Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TECHNICAL AND ECONOMIC ANALYSIS OF STEEL CONSUMPTION IN THREE CONSTRUCTIVE HANGAR VARIANTS FOR TWO AIRBUS A380 AIRCRAFT

Evchenko S.V. 1 Ivanova O.B. 1
1 Nizhny Novgorod state University of architecture and construction
Airplanes every year becomes more and more. They need hangars for security, repair and maintenance. The basis of the frame is sixteen transverse frames with a span of 92 m. The length of the hangar is 168 m. And the width is 92 m. The span is large enough therefore for economic expediency it is used as a supporting structure - frame of variable section, welded. Mark the bottom of the frame design + 30,500. In the cross section of the frame is welded I-beam. Shelves and walls of I-beams are variable. The mating of the hangar columns with the bolt was taken tough. And to the foundation, the frame is fastened on bolts through a base plate, thus, the place of fastening of the frame is a hinge. Frames are arranged for the PR-16.5 lattice girders for the series 1.462.3-17 / 85 with a step of 3.5 m and a span of 12 m. In version 1, a frame of variable cross-section made of C245 steel will be used; in version 2, a crossbar of a frame of C345 steel and a rack of C245 will be used. And in version 3, the entire frame structure will be made of steel C345.
aircraft hangars
structural systems
steel consumption
frame construction

Введение: «На сегодняшний день большепролетные рамные конструкции переменного сечения относятся к категории металлоконструкционных материалов достаточно широко и активно применяемых в различных зданиях и сооружениях: ангарах для самолетов, зрелищных и спортивных сооружениях, технологических зданиях и др.»[1]

Цель: Произвести технико-экономический анализ трех конструктивных вариантов выполнения ангара для двух самолетов, по расходу стали, для выявления наилучшего варианта конструктивной схемы.

Рисунок 1. Рама переменного сечения

При проектировании ангара используется рама переменного сечения (рис.1):

· 1 вариант Рама переменного сечения, выполненная из стали С245 (стенка и полки двутавра переменны)

· 2 Вариант: Ригель рамы переменного сечения, выполнен из стали С345 (стенка и полки двутавра переменны), а стойка рамы переменного сечения выполнена из стали С245 (стенка и полки двутавра переменны).

· 3 Вариант: Рама переменного сечения, выполненная из стали С345 (стенка и полки двутавра переменны)

Статический расчет выполнен в программном комплексе «SCAD», основанном на методе конечного элемента, что вносит в него свои особенности. Расчету подлежит конструкция каркаса, состоящая из двутавровых рам переменной жесткости. SCAD не обладает возможность задания таких сечений. Для выполнения расчета, используется метод разбиения элемента на более мелкие части постоянной жесткости.

Рисунок 2. Действующие нагрузки на рамную конструкцию

Определяются действующие виды нагрузок на здание согласно [2]: постоянные: собственный вес конструкции, нагрузка от веса покрытия; кратковременные: ветровая и снеговая нагрузки; крановые нагрузки: давление крана, торможение крана.

Задаются вычисленные нагрузки(рис.1) на раму в программный комплекс «SCAD» и производится линейный расчет. Тем самым становятся известны действующие расчетные сочетания усилий в каждом конечном элементе конструкции (табл.1).

Таблица 1.

Расчетные сочетания усилий

Стойка

N

Mx

My

сеч1

-1520,01

0

625,198

0

-0,847

-1516,44

0

626,438

0

-0,847

сеч2

-1490,63

4351,101

616,739

5,93

-0,847

-1468,67

6653,64

617,98

5,93

-0,847

сеч3

-1445,87

7719,06

607,535

-10,589

0,847

-1439,164

7734,18

608,874

-10,589

0,847

сеч4

-1418,06

10434,384

599,049

14,401

-0,847

-1414,485

101455,463

600,289

14,401

-0,847

сеч5

-1362,26

13991,967

586,922

19,484

-0,847

-1359,729

15190,145

587,162

19,484

-0,847

Ригель

N

Mx

Qy

My

Qx

сеч6

-860,39

-13409,145

-1155,87

-7,105

8,562

-853,131

-13631,873

-1157,409

-7,105

8,562

сеч7

-839,095

-8639,314

-980,752

1,413

-1,76

-821,208

-8862,34

-983,32

1,413

-1,76

сеч8

-803,029

-2758,43

-831,704

0,93

0,727

-681,530

-3198,29

-732,22

0,93

-0,727

сеч9

-780,37

3649,27

-744,159

-1,563

-0,923

-750,531

5518,213

707,838

-1,563

0,923

сеч10

-721,395

5334,18

-557,55

0,947

-0,935

-704,029

8037,711

506,067

0,947

0,935

сеч11

-657,334

10366,59

262,02

0,834

1,036

-644,837

11012,8

222,348

0,834

1,036

сеч12

-618,572

11686,566

-163,549

4,137

-1,483

-605,572

11977,28

117,046

4,137

-1,483

сеч13

-570,644

11496,17

-65,47

-26,674

14,194

-564,391

11678,09

-82,98

-26,674

14,194

 

Рамная конструкция разделена на отправочные марки. (рис.3) Сечения располагаются по границам и в середине каждой отправочной марки[3]. Первое сечение – на обрезе фундамента, последнее в коньке рамы.

Рисунок 3. Отправочные марки рамной конструкции

Расчёт элементов выполняется согласно СП [4]. Сечения подбираются исходя из полученных усилий при центральном сжатии и при действии продольной силы с изгибом.

Расчёт на устойчивость элементов сплошного сечения при центральном сжатии силой N и удовлетворяющих требованиям 7.1 [4, с.10], следует выполнять по формуле:

, (1)

где: N – усилие в элементе, кН;

γс =1- коэффициент условий работы, принимается согласно [3];

- коэффициент устойчивости при центральном сжатии.

А – площадь поперечного сечения стержня;

- расчётное сопротивление стали;

Расчёт на устойчивость стержней следует выполнять с учетом требований 7.3.2 При определении гибкости стержней радиус инерции сечения и расчетную длину следует принимать согласно требованиям 10.3.1 и 10.3.3[4, с.51].

Расчёт на прочность элементов сплошного сечения при действии продольной силы с изгибом. следует выполнять по формуле:

(2)

где: - абсолютные значения изгибающего момента при наиболее неблагоприятном сочетании, кНм;

- момент сопротивления сечения относительно оси х.

Затем подобранные сечения задаются в «SCAD». Снова производится линейный расчет, и т.к. полученные новые усилия отличаются меньше чем на 30%, от предыдущих. То уточненный подбор сечений рамной конструкции, не производится. [5]

Рассчитав вес каждой отправочной марки, для 1 варианта выполнения рамной конструкции расход стали составил: 70952 кг. (табл.2). Для 2 варианта: 65257 кг. (табл.3). И для 3 варианта: 60497 кг. (табл.4).

Таблица 2.

Ведомость отправочных элементов 1 варианта рамы

Отправочная марка

Кол. шт.

Масса, кг

Примечание

шт.

общ.

Ст1

2

4945

9890

Без учета деталей крепления связей

Ст2

2

7492

14984

Без учета деталей крепления связей

Р1

2

8116

16232

Без учета деталей крепления связей

Р2

2

4820

9640

Без учета деталей крепления связей

Р3

2

6784

13568

Без учета деталей крепления связей

Р4

1

6638

6638

Без учета деталей крепления связей

Общая масса рамной конструкции, кг

70952

 

 

Таблица 3.

Ведомость отправочных элементов 2 варианта рамы

Отправочная марка

Кол. шт.

Масса, кг

Примечание

шт.

общ.

Ст1

2

4945

9890

Без учета деталей крепления связей

Ст2

2

7492

14984

Без учета деталей крепления связей

Р1

2

6606

13212

Без учета деталей крепления связей

Р2

2

4319

8638

Без учета деталей крепления связей

Р3

2

5991

11982

Без учета деталей крепления связей

Р4

1

6551

6551

Без учета деталей крепления связей

Общая масса рамной конструкции, кг

65257

 

 

Таблица 4.

Ведомость отправочных элементов 3 варианта рамы

Отправочная марка

Кол. шт.

Масса, кг

Примечание

шт.

общ.

Ст1

2

4500

9000

Без учета деталей крепления связей

Ст2

2

5557

11114

Без учета деталей крепления связей

Р1

2

6606

13212

Без учета деталей крепления связей

Р2

2

4319

8638

Без учета деталей крепления связей

Р3

2

5991

11982

Без учета деталей крепления связей

Р4

1

6551

6551

Без учета деталей крепления связей

Общая масса рамной конструкции, кг

60497

 

 

Вывод: Сравнив три рассмотренных варианта, наименьший расход стали имеет 3 вариант выполнения рамной конструкции, т.е. можно сказать что рационально использовать сталь С345 чтобы сделать процесс изготовления менее затратным.