Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN LIFE CLASSIFIED LESSONS, AS A METHOD OF FORMING THE OBJECTIVE RESULTS IN TEACHERS

Khapalova E.A. 1 Chichinina S.V. 1
1 The Khakass state university of N. F. Katanov
The article discusses innovative pedagogical technologies at the lessons of life safety basics, contributing to the formation of substantive results in students of grade 11 of the TESinskaya Secondary School No. 10. It has been shown that recently the secondary school has been asked to use innovative educational technologies in the educational process schoolchildren. Modern society is interested in graduates with developed cognitive needs, aimed not only at self-development, but also at self-realization, able to operate with the knowledge gained, navigate in the modern information space, adequately assess themselves and their achievements. For the formation of such qualities among graduates of secondary schools it is necessary to use innovative pedagogical technologies for the formation of subject results that underlie the training. Diagnostics of 11th grade students was carried out to determine the formation of subject results using testing. It is revealed that the mastery of the material by students in grade 11 on the subject of life safety is at a basic level. Also proposed is a model of the possibility of using innovative pedagogical technologies in the life cycle lessons, which allows students to develop universal learning activities, such as personal, regulatory, cognitive, and communicative, thereby enhancing the subject results.
education
subject results
innovative educational technologies
technology
students

В последние время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных педагогических технологий в средней школе, а именно применение в образовательном процессе новых форм и методов преподавания, освоение новых подходов к процессу обучения.

На сегодняшний день общество заинтересовано именно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Вот именно для подготовки таких выпускников учителям в школах необходимо использовать в обучении инновационные педагогические технологии.

Для этого всего лишь необходимо превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и, в связи с этим актуальным вопросом в образовании, в последние годы, является применение инновационных педагогических технологий в образовательном процессе [1].

Инновационные педагогические технологии предлагают модели построения именно такого учебного процесса, в котором на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит  другим процессам  личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

В современном обществе, которое стремительно развивается во всех областях, требуется от человека не только умение быстро адаптироваться к новым условиям жизни, но и находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, быть коммуникабельным и толерантным, прийти на помощь людям в различных чрезвычайных ситуациях.

Как отмечают многие ученые, небывалые социальные изменения в современном обществе заставили по-новому взглянуть на процесс формирования нужных качеств человека с учетом более полной передачи ему всего накопленного опыта и воспитания у него высоких моральных качеств [2].

Мерой качества педагогической системы управления качеством образования в условиях модернизации является ее эффективность. Понятие «эффективности» вошло в отечественную педагогическую науку и образовательную практику из других отраслей науки и производства (лат. effec-tivus - производительный) и уже в тридцатые годы перед системой образования были постановлены задачи повышения ее эффективности. Эффективность рассматривают как обобщенную философскую категорию, главным понятием которой является именно соотнесение достигнутых результатов с ожидаемыми (прогнозируемыми) целями [2].

Проблема педагогической эффективности образовательного процесса, «ставшая уже тривиальной», по мнению В.М. Блинова, приобрела новую актуальность в связи с развитием личностно-ориентированной педагогики и новыми взглядами на качество образования. Помимо этого, освоение инновационных педагогических технологий, ставящее своей целью приближение к предельно возможной эффективности «в данных условиях и с данным составом обучающихся», нуждается в определении критериев педагогической эффективности в новых условиях образовательной деятельности [3].

Как известно требования к современной личности изменились, государству требуются  грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Для формирования указанных требований необходимо сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться», в этом и будет состоять  эффективность образовательного процесса и только тогда можно будет говорить о его качестве [4].

Инновационные педагогические технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий позволит устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения, что немало важно при изучении предмета ОБЖ. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Все многообразие инновационных педагогических технологий может быть классифицировано по разным признакам. Деление технологий на группы является относительно условным, поскольку каждая конкретная технология, представляя сложное и многомерное явление, может быть охарактеризована с разных точек зрения и с учетом различных критериев.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу можно сказать, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество инновационных педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных, которые являются основными способами формирования предметных результатов. Нельзя сказать, что какая – то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу, согласно учебного расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся, что так же является положительным условием в достижении поставленной цели, а также для возможности формирования предметных результатов на уроках ОБЖ.

Таким образом, для формирования вышеперечисленных качеств у учащихся, которые потом станут непосредственной частью большого всесторонне-развитого общества, нужно дать необходимый набор знаний, умений, навыков и качеств, позволяющих личности уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, а помогут в этом новые образовательные технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ), так как именно на уроках ОБЖ формируется ряд универсальных учебных действий, помогающих обучающимся адаптировать в различных жизненных ситуациях.

В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является выявление возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ для формирований предметных результатов у обучающихся 11 классов.

Объектом исследования статьи является процесс формирования предметных результатов при помощи инновационных педагогических технологий. В работе использовались такие методы исследования как теоретические (анализ) и эмпирические (наблюдение, сравнение, тестирование).

Базой данного исследования явилось МБОУ Тесинская СОШ № 10.

Для определения сформированости предметных результатов по предмету ОБЖ было проведено итоговое тестирование у обучающихся 11 класса МБОУ Тесинская СОШ № 10 в количестве 15 человек, из них 6 мальчиков и 9 девочек.

Тест был взят из промежуточной аттестация для 11 класса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и адаптирован под тестируемый класс. Содержание экзаменационной работы определялось на основе следующих документов: программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А.), под. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012г. и учебно-методического комплекта, включающего: академический школьный учебник для общеобразовательных учреждений (ОБЖ, 11 класс автор Смирнов А.Т., Хренников Б.О.; Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, изд-во – М.: Просвещение, 2012 г.) [5,6].

Работа включала в себя задания, ориентированные на проверку усвоения содержания всех ведущих блоков курса «Основ безопасности жизнедеятельности». Задания охватили темы следующих разделов: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», Основы безопасности личности, общества и государства (Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Обеспечение военной безопасности государства (Основы обороны государства. Основы военной службы).

Тест состоял из 17 вопросов, направленных на проверку знаний различных фактов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требовалось сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов. Один вопрос на составление алгоритма действий, а последние задания – ситуационная задача.

На выполнение теста учащимся было дано 30 минут, так как остальное время от урока, 15 минут, они отвечали устно на вопросы учителя.

Совместно с учителем были разработаны критерии оценивания. Всего за тест – 17 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл: 17-16 баллов - 90-100% верных ответов – «5»; 15-13 баллов -70-89% верных ответов – «4»; 9-12 баллов -50-69% верных ответов – «3»; менее 9 баллов – менее 50% верных ответов – «2».

По результатам тестирования большая часть класса (46,1%) ответила на оценку «3». Данный процент указывает, что усвоение материала обучающимися 11 класса по предмету ОБЖ находится на базовом уровне, т.к. преимущественно они продемонстрировали знания в рамках диапазона основного учебного материала и смогли их применить большей частью в знакомых ситуациях.

Поэтому в дальнейшем при обучении нужно уделить особое внимание формированию и развитию учебных действий, планированию, контролю учебной деятельности, поиску разных решений учебной задачи, использованию информации при помощи именно инновационных педагогических технологий.

Для того чтобы сформировать предметные результаты у обучающихся 11 класса нами

была разработана модель возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ.

В МБОУ Тесинская СОШ № 10 календарно-тематический план по ОБЖ для 11 класса разработан на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы —  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев). Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность.

Модель разработана на весь учебный год и содержит в себе следующие графы: тема урока, вид инновационной педагогической технологии, либо технологий, которые будут применяться на данном уроке и деятельность учащихся.

Модель содержит разработку для 31 урока.

На изучение вопросов, касающихся здорового образа жизни, предложены такие инновационные технологии, как технология критического мышления, проектная технология. На уроке «Правила личной гигиены и здоровья» с использованием технологии критического мышления учащиеся актуализируют имеющиеся знания и представления о правилах личной гигиены и здоровья, из личного опыта формируют личный интерес, определяют цели рассмотрения той или иной темы. Применение проектной технологии на уроке по теме «Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики» способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности. Учащиеся определяют проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для детей их возраста. Изучают новую информацию и создают листовки по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим лучше изучать с помощью кейс-технологии. Кейсовая технология обучения – это обучение действием, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Учащимся выдаются кейсы, в которых находятся сведения о наличии той или иной травмы, ситуация при которой получена та или иная травма. Далее учащиеся, используя свои знания, ставят задачи и определяют комплекс мероприятий.

Изучение тем раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность» лучше осуществлять через технологию проблемного обучения, которая предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по вопросам обязательной и добровольной подготовке граждан к военной службе, призыва на военную службу, времени и организации призыва, прохождения военной службы. Таким образом у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

В таблице 1 представлен фрагмент разработанной Модели возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ для формирования предметных результатов у обучающихся 11 класса МБОУ Тесинская СОШ  № 10 по разделу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Таблица 1.

Модель возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ для обучающихся 11 класса

Тема урока

Вид инновационной технологии

Деятельность учащихся

Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Правила личной гигиены и здоровья

Технология критического мышления

Учащиеся на уроке актуализируют имеющиеся знания и представления о правилах личной гигиены и здоровья, из личного опыта формируют личный интерес, определяют цели рассмотрения той или иной темы. На этапе осмысления, при изучении пункта 1.1. учебника и на основе полученных знаний формируют новую позицию.

Нравственность и здоровье.

Формирование правильного взаимоотношения полов

Традиционная технология

Учащиеся слушают лекцию учителя и конспектируют пункт 1.2. учебника.

Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

 

Проектная технология

Учащиеся определяют  проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для детей их возраста.  Изучают новую информацию самостоятельно или же с помощью учителя. Так как метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности, результатом деятельности обучающихся будет создание листовок по мерам профилактики болезням, передаваемым половым путем.

СПИД

Информационно – коммуникационная технология + проектная деятельность

Учащиеся создают презентации, видео ряды о заболевании в целом и о профилактики СПИДА, разрабатывают листовки о профилактики СПИДА

Профилактика СПИДа

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Технология проблемного обучения

Учащиеся получают вопросы по законодательству РФ о семье. С помощью проблемных вопросов учащиеся активно ищут ответы, основываясь на требования законодательства.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Кейс – технология

 

Учащимся выдаются кейсы, в которых находятся сведения о наличии той или иной травмы, ситуация при которой получена та или иная травма. Далее учащиеся, используя свои знания, ставят задачи и определяют комплекс мероприятий. Итогом является умение оказывать первую медицинскую помощь определенным травмам, с помощью учителя

 

Данная модель применения инновационных педагогических технологий на протяжении всего курса изучения ОБЖ в 11 классе должна повысить усвоение материала обучающимися по предмету ОБЖ с базового уровня на более высокий уровень, так как основой Федерального государственного образовательного стандарта является именно системно-деятельностный подход в обучении. Поэтому применение инновационных педагогических технологий деятельностного типа позволит учащимся развить универсальные учебные действия, такие как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Тем самым повысятся предметные результаты.