое |
||
Электротехнические работы |
199,4496 |
0,07 |
1 |
Работы по системе питания |
261,14776 |
0,09 |
|
Аккумуляторные работы |
22,43808 |
0,007 |
|
Шиномонтажные работы |
366,48864 |
0,12 |
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
997,248 |
0,33 |
|
Итого |
1846,7721 |
0,62 |
1 |
Общее число явочных раб., работающих на производ. участках составляет 1 человек.
Количество вспомогательных рабочих: Рвспявi = Твспi/Фяв*С (22)
Где, - год. труд. i-х вспомогательных работ, чел. : Рвспявi=1043,22/2008*1,5=0,35.
Остальные расчеты производим аналогично и их результаты приводим в таблице 11.
Таблица 11. Количество вспомогательных рабочих
Виды вспомогательных работ |
, чел.ч |
Кол-во вспом. рабочих |
|
расчетное |
принятое |
||
Р и О технологического оборудования |
1043,220 |
0,36 |
1
|
Р и О инженерного оборудования |
834,576 |
0,28 |
|
Приём, хранение и выдача материал. ценностей |
834,576 |
0,28 |
|
Перегон подвижного состава |
417,288 |
0,14 |
|
Обслуживание компрессорного оборудования |
417,288 |
0,14 |
|
Уборка производственных помещений |
296,102 |
0,09 |
|
Уборка территорий |
333,830 |
0,11 |
|
Всего: |
4176,88 |
1,40 |
1 |
Общее количество вспомогательных рабочих составляет 1 человек.
Общее количество ремонтных рабочих: Рстояв = РТО,Ряв + Ручявi + Рвспявi (23)
Рстояв = 7+1+1=9 чел. Состав и численность инженерно-технических работников и служащих станции в зависимости от размера СТО принимают согласно таблице 12.
Таблица 12. Состав и численность административно-обслуживающего персонала
Наименование функции управления персонала |
Кол-во рабочих |
Общее руководство |
1 |
Технико-экономическое планирование, организация труда и зарплаты |
- |
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность |
1 |
Комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство |
- |
Материально-техническое снабжение |
- |
Производственно-техническая служба |
2 |
Младший обслуживающий персонал |
1 |
Итого |
5 |
Численность административно-обслуживающего персонала составляет 5 чел.
· Расчет заработной платы: [6].
Заработная плата ремонтных рабочих за год ЗПрем рассчитывается с применением повременной формы оплаты труда, руб.: ЗПрем=Вф*Тср.ч*Чрем+Пр+Впр (24)
где Вф – фактически отработанное время, ч. Вф=Др*tсм (25)
Др – число дней работы, отработанных одним рабочим за год; tсм – продолжительность смены, ч; Tч – средняя часовая тарифная ставка ремонтных рабочих, руб.; Чрем – численность ремонтных рабочих, чел.; Пр – премии, начисляемые ремонтными рабочими, руб.; Впр – прочие выплаты ремонтным рабочим, включаемые в фонд заработанной платы, руб.
Вф=305*6,67=2034,35 ч.
Рассчитаем ЗП ремонтных рабочих за фактически отработанное время без учета премий и прочих выплат: ЗПремБП=Вф*Тср.ч*Чрем (26)
ЗПремБП=2034,35*130*9=2380189,5 руб.
Премии и прочие выплаты ремонтным рабочим, включаемые в фонд заработанной платы, вычислим по формулам: Пр = 0,2*ЗПремБП (27); Впр=0,25*ЗПремБП (28)
Рассчитаем премии и прочие выплаты ремонтным рабочим: Пр = 0,2 2380189,5 = 476037,9 руб.; Впр = 0,25 2380189,5 = 595047,375 руб.
Найдем ЗП рабочих в год: ЗПрем=2380189,5+476037,9+595047,375=3451274,775
Среднемесячная ЗП рабочих предприятия: ЗПср.м=ЗПрем/Ч*12 (29)
ЗПср.м=2380189,5/9*12=22038,79 руб.
Фонд заработной платы персонала предприятия: ФЗП=ЗПрем+ЗПупр (30)
Где, ЗПупр – заработная плата управленческого персонала за год, руб.,
В данной работе для сокращения расчётов ЗП управленческого персонала ЗПупр рассчитывается в процентах от ЗП рабочих за год. Предположим ЗП управленческого персонала составляет 25% от ЗП рабочих за год, поэтому получим ЗПупр=ЗПрем*0,25 (31)
ЗПупр=3451274,775*0,25=862818,69 руб.
Среднемесячная ЗП управляющего персонала: ЗПср.упр= ЗПупр/12*Чупр, (32)
Где, Чупр – численность персонала предприятия.
ЗПср.упр= 862818,69/12*5=14380,31 руб. ФЗП=3451274,775+862818,69 = 4314093,456 руб. Фонд заработной платы составляет 4314093,465 руб. Для проверки расчётов сделаем таблицу распределения заработной платы.
Таблица 13. Распределение заработной платы
Должности: |
ЗП, р. |
Должности: |
ЗП, р. |
Должности: |
ЗП |
Директор |
50 000 |
Мойщик |
20 000 |
Слесарь ремонт. |
20 000 |
Бухгалтер |
25 000 |
Механик |
25 000 |
Слесарь ремонт. |
20 000 |
Главный инженер |
30 000 |
Электрик |
25 000 |
Слесарь электрик |
20 000 |
Пом. глав. инженера |
20 000 |
Слесарь ремонт. |
20 000 |
Слесарь электрик |
20 000 |
Охранник |
25 000 |
Слесарь ремонт. |
20 000 |
Итого: |
340 000 |
Вывод: Исходя из результатов таблицы 13 ФЗП = 4 080 000 руб. Это меньше на 234093,465 руб. рассчитанной ФЗП, из этого следует, что выручку можно потратить на премии сотрудникам, стимулирование сотрудников.