Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COMPARATIVE ANALISYS OF PSYCHIC STATUS PSMU AND PSU STUDENTS REFFERING TO DEPRESSION AND ANXIETY

Kolosov E.D. 1 Meleshkin N.S. 1
1 Perm State Medical University
Depression is a weighty problem for current stage of development of all human kind. It brings threat for health of all citizens of our planet, because in can cause violation of a normal person’s activity at work, school, and family right up to commiting a suicide. Since problem of a depression is actual right now – the purpose of our research is a finding out psychic status of students that are live in our city reffering to depression and anxiety. There was the comparison of psychic status of four year students that studied at Perm State Medical University and Perm State University reffering to depression and anxiety. The analysis was made by using 3 methods: Lüscher color test, hospital anxiety and depression scale and Montgomery-Asberg scale. Part of received data was processed by using a Student’s parametric test. During the study it was found out that there were no reliable differences between psychic status of PSMU and PSU students reffering to depression and anxiety. There is also was analysis of a severity of anxiety and depression above male and female groups studied at PSMU.
anxiety
depression
psmu
psu
students

Введение. Депрессия распространена во всем мире: по данным ВОЗ за 2018 год, от нее страдает более 300 миллионов человек [1]. Депрессия отличается от обычных изменений настроения и кратковременных эмоциональных реакций на проблемы в повседневной жизни и может стать серьезным нарушением здоровья, особенно если она затягивается и принимает умеренную или тяжелую форму [3, 4]. Она может приводить к значительным страданиям человека, и к его плохому функционированию на работе, в школе и в семье. В худших случаях она может приводить к самоубийству [2,5].

Ежегодно около 800 000 человек погибают в результате самоубийства — второй по значимости причины смерти среди людей в возрасте 15-29 лет.

Нас заинтересовал вопрос, каково психическое состояние студентов города Перми. Поэтому мы решили изучить уровень депрессии и тревоги среди обучающихся Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е. А. Вагнера и Пермского государственного научно-исследовательского университета и сравнить данные.

Цель исследования - сравнительный анализ психического состояния студентов ПГМУ и ПГНИУ.

Задачи:

1. определить психическое состояние студентов ПГМУ и ПГНИУ;

2. составить характеристику студентов четвертых курсов в плане депрессивных и тревожных состояний;

3. провести сравнительный анализ исследуемых групп.

Материалы и методы. Для анализа были взяты по 30 студентов 4-ых курсов двух ведущих ВУЗов города Перми, а именно Пермского Государственного Медицинского Университета и Пермского Государственного Университета. Половой состав исследуемых групп, включает 50% - юношей и 50% - девушек. Все исследуемые студенты Медицинского Университета проходят подготовку на лечебном факультете. Обучающиеся Государственного Университета были набраны с разных факультетов.

Для анализа психического состояния в плане депрессивных и тревожных настроений подобрано три методики исследования. Цветовой тест Люшера, Госпитальная шкала тревоги и депрессии, шкала Монтгомери-Асберга. Все исследования проводились дистанционно, в сети интернет, с предварительным разъяснением методик исследуемым.

Результаты исследования. В ходе анализа с помощью трёх методик были получены следующие результаты.

Согласно опросу, с использованием шкалы Монтгомери-Асберга, максимальное количество баллов в которой – 60, выяснилось, что средний балл среди студентов ПГНИУ составляет – 10,3±8,1 против 11,5±6,4 у студентов ПГМУ. Данные результаты входят в интервал соответствующий отсутствию депрессии. Проведенный анализ с помощью t-критерия Стьюдента свидетельствует о том, что вероятность ошибки при сравнении данных выборок более 5%. Поэтому мы не можем достоверно утверждать о том, что между студентами двух ВУЗов имеются различия в плане психического состояния.

При дальнейшем анализе выяснилось, что частота встречаемости малых депрессивных эпизодов среди студентов ПГМУ (13,3%) выше, чем среди студентов ПГНИУ (10,0%). Кроме того, в отличие от исследуемой группы студентов государственного ВУЗа, в группе медицинского присутствуют студенты, у которых замечены умеренные депрессивные эпизоды. Стоит отметить, что в каждой исследуемой группе присутствует равное количество студентов с большим депрессивным эпизодом (3,3%). Данные анализа представлены в виде диаграмм.

Надпись: Рис. 1 – Частота встречаемости депрессивных эпизодов среди студентов ПГНИУ

Дальнейший анализ проводился по Госпитальной шкале оценки тревоги и депрессии. Были получены следующие результаты.

Среди студентов ПГНИУ, у 21-го исследуемого (70%) нет тревоги, у 6-и исследуемых (20%) имеется субклиническая тревога, и у 3-х исследуемых (10%) имеется клинически зарегистрированная тревога. Среди студентов ПГМУ, у 21-го исследуемого (70%) нет тревоги, у 8-и исследуемых (26,7%) имеется субклиническая тревога, и у 1-го исследуемого (3,3%) имеется эпизод клинически зарегистрированной тревоги.

Надпись: Рис. 2 – Частота встречаемости депрессивных эпизодов среди студентов ПГМУ

Дальнейшая оценка проводилась по депрессивным настроениям. Выяснено, что среди студентов ПГНИУ, у 25-и исследуемых (83,3%) нет депрессии, а у 5-и исследуемых (16,7%) имеется субклиническая депрессия. Среди студентов ПГМУ, у 27-и исследуемых (90%) нет депрессии, у 2-х исследуемых (6,7%) имеется субклиническая депрессия, и у 1-го исследуемого (3,3%) имеется эпизод клинически зарегистрированной депрессии.

Следующим на очереди является цветовой тест Люшера. Средний показатель тревожности, согласно данному методу анализа среди студентов ПГНИУ равен 3,2±2,7, среди студентов ПГМУ – 3,4±2,2. Оба результата соответствуют эмоциональной напряженности. Незначительная тревожность по результатам анализов выявлена у 10-и человек (33,3%) и в том, и в другом вузе, эмоциональная напряженность выявлена у 18 человек (60%) и в том, и в другом вузе, и по 2 человека (6,7%) в каждой исследуемой группе пребывают в состоянии дезадаптации.

В дальнейшем было проведено сравнение психического состояния юношей и девушек, обучающихся в ПГМУ, по все тем же трём методикам.

В ходе анализа с помощью шкалы Монтгомери-Асберга, были выяснены различия в психическом состоянии юношей и девушек – студентов ПГМУ. Средний балл по шкале у юношей составил – 10,0±6,6 у девушек – 13,0±9,5. Данные результаты входят в интервал соответствующий отсутствию депрессии. В ходе сравнения баллов по шкале и анализе с помощью t-критерия Стьюдента было выяснено, что вероятность ошибки, при сравнении юношей и девушек более 5%, таким образом говорить о различии в психическом состоянии юношей и девушек, обучающихся в ПГМУ, при анализе с помощью шкалы Монтгомери-Асберга мы не можем.

Надпись: Рис. 3 – Частота встречаемости депрессивных эпизодов среди девушек, обучающихся в ПГМУ

Надпись: Рис. 4 – Частота встречаемости депрессивных эпизодов среди юношей, обучающихся в ПГМУ

 

Таким образом, мы можем наблюдать небольшое отклонение вправо на диаграмме у девушек, по сравнению с юношами, что свидетельствует о незначительных отличиях в депрессивном плане психического состояния.

В дальнейшем сравнение, опять же происходило с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии. Среди девушек, студенток ПГМУ, у 9-и исследуемых (60%) нет тревоги, у 5-и исследуемых (33,3%) имеется субклиническая тревога, и у 1-ой исследуемой (6,7%) имеется клинически зарегистрированная тревога. Среди юношей, студентов ПГМУ, у 12-и исследуемых (80%) нет тревоги, и у 3-х исследуемых (20,0%) имеется субклиническая тревога. Клинической тревоги среди юношей не выявлено.

Дальнейшая оценка проводилась по депрессивным настроениям. Выяснено, что среди девушек, студенток ПГМУ, у 13-и исследуемых (86,7%) нет депрессии, у 1-ой исследуемой (6,7%) имеется субклиническая депрессия, и у 1-ой исследуемой (6,7%) имеется клинически выраженная депрессия. Среди юношей, студентов ПГМУ, у 14-и исследуемых (93,3%) нет депрессии, и у 1-го исследуемого (6,7%) имеется субклиническая депрессия.

Завершающим этапом в сравнении юношей и девушек является тест Люшера. Средний балл по тесту среди девушек составил 3,7±3,0, среди юношей – 3,1±2,4.

В состоянии незначительной тревожности пребывают 6 девушек (40,0%), к 4-ем юношам (26,7%). В состоянии эмоциональной напряженности пребывают 8 девушек (53,3%), к 10-и юношам (66,7%). В состоянии дезадаптации пребывают по одной девушке и по одному юноше (по 6,7%).

Выводы.

1. Согласно опросу, с использованием шкалы Монтгомери-Асберга в обеих популяциях наблюдается тенденция к пониженному уровню депрессии. Также, при анализе результатов выяснилось, что частота проявления малых и умеренных депрессивных эпизодов выше у обучающихся в ПГМУ, чем у студентов ПГНИУ. Частота возникновений больших депрессивных эпизодов у студентов из обеих исследуемых групп одинакова. Таким образом, учитывая, что расхождения в результатах единичны, можно говорить о том, что различий психического состояния между студентами Классического и Медицинского ВУЗов в плане депрессии, при исследовании с помощью шкалы Монтгомери-Асберга – нет.

2. В ходе анализа с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии выяснилось, что среди студентов ПГНИУ в сравнении со студентами ПГМУ имеют место единичные случаи повышения тревожности и депрессии. Однако, как и в первом случае расхождения в результатах не так велики, чтобы можно было говорить о различиях в психическом состоянии студентов двух ВУЗов.

3. Согласно цветовому тесту Люшера, средний показатель тревожности в обеих группах находится в границах, соответствующих эмоциональной напряженности. Из этого следует, что различий в психическом состоянии студентов в отношении тревожности, при исследовании с помощью данной методики – нет. Более того, дальнейший анализ показал идентичные результаты в отношении напряженности среди студентов двух исследуемых ВУЗов.

4. Согласно результатам, полученным в ходе исследования с помощью тех же трех методик, показатели тревожного и депрессивного состояния у девушек в исследуемой группе ПГМУ более выражены, в сравнении с юношами. Однако расхождения опять же недостаточны, для того чтобы говорить о коренных различиях в психическом состоянии у юношей и девушек, студентов ПГМУ.