Введение
Присутствие государства в капитале банков является одной из актуальных тем научных дискуссий. Несмотря на то, что данная тема не нова, она не теряет актуальности. Особенно актуальна она в России. Последние годы наблюдается постепенный рост доли банков с государственным участием в капитале и активах банковской системы страны.
Если в середине 2000-х годов рассматривались вопросы о необходимости приватизации таких банков для оздоровления конкуренции, то после кризиса 2008-2009 годов более актуальной стала противоположная позиция: сохранение участия государства в капитале российских банков до наступления глобальной финансовой стабилизации. Ухудшение стабильности банковской системы на фоне санкций, введённых в 2014 году, стало новым этапом роста влияния банков с государственным участием.
Обзор литературы
Значение государства и государственного участия в капитале банков, а также влияния этих кредитных организаций на развитие банковской системы являются предметом исследований как отечественных, так и зарубежных исследователей [1], [2], [3], [4]. Указанные авторы отмечают, что именно термин «банки с государственным участием» является корректным по отношению к кредитным организациям, которые имеют в собственниках государственные институты или прочих акционеров, на которых государственные институты оказывают существенное влияние. К банкам с государственным участием относят те, в которых государство имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, в силу наличия достаточной для этого доли органов исполнительной власти в уставном капитале банка [1].
Банки с государственным участием не являются особенностью только российской финансовой системы, они характерны и для зарубежных стран. Чаще всего они встречаются в развивающихся странах и преимущественно распространены в странах Южной Азии и Латинской Америки [5]. Интерес к исследованию проблем функционирования таких финансовых учреждения проявляют в Международном валютном фонде. Там закрепилась и международная аббревиатура для таких банков – SOB (State-owned bank) [6].
Как справедливо отмечает А.М. Стадник, «вопрос обоснования необходимости государственного участия в банковской системе достаточно сложен ввиду противоречивости взглядов на сам объект анализа» [2, с. 114]. Он также обобщил принятые в международной практике подходы к обоснованию значения банков с государственным участием в финансовой системе. Чаще всего наличие банков с государственным участием рассматривается с трёх позиций (или взглядов) [2, с. 114]:
1) социальный взгляд (social view);
2) развивающий взгляд (development view);
3) политический взгляд (political view).
С точки зрения социального взгляда банки с государственным участием рассматриваются как стабилизаторы банковской системы. Действительно, в условиях развивающейся банковской системы они выступают в качестве проводников не только финансовой, но и социальной политики государства. Им отводится роль банков для финансирования социально важных инвестиционных проектов, они же призваны компенсировать рыночные дисбалансы, возникающие на рынке сбережений [1].
Развивающий взгляд рассматривает банки с государственным участием как элемент государственного участия в развитии финансовой и банковской систем. В развивающихся и трансформирующихся экономиках, которые не в состоянии генерировать финансовый сектор, они покрывают проблему острой нехватки капитала. Наличие банков с государственным участием рассматривается здесь как элемент содействия экономическому развитию со стороны властей [7].
Политический взгляд чаще всего имеет негативный оттенок. Сторонники этого подхода отмечают, что власть рассматривает банки с государственным участием скорее как политический инструмент перераспределения доходов, направленный на реализацию личных политических целей или даже максимизацию личных выгод отдельных политиков [2].
Итоги исследования эффективности банковских систем 92 стран с позиции наличия доли государства в капитале, проведённые Ла Порта и [др.], показали, участие государства в капитале банков выше в странах с низким уровнем дохода на душу населения, слаборазвитыми финансовыми системами, неэффективными правительствами и плохой защитой прав собственности [3, с. 26]. С этими выводами можно согласиться.
Однако выводы относительно более медленного последующего развития финансовой системы и медленного роста доходов на душу населения не могут быть актуальны для всех без исключения стран. Ведь возможно наличие обратной зависимости – т.е. не наличие высокой доли банков с государственным участием может быть фактором слабого развития финансовых рынков и низкого уровня благосостояния населения, а наоборот, наличие проблем с развитием финансовых рынков и низким уровнем экономического развития принуждает представителей власти создавать государственные банки.
Для российской банковской системы характерна высокая доля государственной собственности. Допустимо ли в текущих условиях (подразумеваем санкции, в первую очередь) считать, что это является негативным фактором сохранения стабильности банковской системы страны? Конечно же, нет. Регулярные банкротства достаточно крупных частных банков, в последние годы сделали банки с государственным участием более востребованными. Их капитал и активы растут опережающими темпами, они демонстрируют более высокие финансовые результаты [8, с. 116].
Позицию относительно слабой финансовой системы и медленного роста доходов на душу населения для банковской системы с высоким участием государства в капитале банков также можно подвергнуть сомнению. Для этого можно обратиться к анализу процессов трансформации кредитной деятельности банков, который показывает, что российские банки в период увеличения доли государства в капитале банковской системы (2008-2015 годы) продолжали активно внедрять не только финансово-технологические новации, но и современные тенденции перехода от кредитования производителей к кредитованию потребителей [9, с. 191].
Анализ реализации социальных программ в банках с государственным участием также показывает достаточный уровень обеспечения социальных задач, которые ставятся властью перед этими банками [10, с. 16].
Методика исследования и выборка
Будет проведён сравнительный анализ результатов финансовой деятельности четырёх крупнейших банков с государственным участием с результатами деятельности банковской системы РФ и двадцатки крупнейших банков.
Оценка проводится по следующим показателям:
- активы суммарные;
- собственные средства (капитал);
- достаточность капитала (Н1.0);
- корпоративный кредитный портфель;
- кредиты населению;
- финансовые результаты;
- рентабельность активов;
- рентабельность капитала.
Среди двадцати крупнейших банков с государственным участием в России в настоящее время являются семь банков:
- Сберегательный банк РФ;
- Банк ВТБ;
- Российский Сельскохозяйственный Банк (Россельхозбанк);
- Газпромбанк;
- Промсвязьбанк (с апреля 2018 100% контролируются АСВ);
- Национальный банк Траст (с мая 2018 99,9% контролируются ЦБ);
- ФК «Открытие» (с декабря 2017 99,9% контролируются ЦБ).
Однако три последних банка перешли под управление государственных структур недавно. Кроме того, причиной перехода под управление государственных структур были финансовые проблемы у этих банков. Поэтому для объективности результатов исследования, показатели этих банков не будут включены в группу банков с государственным участием, т.е. анализ будет проведён по четырём ведущим банкам с государственным участием в капитале.
Анализ результатов финансовой деятельности выборки банков
Источником информации для анализа послужили данные Центрального банка Российской Федерации, размещённые на его официальном Интернет-портале, в разделе «Статистика».[1]
В табл. 1 представлена динамика активов банков из выборки по итогам 2015-2018 годов
Таблица 1 – Динамика активов ведущих банков с государственным участием,
(млн. руб.)
Банки |
01.12.15 |
01.12.16 |
01.12.17 |
01.12.18 |
Изм., % |
Сбербанк |
22 433 147 |
22 606 605 |
23 633 271 |
27 356 547 |
22,0 |
Банк ВТБ |
8 742 465 |
9 959 297 |
9 353 665 |
13 832 231 |
19,1 |
Газпромбанк |
4 984 239 |
5 267 761 |
5 613 397 |
6 180 851 |
24,0 |
Россельхозбанк |
2 551 779 |
2 760 244 |
3 117 836 |
3 277 672 |
28,5 |
Итого |
41 585 272 |
43 801 447 |
45 437 630 |
50 647 302 |
21,8 |
Уд. вес группы в активах банковской системы РФ, % |
52,6 |
54,5 |
54,1 |
55,1 |
2, 5 |
Уд. вес группы в активах 20 крупнейших банков, % |
69,8 |
69,7 |
68,3 |
67,5 |
-2,4 |
Расчёты демонстрируют опережающий характер роста активов банков с государственным участием. Доля четырёх банков с государственным участием в капитале в суммарных активах банковской системы РФ за три года выросла с 52,6 до 55,1%. В среднем по группе прирост активов составил 21,79%. Наибольшие темпы роста демонстрирует Россельхозбанк.
Несмотря на рост удельного веса группы банков с государственным участием в суммарных активах банковской системы страны, их удельный вес в активах двадцати крупнейших банков снизился на 2,4 пункта. Это произошло благодаря тому, что за исследуемый период прирост активов по двадцати крупнейшим банкам составил 26,1% против прироста по группе банков с государственным участием на 21,8%. Несмотря на это снижение четыре банка с государственным участием контролируют свыше 2/3 суммарных активов двадцати крупнейших банков страны.
При этом стоит отметить, что данные показатели не охватывают изменений, которые произошли за последние полгода: переход под контроль государства таких крупных частных банков, как ФК «Открытие», ПАО «Бинбанк» и ПАО «Промсвязьбанк». Выход этих и ряда других банков на стабильный уровень функционирования приведёт с росту доли банков с государственным участием до 60% в суммарных активах всей банковской системы и до 72-73% в суммарных активах двадцатки крупнейших банков.
Далее приведены данные по динамике основных показателей деятельности двадцати крупнейших банков Российской Федерации (табл. 2) и группы ведущих банков с государственным участием (табл. 3).
Таблица 2 – Динамика основных показателей деятельности двадцати крупнейших банков России
Показатели |
01.12.15 |
01.12.16 |
01.12.17 |
01.12.18 |
Измен, % |
Активы (пассивы), млн. руб. |
59547700 |
62806630 |
66542399 |
75068703 |
26,1 |
Кредиты нефинансовым организациям, млн. руб. |
26201724 |
26392911 |
25695683 |
29238554 |
11,6 |
Кредиты населению, млн. руб. |
7584142 |
7935020 |
9012218 |
11371533 |
49,9 |
Капитал, млн. руб. |
6731121 |
6997312 |
6828858 |
8185352 |
21,6 |
Достаточность капитала H1.0, % |
13,75 |
10,25 |
6,25 |
10,75 |
‒3,0 |
Резервы на возможные потери, млн. руб. |
255690 |
870520 |
4945395 |
5867175 |
2194,6 |
Прибыль текущего года, млн. руб. |
255690 |
870520 |
616612 |
1393268 |
444,9 |
Рентабельность активов, % |
0,43 |
1,39 |
0,93 |
1,86 |
1,4 |
Рентабельность капитала, % |
3,80 |
12,44 |
9,03 |
17,02 |
13,2 |
Вклады физических лиц, млн. руб. |
15741634 |
18275770 |
19736999 |
22030753 |
40,0 |
Депозиты и средства на счетах организаций (кроме КО), млн. руб. |
4260583 |
2133994 |
19534014 |
22264286 |
422,6 |
Кредиты, полученные от Банка России, млн. руб. |
4260583 |
1220517 |
1855733 |
2616763 |
-38,6 |
Таблица 3 – Динамика основных показателей деятельности ведущих банков с государственным участием
Показатели |
01.12.15 |
01.12.16 |
01.12.17 |
01.12.18 |
Изм., % |
Активы (пассивы), млн. руб. |
41585272 |
43801447 |
45437630 |
50647301 |
21,8 |
Кредиты нефинансовым организациям, млн. руб. |
19594186 |
20902230 |
21143057 |
24334168 |
24,2 |
Кредиты населению, млн. руб. |
6241971 |
6731283 |
7593695 |
9557256 |
53,1 |
Капитал, млн. руб. |
5011190 |
5433611 |
6158924 |
6939426 |
38,5 |
Достаточность капитала H1.0, % |
14,62 |
13,34 |
13,36 |
13,36 |
-1,26 |
Резервы на возможные потери, млн. руб. |
122206 |
122850 |
174817 |
618231 |
405,9 |
Прибыль текущего года, млн. руб. |
196264 |
620128 |
827266 |
993449 |
406,2 |
Рентабельность активов, % |
0,52 |
1,44 |
1,80 |
1,96 |
1,49 |
Рентабельность капитала, % |
4,26 |
11,36 |
12,97 |
14,32 |
10,40 |
Вклады физических лиц, млн. руб. |
12627913 |
14747668 |
15969806 |
17667275 |
39,9 |
Депозиты и средства на счетах организаций (кроме КО), млн. руб. |
14344731 |
14282548 |
14283826 |
15910185 |
10,9 |
Кредиты, полученные от Банка России, млн. руб. |
2255277 |
1624913 |
729090 |
1003742 |
-55,5 |
По банку ВТБ за первые три периода приведены суммарные с ВТБ24 данные
Анализ данных показывает, что, несмотря на отставание в темпах прироста активов, банки с государственным участием увеличили кредитование нефинансовых организаций на 24,2% против 11,6% у двадцатки крупнейших банков. По кредитам населению опережающий характер деятельности банков с государственным участием не столь высок, прирост больше на 3,2 процентных пункта. Прирост капитала банков с государственным участием опережает суммарный прирост по двадцатке крупнейших банков на 16,9 пункта.
Уровень достаточности капитала банков с государственным участием выше весь период держится на уровне 13-14%, а по двадцатке крупнейших – снизился на 3 пункта и к 1 декабря 2018 года составляет 10,75%. Качество активов банков с государственным участием в начальный период было намного лучше, чем у двадцатки крупнейших. Для достижения ужесточенных требований регулятора первым пришлось нарастить резервы в 4,1 раза, то вторым – почти в 22 раза.
Показатели рентабельности активов и капитала исследуемых групп банков находятся на близких уровнях. По рентабельности капитала группа двадцати крупнейших банков опережает банки с государственным участием на 2,8 пункта. Это говорит о более низкой обеспеченности частных банков капиталом.
Заключение
Подводя итоги можно отметить следующее: негативный образ банков с государственным участием в капитале, который характерен определённой части исследователей и экспертов в западных странах, для российской банковской системы не подтверждается.
Российские банки с государственным участием показывают финансовые результаты наравне с частными, при этом по таким важным критериям надёжности, как достаточность капитала, уровень рисков и социальной важности, как уровень финансирования нефинансового сектора экономики и населения они опережают частные банки.
Также следует отметить, что в текущих условиях финансовых ограничений, наложенных на ведущих участников российской экономики их значение нельзя переоценить.
[1] http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=pdko_sub.