Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF THE MARKET STRUCTURE OF PRINTING SERVICES

Batova T.N. 1 Vladimirova A.S. 1
1 ITMO University
This article is devoted to the analysis of the structure of the market of printing services, which tends to grow steadily. Such an industry as printing, has passed a difficult path of development, from the birth of printing in China in the second century ad to the present day. The printing market is changing, gradually adapting to the new needs of society, as printing products are closely related to the activities of enterprises in many industrial sectors. Analysis of the structure of the market of printing services by type of printed products showed that the largest share of the market today is the production of Newspapers, and the production of books and magazines is decreasing every year. For several years, every year an increasing share of the market is the production of printed products for industrial purposes, which includes the production of various types of labels, tea labels, tickets. The leader in the production of printed products for industrial purposes in Russia is Moscow – here is the largest number of enterprises producing this type of product. The reasons for the increase in the production of printed products for industrial purposes in recent years are: an increase in the pace of industrial production in our country, import substitution of goods in many industries and an increase in the production of domestic products and goods. In assessing the development of the printing industry is very important indicator such as the cost of raw materials needed for the production of printed products. In recent years, commodity prices have increased significantly. The reasons for the hanging prices for raw materials have not yet been determined.
printing
market
products for industrial purposes.

Полиграфия – это отрасль промышленности, занимающаяся изготовлением печатной продукции: книжно-журнальной, деловой, газетной и продукции производственно – технического назначения. В полиграфии, как и в любой другой производственной сфере, объем предложения определенного товара определяется величиной спроса на него. Поэтому объем выпуска печатной продукции меняется, переориентируясь от печати массовых тиражей к изготовлению индивидуальной печатной продукции.

На сегодняшний день, отрасль полиграфических услуг является широко развитой. За последние 10 лет она усовершенствовала новые виды и способы печати. Сегодняшняя полиграфия существенно отличается от той, которая только зарождалась во времена СССР. Она перешла на новый шестой технологический уклад, а это значит, что она стала более современной, инновационной, и, как следствие из этого, более затратной.

Емкость российского рынка печатной продукции за 2016 год, согласно данным официального сайта Росстата, составила 50 миллиардов листов оттисков. Большую долю рынка занимают газеты, на них приходится в среднем 24,1 млрд листов оттисков. Далее идет печатная продукция производственно – технического назначения. К данному типу печатной продукции относятся различные виды этикеток и упаковок. 11,5 миллиардов листов оттисков составляет прочая печатная продукция – это календари, различного вида небольшие брошюрки, марки, печатные чековые книжки. Журналы и книги занимают последние позиции в структуре полиграфического рынка, соответственно, 5,9 и 4,8 миллиарда листов оттисков (рис 1) [1].

Рис.1. Структура полиграфического рынка по видам продукции за 2016 год, млрд. листов оттисков

Представим данную диаграмму в процентном соотношении: 41% от всей изготавливаемой печатной продукции приходится на выпуск газет, 21% на печатную продукцию производственно-технического назначения, 20% на прочую печатную продукцию. На печать книг и журналов приходятся самые наименьшие показатели – 10% и 8% (рис.2).

Рис.2. Структура полиграфического рынка по видам продукции, %

Основным показателем, характеризующим эффективность работы полиграфических предприятий, является общий годовой оборот полиграфической отрасли. Вся информация и все данные об объемах производства полиграфических предприятий основываются на данных органов государственной статистики по коду ОКВЭД 22.2 – «Полиграфическая деятельности и предоставление услуг в этой отрасли». По данным за 2016 год, полученных с помощью экспертных оценок, различных аналитических расчетов с использованием методики определения емкости рынка, общий годовой оборот составил 250 миллиардов рублей. Если сравнить этот показатель с объемами полиграфического производства в развитых странах, то он будет ничтожно мал. Например, в Соединенных Штатах Америки данный показатель равен 160 млрд. долларов, в Европе – 90 млрд. долларов, в Китае – 60 млрд. долларов [5].

Однако, небольшой объем производства полиграфической отрасли в нашей стране не снижает экономическую и социально – политическую значимость полиграфического продукции. Экономика каждой страны, рынки продукции и услуг развиваются индивидуально, исходя из особенной внутренней и внешней среды, с ориентацией на спрос покупателей. Спрос на журналы и книги постепенно падает. Но увеличивается производство этикеток и упаковки, чайных ярлычков и других видов продукции, относящихся к прочим видам печати и к категории печатной продукции производственно – технического назначения. То есть рынок печатной продукции развивается и совершенствуется, на замену одним видам продукции, которые не пользуются спросом, приходят другие [4].

За последние несколько лет на рынке печатной продукции все большими темпами начинает развиваться такое направление, как печать этикеток, чайных ярлычков, различного вида упаковки. Следует отметить, что печать осуществляется на абсолютно разных материалах – на пластмассе, бумаге, стекле, дереве в зависимости от предпочтений заказчиков. Можно сказать, что в нашей стране уже сформировалось самостоятельное и независимое изготовление данного вида полиграфической продукции на основе самых разнообразных материалов.

За 2016 год объем производства различного вида этикеток и упаковки в России значительно превзошел объемы выпуска и печати других видов печатной продукции. Производственные типографии по выпуску этикеток и упаковки открываются, практически, во всех городах России. Многие уже существующие типографии, занимающиеся раньше выпуском книг, журналов или печатью газет, переквалифицируются в производственные предприятия по выпуску этикеток и упаковки, поскольку это верный вариант избежать ликвидации предприятия и сохранить рабочие места. Анализ выпуска печатной продукции производственно-технического назначения по регионам России за 2016 год представлен на рис.3 [1].

Рис.3. Структура выпуска печатной продукции производственно-технического назначения по регионам России за 2016 год, млн. листов-оттисков

Как видно из приведенных данных, наибольший объем печатной продукции производственно-технического назначения наблюдается в Московской области – здесь за 2016 год было произведено 2723 млн. листов оттисков. Второе место занимает Санкт-Петербург – 486 млн. оттисков листов, затем – Ярославская область, Тульская область, Нижегородская область, Ростовская область, Новосибирская область, Краснодарский край, Москва. Меньше всего печатной продукции данного вида было произведено в Республике Татарстан, Кировской области и Ставропольском крае.

Выделим ведущие предприятия в ряде городов нашей страны

· В Москве – это такие типографии, как ООО «Вся полиграфия», «Типография Арбат», «Кинпак»

· В Санкт – Петербурге – ООО «Аляска Полиграфоформление», типография «Печатня», ЗАО «Санкт-Петербургская Образцовая типография»

· В Ярославле и Ярославской области – «Азимут», «Изослав»

· В Туле – «Алексинская бумажно – картонная фабрика»

Московская область является лидером по производству печатной продукции производственно – технического назначения. Например, объемы производства печатной продукции в Московской области превышают объемы производства в Санкт-Петербурге в 5,6 раза. Это достаточно весомый разрыв. Если сравнить показатели Московской области и, например, показатели Новосибирской области, то разрыв составит – 9,52 раза. Возникает вопрос, чем вызвано такое разделение производства печатной продукции производственного-технического назначения? Ответ очевиден - уровень и развитость полиграфического производства в разных регионах и городах России определяется уровнем развития тех или иных обрабатывающих отраслей в регионе. Данный вид выпускаемой печатной продукции является сопутствующим для разных видов продукции промышленного производства [2].

Возможными причинами увеличения за последние годы выпуска печатной продукции производственно – технического назначения являются: увеличение темпов развития промышленного производства в нашей стране, импорт замещение товаров во многих отраслях и увеличение выпуска отечественных продуктов и товаров.

При оценке развития полиграфической отрасли очень большое значение имеет такой показатель, как стоимость сырья, необходимого для производства печатной продукции. В 2016 году на многих интернет - ресурсах, в печатных изданиях газет поднимался вопрос о необоснованном росте цен на газетную и офсетную бумагу, которая требуется для изготовления упаковки, ярлыков и различного вида этикеток. На рисунке 4 представлена динамика потребления бумаги для печати: уровень потребления газетной и офсетной бумаги за последние годы постепенно снижался, скорее всего, по причине необоснованного роста цен на нее.

Как видно из диаграммы на рисунке 5, цены на офсетную бумагу выросли на 38%, на газетную на 44%, мелованную на 29% [1].

Рис.4. Динамика потребления бумаги для печати, тыс. тонн

На сегодняшний день решение проблемы повышения цен на сырье так и не найдено. Чем был вызван такой рост цен на сырье? Можно предположить, что основная причина - это дефицит целлюлозы. Целлюлоза используется очень широко - огромное ее количество требуется для производства бумаги и картона, а также она необходима для производства вискозы. Производители целлюлозы не справляются со спросом, поэтому возникает дефицит.

Рис.5. Динамика роста цен на бумагу, %

Заключение. Таким образом, мы проанализировали структуры рынка полиграфических услуг. Такая отрасль, как полиграфия, прошла непростой путь развития, начиная от зарождения книгопечатания в Китае во втором веке нашей эры и до сегодняшних дней. Анализ структуры рынка полиграфических услуг по видам печатной продукции показал, что наибольшую долю рынка сегодня занимает выпуск газет, а производство книг и журналов с каждым годом сокращается. На протяжении нескольких лет с каждым годом все большую долю рынка занимает производство печатной продукции производственно – технического назначения, к которой относится выпуск различного вида этикеток, чайных ярлыков, билетов.

Спрос на журналы и книги постепенно уменьшается, на смену печатным изданиям приходят информационные цифровые устройства. При этом наблюдается создание типографий не только в крупных городах – в настоящее время в России насчитывается порядка 708 тысяч типографий. Наибольшее количество типографий сосредоточено в Москве, она же является лидером по производству печатной продукции производственно – технического назначения.

При оценке развития полиграфической отрасли очень большое значение имеет такой показатель, как стоимость сырья, необходимого для производства печатной продукции. В последние годы наблюдается рост стоимости сырья, а именно бумаги и картона для производства печатной продукции, что негативно сказывается на развитии рынка полиграфических услуг.