Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем [6]. Состояние физического здоровья является основополагающим фактором для подготовки будущих специалистов, вне зависимости от их специальности.
Исследованию физического здоровья студентов уделяется внимание во многих вузах. И.Н. Минка и В.И. Долматов оценили уровень физического здоровья студентов факультета истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета в г. Комсомольск-на-Амуре. Это позволило выявить слабые звенья физической подготовленности учащихся, такие как силовая выносливость мускулатуры рук (у юношей), брюшного пресса (у девушек) и др. [5].
А.Н. Леготкин, Т.В. Абызова и Л.Р. Леготкина провели анализ и оценку уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов-первокурсников строительного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Было выявлено преобладание среднего уровня физического здоровья у юношей и ниже среднего – у девушек [4].
С.Н. Блинков с соавторами представил данные физического состояния и соматического здоровья студенток Самарской государственной сельскохозяйственной академии в возрасте 19-20 лет [1].
В Техническом институте (филиале) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри проведены исследования физической подготовленности студентов – одного из показателей физического здоровья. Авторами Л.А. Прокопенко и К.А. Полковой уровень физической подготовленности студентов отмечается как средний [8].
Наши исследования мы направили на более широкое изучение физического здоровья студентов.
Целью данного исследования является изучение физического здоровья студенток, обучающихся в Техническом институте (филиале) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри, а также сравнение показателей русской и якутской этногрупп.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты мониторинга физического здоровья могут быть использованы преподавателями на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» и студентами в самостоятельной подготовке для коррекции физического здоровья.
Исследование проведено с помощью мониторинга паспортов здоровья студентов 1-2 курсов за 2017-2018 гг. Были изучены данные 63 студенток, из них русских – 34, якуток – 29.
К основным факторам физического здоровья отнесены уровень физического развития, уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма [2]. Определение отдельных показателей этих факторов проводилось по общепринятым методикам [7]. Все показатели прошли статистическую обработку.
Рассмотрим показатели физического развития девушек (таблица 1) и дадим им оценку.
Таблица 1
Физическое развитие студенток
№ п/п |
Показатель |
Русская группа (n=34) |
Якутская группа (n=29) |
Достоверность различий |
1 |
Длина тела (см) |
161,69±1,39 |
160,5±1,01 |
p<0,05 |
2 |
Масса тела (кг) |
55,57±1,84 |
57,31±2,52 |
p<0,05 |
3 |
Весо-ростовой индекс (г/см) |
343,61±11,44 |
356,54±14,83 |
p<0,05 |
4 |
Индекс массы тела (кг/см²) |
21,29±0,71 |
22,21±0,89 |
p<0,05 |
5 |
Окружность грудной клетки (см) |
86,41±1,47 |
85,84±2,29 |
p<0,05 |
6 |
Экскурсия грудной клетки (см) |
5,71±0,29 |
5,9±0,37 |
p<0,05 |
7 |
Сила кисти правой руки (кг) |
22,18±0,7 |
20,93±0,78 |
p<0,05 |
8 |
Сила кисти левой руки (кг) |
20,4±0,61 |
19,76±1,01 |
p<0,05 |
9 |
Силовой индекс (%) |
41,36±1,4 |
38,88±1,48 |
p<0,05 |
10 |
Частота дыхания (количество раз в минуту) |
15,65±0,57 |
17,14±0,41 |
p>0,05 |
Как видно из таблицы длина тела в обеих группах имеет средние показатели и отличается незначительно, русские девушки немного выше. Весо-ростовой индекс и индекс массы тела в пределах нормы, но у якуток эти показатели выше, за счет их меньшего роста и большего веса. Экскурсия грудной клетки в норме для нетренированных людей в обеих группах. Средняя сила обеих кистей рук, а, следовательно, и силовой индекс, больше у русских девушек. Несмотря на это, и у русских, и у якуток силовой индекс ниже среднего для нетренированных людей. По критерию Стьюдента различия всех показателей, кроме частоты дыхания, неявляются статистически значимыми.
Таблица 2
Функциональная подготовленность организма студенток
№ п/п |
Показатель |
Русская группа (n=34) |
Якутская группа (n=29) |
Достоверность различий |
Показатели сердечно-сосудистой системы |
||||
1 |
Частота сердечных сокращений в покое (уд/мин) |
70,26±1,35 |
71,72±1,19 |
p<0,05 |
2 |
Артериальное давление (СД/ДД, мм рт. ст.) |
108,71±2,29/72,03±1,84 |
110,69±1,6/73,34±1,28 |
p<0,05 |
3 |
Коэффициент экономизации кровообращения (СД-ДД)xЧСС |
2558,56±59,31 |
2652,76±46,65 |
p<0,05 |
4 |
Двигательный тест с подскоками(%) |
29,68±2,37 |
30,77±1,95 |
p<0,05 |
5 |
Двигательный тест с приседаниями (%) |
27,52±1,88 |
36,01±1,79 |
p>0,05 |
Показатели дыхательной системы |
||||
1 |
Проба Штанге – задержка на вдохе (сек.) |
43,98±2,7 |
42,64±2,52 |
p<0,05 |
Функциональная подготовленность характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность [3]. Частота сердечных сокращений в обеих группах находится в пределах нормы для тренированных людей. А вот систолическое артериальное давление можно отметить как пониженное. У якутских девушек средний коэффициент экономизации кровообращения больше порогового показателя – 2600 единиц, что несколько указывает на затруднение в работе сердечно-сосудистой системы. Разница в результатах двигательного теста с подскоками незначительна и характеризуется как «хорошо». Сравнивая показатели двигательного теста с приседаниями, можно отметить, что, хотя в обеих группах этот показатель находится в пределах оценки «хорошо», но по критерию Стьюдента является статистически значимым, т.к. у якуток приближается к удовлетворительной оценке, а у русских – к отличной. Результаты пробы Штанге указывают на слабую функциональную подготовленность в обеих группах [7].
Далее мы оценили адаптационные возможности организма студенток (таблица 3).
Таблица 3
Адаптационные возможности организма студенток
№ п/п |
Показатель |
Русская группа (n=34) |
Якутская группа (n=29) |
Достоверность различий |
1 |
Адаптационный потенциал |
1,67±0,05 |
1,75±0,04 |
p<0,05 |
2 |
Уровень функционального состояния |
0,38±0,01 |
0,37±0,01 |
p<0,05 |
Адаптационный потенциал и уровень функционального состояния характеризуют компенсаторно-приспособительные механизмы, лежащие в основе поддержания системы кровообращения, и помогают определить адаптационные возможности организма [7]. Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что показатели адаптационного потенциала в обеих группах указывают на нормальную (удовлетворительную) адаптацию, что по рекомендациям допускает данный контингент к занятиям физическими упражнениями без ограничений. Уровень функционального состояния в обеих группах отмечается как ниже среднего и указывает на снижение адаптационных возможностей.
Таким образом, физическое здоровье студенток Технического института в целом в норме, но отдельные его показатели ниже у якуток в сравнении с русскими девушками.
Показатели физического развития у обеих категорий в пределах нормы, но слабым звеном является силовой индекс. Функциональная подготовленность организма к выполнению физических нагрузок у якутских девушек ниже, чем у русских, т.к. средний коэффициент экономизации кровообращения определяет возможные затруднения в работе сердечно-сосудистой системы и результаты двигательного теста с приседаниями хуже, чем у русских. Результаты пробы Штанге указывают на слабую тренированность обеих групп. Показатели адаптационных возможностей организма означают их снижение.