Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TECHNICAL INSPECTION ON THE LINE OF CONTROL THE TECHNICAL CONDITION OF VEHICLES

Borovikov A.V. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
In this article, the author tells about technical inspection on the line of control of technical condition of cars. During operation, the working properties of the car gradually deteriorate due to wear and tear of parts, as well as corrosion and fatigue of the material from which they are made and as a result, the car ceases to meet the mandatory safety requirements. To allow vehicles to participate in road traffic, a technical inspection is carried out on the technical control line. The author says that there is a LTK - line of technical control and gives their classification, the principle of operation. More details on the example of the line of technical control LTK-3L-SP-11. In addition, the author reveals the design of the LTK and gives clearly as drawings: the layout of the equipment line in the working position without the observation ditch and lift, the layout of the equipment line in the working position with the observation ditch, the layout of the equipment line in the working position with the lift P178. The table describes in detail the main technical parameters of the line LTK-3L-SP-11. The author mentions the operation of LTK-3L-SP-11, describes in detail the process of work and maintenance of LTK-3L-SP-11.
technical inspection
technical control lines
ltk
ltk-3l-sp-11
technical condition of cars

Рабочие свойства автомобиля в процессе эксплуатации постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В результате в автомобиле начинают появляются отказы и неисправности и в конечном итоге автомобиль перестаёт соответствовать обязательным требованиям безопасности. Для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении проводят технический осмотр на линии технического контроля [1,2,3].

ЛТК – это линии технического контроля. ЛТК комплектуются всем необходимым сертификатами качества, оборудованием и всей разрешительной документацией для работы как на территории России, так и стран ближнего зарубежья. Принцип работы ЛТК заключается в последовательном сборе и программной обработке результатов измерений и визуального контроля технического состояния автомобиля при помощи измерительных приборов и оборудования, входящих в линию инструментального контроля. Результаты измерений и визуального контроля фиксируются автоматически и в вручную, также обеспечивается заполнение и распечатка диагностической карты установленного образца. ЛТК включают в себя полный комплект обязательных средств технического диагностирования. Пример ЛТК: Линия технического контроля ЛТК-3Л-СП-11.

ЛТК классифицируются по: [4].

По конструктивному исполнению выделяют:

· Передвижные ЛТК;

· Станционарные ЛТК;

По нагрузке на ось:

· до 3 тонн;

· от 3 до 10 тонн;

· от 10 до 13 тонн.

Подробная классификация приведена в таблице 1

Таблица 1. Классификация ЛТК

Линия технического контроля

Передвижные линии технического контроля

Станционарные линии технического контроля

Контейнерного типа

С офисом и напольной установкой блока роликов

Установка блока роликов в фундамент

Без офиса с напольной установкой блока роликов

Нагрузка на ось

Нагрузка на ось

Нагрузка на ось

Нагрузка на ось

10т

13т

10т

13т

10т

13т

10т

13т

ЛТК -3Л-СП-17

ЛТК-10УП-СП-17

ЛТК-13УП-СП-17

ЛТК-3Л-СП-16

ЛТК-10У-СП-16

ЛТК-13У-СП-16

ЛТК-3Л-СП-11

ЛТК-10У-СП-11

ЛТК-13У-СП-11

ЛТК-3Л-СП-14

ЛТК-10У-СП-14

ЛТК-13У-СП-14

 

Основу линий составляют тормозной стенд СТС-4-СП-11 или СТС-4-СП-12П и комплект ПК, устанавливаемый в стойку приборную стенда. Конструкция линии зависит от габаритных размеров измерительного оборудования и соединительных кабелей, входящих в комплект поставки линии. Предлагаемые планировки размещения оборудования линии в рабочем положении приведены на рисунках 1,2 и 3. Данные планировки не являются строительными чертежами и имеют цель информировать заказчика о вариантах размещения и установки комплектующих изделий, входящих в линию. Выбор планировки размещения оборудования зависит от наличия или отсутствия смотровой канавы и подъемника в помещении, где будет расположена линия: [4,5].

Рис.1. Планировка размещения оборудования линии в рабочем положении без смотровой канавы и подъемника: 1- устройство опорное Стенд Тормозной Силовой; 2 – стойка приборная СТС; 3 – шкаф силовой СТС; 4 – прибор проверки фар; 5 – стойка приборная СП-4; 6 – измеритель люфта; 7 – прибор проверки прозрачности стекол; 8 – штангенциркуль; 9 – стойка приборная СП-3; 10 – газоанализатор; 11 – измеритель дымности; 13 – тестер подвески; 14 – тестер увода

Рис.2.Планировка размещения оборудования линии в рабочем положении со смотровой канавой: 1 - устройство опорное Стенд Тормозной Силовой; 2 – стойка приборная СТС; 3 – шкаф силовой СТС; 4 – прибор проверки фар; 5 – стойка приборная СП-4; 6 – измеритель люфта; 7 – прибор проверки прозрачности стекол; 8 – штангенциркуль; 9 – стойка приборная СП-3; 10 – газоанализатор; 11 – измеритель дымности; 12 – смотровая канава; 13 – тестер подвески; 14 – тестер увода.

Рис.3.Планировка размещения оборудования линии в рабочем положении с подъемником П178: 1 - устройство опорное Стенд Тормозной Силовой; 2 – стойка приборная СТС; 3 – шкаф силовой СТС; 4 – прибор проверки фар; 5 – стойка приборная СП-4; 6 – измеритель люфта; 7 – прибор проверки прозрачности стекол; 8 – штангенциркуль; 9 – стойка приборная СП-3; 10 – газоанализатор; 11 – измеритель дымности; 12 – подъемник; 13 – тестер подвески; 14 – тестер увода.

Если смотровая канава или подъемник уже есть, то допускается размещение оборудование согласно с рисунком 1. При отсутствии подъемника план размещения оборудования должен соответствовать рисунку 2. Если в комплект поставки линии входит подъемник П178, то оборудование располагается в соответствии с рисунком 3. Рекомендуется располагать подъемник не менее чем в четырех метрах от опорного устройства СТС.

Перед СТС с опорным устройством 1 (рисунок 1) (в полнокомплектном стенде с тестером подвески 13 и тестером увода 14 (рисунок 3) расположена стойка приборная 9, которая предназначена для размещения на ней газоанализатора 10 и дымомера 11. После опорного устройства СТС расположены силовой шкаф стенда 3, стойка управления СТС 2, стойка приборная 5, прибор проверки фар 4 и смотровая канава или подъемник 12. Стойка приборная 5 предназначена для размещения на ней прибора для измерения люфта рулевого управления 6, прибора для проверки светопропускания стекол 7 и штангенциркуля 8.

Смотровая канава или подъемник предназначены для визуального осмотра деталей рулевого управления, герметичности гидравлического тормозного привода и системы выпуска отработавших газов АТС [4,5].

Программный продукт RUS.ГАРО.00001 содержит программы линии и электронные копии эксплуатационных текстовых документов, входящих в комплект поставки.

Программный комплекс включает в себя следующие основные программы:

· Рабочую программу «ЛТК»;

· Сервисную программу «Конвертор БД ЛТК»;

· Программу установок «Конфигуратор СТС»;

· Сервисную программу.

Рабочая программа «ЛТК» предназначена для управления работой линии при её использовании по назначению. Сервисная программа «Конвертор БД ЛТК» предназначена для обслуживания рабочей программы «ЛТК». Сервисная программа «Конфигуратор СТС» предназначена для установки параметров, обеспечивающих работу тормозного стенда, входящего в комплект поставки линии, в соответствии с его основными техническими данными и характеристиками. Сервисная программа предназначена для контроля работоспособности, регулирования и настройки датчиков тормозного стенда, входящего в комплект поставки линии, для поверки его метрологических характеристик и предоставляет все необходимые для этого возможности [4,5].

Основные технические параметры линии ЛТК-3Л-СП-11 приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные технические параметры

Характеристики проверяемых автомобилей:

максимальная нагрузка на ось, кг

3.000

диаметр колес (по шине), мм

520-790

количество осей, не более

10

Расстояние между внутренними/наружными торцами роликов тормозного стенда, мм

800/2.200

Питание линии от трехфазной сети переменного тока:

напряжением, В

380±10%

частотой, Гц

50±1%

Установленная мощность электрооборудования ЛТК-3Л-СП-11, кВт, не более

8

Масса ЛТК-3Л-СП-11 нетто, кг, не более

900

Масса ЛТК-3Л-СП-11 брутто, кг, не более

1100

 

Эксплуатация ЛТК-3Л-СП-11: [5]

Работу на линии обычно осуществляют два человека: эксперт по контролю технического состояния АТС и оператор.

Контролю подвергают АТС в снаряженном состоянии, допускается проведение испытаний при частичной и полной загрузке автомобиля, если нагрузка на ось не превышает 3000 кг (при проверке подвески – 2000 кг).

Шины АТС, проходящего контроль, должны быть чистыми и сухими, давление в шинах должно быть равномерным и иметь значение не менее среднего, тормозные колодки просушены, двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры и отсоединен от трансмиссии после каждого проезда до диагностируемой оси, приводы дополнительных мостов отключены, а межосевые дифференциалы разблокированы.

Описание процесса работы: При включении компьютера начинается процесс самотестирования, а затем (после появления сообщения “Starting Windows’..”) загружается операционная система. Практически сразу на экране появляется главное окно программы линии после чего устанавливается проверяемое АТС на исходную позицию перед тормозным стендом. Оператор выбирает команду «Новый осмотр» или «Открыть осмотр», а затем вводит регистрационный номер в окне запроса регистрационного номера АТС или выбирает АТС из базы данных транспортных средств. Визуальным осмотром проверяется наличие и целостность ветровых стекол АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя. Проверяется наличие и работоспособность предусмотренных конструкцией АТС противосолнечных козырьков, а также наличие на АТС спидометра и счетчика пройденного пути, и их техническое состояние. Тахографы должны быть метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы. Детали подвески и карданной передачи не должны иметь ослабления момента затяжки. Регуляторы уровня подвески должны быть работоспособны и соответствовать требованиям, предусмотренным конструкцией АТС. Также путём приведения в действие проверяется работоспособность всех дверей АТС. Затем проверяется наличие и работоспособность замков, запоров, противоугонных устройств, предусмотренных конструкцией АТС, а также работоспособность устройств обогрева и обдува стекол АТС, аварийную сигнализацию и аварийные устройства на работоспособность и соответствие требованиям, предусмотренным конструкцией АТС. Визуальным осмотром проверяется наличие знака аварийной остановки, оснащения и крепления медицинской аптечки, огнетушителя, ремней безопасности, отсутствие видимых надрывов на лямке, работоспособность замыкающих устройств ремней безопасности. При наличии инерционных катушек проверяется:

· легкость вытягивания и втягивания лямки в катушку;

· блокировка лямки в катушке при её резком вытягивании;

· соответствие качества, мест установки и крепления регистрационных знаков;

· АТС на уровень шума;

· двигатель;

· герметичность гидроприводов и состояние деталей тормозной системы;

· стеклоочистители и стеклоомыватели;

· шины и колеса;

· рулевое управление и состояние фар.

Прибором Шумомер, входящим в комплект поставки линии по заказу потребителя, измеряется уровень шума. Уровень шума не должен превышать значений, указанных изготовителем АТС не более чем на 5 дБА. Проверяется герметичность топливной системы и работоспособность пробок топливных баков. Для газобаллонных АТС герметичность газовой системы питания течеискателем газа в соответствии с указаниями эксплуатационной документации на него или путем «обмыливания» мест соединений.

У бензиновых и газобаллонных АТС измеряется содержание СО и СН в соответствии с инструкциями, выдаваемыми программой с учетом указаний эксплуатационной документации на газоанализатор, входящий в комплект поставки линии. Проверяется герметичность гидроприводов и состояние деталей тормозной системы. Также проверяется наличие стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла. В окне ввода результатов осмотра АТС выбирается группа параметров «Колеса и шины».

Визуальным осмотром убеждаются в отсутствии:

· местных повреждений шин (пробоев, порезов, разрывов), обнажающих корд;

· расслоение каркаса;

· отслоения протектора и боковины.

Высота рисунка протектора шин должна быть не менее 1,6 мм, а для зимних шин, а также шин, маркированных знаком "M+S" - 4,0 мм.

При ручном вводе параметров необходимо придерживаться методики измерений, представленной в ГОСТ Р 52033-2003, ГОСТ Р 17.2.2.06-99 или ГОСТ Р 52160-2003 соответственно.

У АТС с дизельными двигателями измеряется коэффициент поглощения света в соответствии с инструкциями, выдаваемыми программой с учетом указаний эксплуатационной документации на дымомер, входящий в комплект поставки линии.

Коэффициент поглощения света дизельных двигателей не должен превышать в режиме свободного ускорения 2,5 м-1 для двигателей с наддувом.

Результаты измерений выводятся в заключении о техническом состоянии АТС, отмечаются в диагностической карте и запоминаются в базе данных.

Результат проверки всего АТС выводится на печать в «Заключении о техническом состоянии транспортного средства» и в «Диагностической карте транспортного средства», в которой пункт «Заключение государственного инспектора безопасности дорожного движения» заполняется инспектором ГАИ после распечатки диагностической карты.

При новом осмотре в окне ввода параметров АТС нажимается кнопка «Модель» и выбирается из базы данных марка и модель АТС.

Техническое обслуживание ЛТК-3Л-СП-11: [6]

К техническому обслуживанию линии допускается персонал, изучивший настоящее РЭ и прилагаемую эксплуатационную документацию и имеющий квалификационную группу по технике безопасности не ниже третьей. При техническом обслуживании необходимо соблюдать меры безопасности. Техническое обслуживание линии складывается из технического обслуживания составных частей и включает в себя обслуживание:

· Тормозного стенда;

· Приборов, входящих в комплект поставки линии.

В процессе эксплуатации и по окончании работы линию следует содержать в чистоте. Особое внимание уделяется очистке опорных устройств тормозного стенда.

На основе всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: Линии контроля технического состояния автомобилей необходимы для проверки технического состояния транспортных средств в том числе их частей и элементов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за её пределами.