Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ROLE OF INNOVATION IN UNIVERSITY EDUCATION

Dautkalieva P.B. 1 Zhunisbekova Z.A. 2 Sakhieva F.A. 2 Sikhymbaev K.S. 2 Kumarova A.K. 2
1 Kazakh National Pedagogical University by name Abay
2 М.O.Аuеzоv South Kazakhstan State University
The progressive development of Kazakhstan's society and the state assumes the realization of the objective need for an innovative system of higher education. This system should ensure the formation of competencies and traditional competencies of future professionals for their future productive professional activities. The role of modern innovative technologies in the pedagogical process, their varieties and purpose is the main in the mastery of conscious action as a unit of teaching. Based on the basic principles of pedagogical science, we note that the intensification of vocational training is one of the key components of the optimization of training. It encourages the teacher to find new, more progressive pedagogical approaches and techniques in the learning process. According to the definition, the intensification of training is the transfer of a large amount of educational information to students with a constant duration of training without reducing the requirements for the quality of knowledge. Scientists emphasize the need to increase the level of intensification of training to enhance the educational process both in secondary school and in high school. Innovative learning is a special type of knowledge acquisition. Students should acquire the following skills: initiative, cooperation, work in a group and team, mutual learning, evaluation of educational achievements, communication, logical thinking, problem solving, independent decision-making, obtaining, processing and use of the information received, planning, learning, multicultural skills.
higher education
innovation
innovation system
innovative technologies
innovative culture
innovative learning
intensification

В современном мире роль образования и инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе существенно расширилась, так как образование является современной движущей силой в социально-экономическом развитии общества. В связи с этим, для необходимости прогнозирования прогресса и регресса нужны элементарные знания, умения и навыки в ориентировании в существующей системе образования, как в нашей стране, так и во всём мире. И в этом плане, науки «педагогика» и «психология» накопили огромный исторический опыт, который является частью современного научного знания и человеческой культуры, поэтому полная научная картина мира не возможна без включения этих наук, в мировоззрение будущего специалиста. Вместе с тем, следует согласиться с тем, что образование есть слагаемое человеческого капитала общества.

В своём ежегодном обращении к народу Казахстана, Президент страны Н.А. Назарбаев отметил важность применения инновационных методик в учебно-воспитательном процессе, как в основной школе, так и в профессиональном обучении: «Человеческий капитал – основа модернизации. Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. И ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению знаний».

Прогрессивное развитие казахстанского общества и государства предполагает реализацию объективной потребности в инновационной системе высшего образования. Данная система должна обеспечивать формирование компетентностей и традиционных профессиональных качеств у будущих специалистов в целях их перспективной продуктивной профессиональной деятельности.

Именно поэтому Государственный образовательный стандарт высшего профессионального и послевузовского образования предусматривает изучение дисциплин психология и педагогика, актуальность которых продиктованы личностной ориентацией происходящих социально-экономических преобразований в профессиональном обучении.

Самостоятельность в принятии решений, демократизация отношений, стремление разрешить проблему гуманизации в обществе требуют от каждого обучающегося осознанности действий, рефлексивной культуры и образованности, понимания себя и других членов общества, коммуникативной культуры. Культура общения в обществе во многом зависит от специалистов – выпускников вузов, занимающих руководящие посты.

В ходе теоретического анализа рассматриваемой нами проблемы был изучен ряд источников научной литературы по данной проблеме. Их оказалось достаточно много. Среди них имеются учебные пособия, монографические труды учёных, материалы исследований, опубликованные на страницах периодической печати.

В своих научных трудах учёные затрагивают актуальные вопросы, касающиеся наиболее эффективных методов интенсивного вузовского обучения, одним из которых является проблемное обучение. Как мы знаем, проблемное обучение представляет собой процесс творчества обучаемого, решающего нестандартные научно-учебные задачи. В ходе решения таких задач студенты усваивают новые знания, умения и навыки, в том числе и творческие.

В научных работах А.Е. Абилкасимовой, Д. Рахымбека, А.С. Кенеша отмечается важность компонента в интенсификации вузовского обучения - система методов активного обучения. Учёные подчёркивают необходимость повышения уровня интенсификации обучения для активизации учебного процесса как в общеобразовательной школе, так и в вузе.

Большую практическую ценность имеет работа А. Алимова «Применение интерактивных методов в вузе». Автор считает, что достичь положительных результатов в усвоении программного материала можно только при последовательности и систематичности организации интенсификации процесса вузовского обучения, а также в совершенствовании форм учебной работы в вузе. Он предполагает свою методику построения процесса обучения с учетом учебных возможностей студентов на всех этапах при формировании, повторении и систематизации, закреплении совершенствовании, контроля знаний, умений и навыков. Учёный предлагает рассмотреть возможности дифференциации учебных знаний, а также проблему интеграции как категории противоположной дифференциации в их тесной диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности процесса познания явлений и действительности.

Как известно, педагогическое мастерство педагога и его педагогическая позиция можно соотнести между собой как бытие и сознание, как результат преподавательской деятельности  и его прогнозирование. То есть педагогическая позиция проявляется в убеждении, а мастерство педагога – в действии [2; с. 369].

Таким образом, мастерство преподавателя состоит в реализации моделей и инновационных технологий педагогического процесса. А их создание – есть функция психолого-педагогической науки, которая интегрирует для своих целей данные и факты психологии, социологии и многих других профилирующих наук. В своей деятельности преподаватель использует те модели и технологии, которые его убеждают и направляют, корректируя под конкретные условия [2; с. 370].

Роль современных инновационных технологий в педагогическом процессе, их разновидности и предназначение является основным в овладении осознанным действием как единицей преподавательской деятельности.

Опираясь на основные принципы педагогической науки, отметим, что интенсификация профессионального обучения является одним из ключевых компонентов оптимизации обучения. Она побуждает преподавателя находить новые, более прогрессивные педагогические подходы и приёмы в процессе обучения.

Согласно определения, интенсификация обучения – это передача большого объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Как известно, интенсификация обучения является одним из важнейших эффективных элементов учебного процесса, в состав которого входят такие компоненты, как групповая форма учебной деятельности, где ключевую роль играет общение. Необходимо отметить, что индивидуально-групповая форма обучения особенно наглядно проявляется при умело, профессионально  и правильно разработанной методике интенсивного обучения с использованием игровых ситуаций и ролевых игр [3; с. 280].

Так что, сама объективная логика образовательного процесса требует от педагога отказа от авторитарного стиля общения с обучаемыми, переходе к личностно-ориентированной педагогике сотрудничества, т.е. всё учебное время студентов должно быть ориентировано вокруг решения ими проблем с опорой на их активность, профессионализм, самостоятельность и взаимодействие. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания, формируется умение и готовность трудиться, развивается воля, чувство товарищества и т.п.

В связи с этим осознание первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим предполагает существенное изменение как традиционных, так и интенсивных форм учебной деятельности. Необходимость формирования в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра построения системы обучения и разработке более совершенных ее форм [4].

При этом конструирование новых специализированных форм учебной деятельности, на наш взгляд, следует проводить на основе исследования естественных ее форм, связанных с формированием смысловой сферы личности. А это, в первую очередь, связано с проблемами интенсификации и уровневой дифференциации, которые основываются на оснащении учебного процесса, совершенствовании педагогических технологий, совокупности методов, приёмов и средств обучения и планировании результатов учебной деятельности. Для успешного и эффективного их осуществления необходимо соблюдение ряда важнейших условий:

  1. Усиление целенаправленности педагогического процесса, повышение напряженности задач, выдвигаемых, до максимально возможного уровня.
  2. Углубление мотивации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, повышение интереса к выбранной профессии и ответственности за их успешное выполнение.
  3. Увеличение информативной ёмкости каждого занятия при сохранении максимума необходимой информации, объема и сложности.
  4. Ускорение темпа учебной деятельности студентов, вызывающего подъём сил, что позволит им не испытывать нежелательных перегрузок.
  5. Внедрение форм организации учебной деятельности развивающих инициативу, креативность и самостоятельность каждого студента.
  6. Внедрение различных прогрессивных и инновационных методов обучения и воспитания, активизирующих познавательную деятельность студентов.
  7. Всемерное развитие навыков и умений самообразования и самовоспитания обучающихся [5].

Интенсификация обучения и воспитания также зависит и от качества форм, организации учебной и воспитательной работы, развивающих познавательную и общественную активность молодёжи.

Все это подчеркивает, что необходимость использования богатства и разнообразия приемов интенсификации обучения и воспитания преподавателем, ставят перед ним проблему выбора тех приёмов, которые соответствуют его возможностям и могут быть использованы им в конкретной ситуации, что позволит наиболее удачно решить поставленные задачи за отведенное время, а также подвести студентов к выполнению всё более и более усложняющих задач и дать возможность овладеть неизвестными ранее способами практической профессиональной деятельности.

Согласно определения, инновационная деятельность преподавателя подразумевает включение педагога в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания обучаемых, создание в высшем образовательном учреждении определённой инновационной среды. И современная профессиональная высшая школа накопила огромный педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной преподавательской деятельности.

На наш взгляд, инновации в вузовском образовании характеризуют современный уровень развития общества, которое называется информационным. В основе этого определения лежит информация, которая обладает тремя основными свойствами: новизной, динамичностью и разнообразием.

Эти свойства характеризуют и современное общество в целом.

Инновационное обучение – это особый тип овладения знаниями. Обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки: инициатива, сотрудничество, работа в группе и коллективе, взаимное обучение, оценка учебных достижений, коммуникация, умение логически мыслить, решение проблемных ситуаций, самостоятельное принятие решений, получение, обработка и использование полученной информации, планирование, умение учиться, многокультурные навыки.

По нашему мнению, особенностями инновационного обучения в вузе являются:

- работа на опережение;

- открытость и готовность к будущим результатам;

- направленность на личность и постоянное творческое развитие;

-партнёрский тип взаимоотношений: сотрудничество, взаимопомощь, сотворчество и др.

Инновации, внедряемые в учебный процесс высших учебных заведений, затрагивают творчество преподавателя, которое, в свою очередь, порождает качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью в деятельности педагога. У преподавателей, обладающих творческими качествами, хорошо развиты воображение и интуиция.

Задачей современного педагога является не только различение педагогического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств управленческо-педагогического воздействия на него.

Создание инновационной среды стимулирует инновационную деятельность педагога и постепенно может привести к формированию инновационной культуры личности педагога и студента. В то же время следует отметить, что инновационная деятельность – есть внутреннее стремление самого человека.

Инновационная культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности педагога в инновационной деятельности, направленной на создание, освоение и передачу инновационных ценностей, знаний и технологий.

Таким образом, внедрение инноваций и технологий в учебный процесс вуза является необходимым условием обеспечения качества подготовки будущих специалистов, которые будут востребованными на рынке труда. Разработка и внедрение инновационных технологий и проектов невозможны без опоры на имеющийся положительный практический опыт учебной деятельности.

И как следствие, конкурентоспособность студента есть важная составляющая его способности в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице.