Привлечение иностранных инвестиций сегодня является весьма актуальным, поскольку обеспечивает не только приток финансовых ресурсов в экономику, но и создает благоприятные условия для сотрудничества и реализации совместных проектов российских компаний с иностранными инвесторами, обеспечивая возможность использования передового опыта зарубежных партнеров, обмен передовыми инновационными технологиями и выход на новые рынки сбыта.
Инвестиционные процессы в настоящее время развиваются весьма неравномерно, имеют различную природу, формы, виды и являются неотъемлемой частью и необходимым условием эффективного функционирования мировой экономики. Сегодня экономика требует инвестиционных ресурсов для производства новых и модернизации существующих мощностей и производств. Финансовые ресурсы необходимы для производства и использования новой техники и технологий, для наполнения потребительского рынка инновационными товарами и услугами, для бесперебойного осуществления международной торговли [7].
Под иностранными инвестициями понимаются капитальные вложения, которые из одной страны ввозятся в другую, где вкладываются в различные сферы предпринимательской деятельности для извлечения прибыли или процентов. Среди различных видов инвестиций прямые иностранные инвестиции занимают особое положение и имеют ключевое значение в финансировании инновационной деятельности международных компаний. При этом следует отметить, что именно инвестирование в инновационную деятельность обеспечивает конкурентные преимущества экономическим субъектам в сфере мировой экономики. Сегодня в современном мире инновации являются важным двигателем экономического роста любой страны и отдельного предприятия, но без достаточной финансовой поддержки они не смогут принести качественных результатов [2]. Следовательно, инвестирование нововведений должно занимать ведущее положение в политике стран.
Знание механизма и факторов, оказывающих влияния на инвестиционную привлекательность, имеет важный научно-практическое смысл, прежде всего, для разработки и обоснования инвестиционной политики, и для стимулирования инвестиционной активности экономических субъектов в мировой экономике.
Особенности привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику определяются, с одной стороны, наличием гарантий защиты и безопасности инвестиционных ресурсов иностранного инвестора, обеспечением сохранности его собственности, защитой прав и интересов иностранного инвестора на территории Российской Федерации, а с другой стороны, целесообразностью и значимостью привлечения иностранных инвестиций в стратегически значимые сферы экономики с целью использования инновационных технологий, положительного опыта иностранных инвесторов и возможности выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки.
Иностранные инвестиции поступают в российскую экономику от нерезидентов по различным направлениям, при этом целью таких вложений неизменно остается получение прибыли на вложенный капитал. В условиях современной экономики иностранные инвестиции способны существенно скорректировать экономический потенциал России и развить новые сравнительные преимущества. Рассмотрим динамику и структуру иностранных инвестиций, привлеченных в экономику России в 2012–2016 гг. (таблица 1).
Таблица 1 – Поступление иностранных инвестиций в экономику России 2014–2016 гг. [3]
Вид иностранных инвестиций в соответствии с классификацией «по цели вложения капитала |
2014 г. млрд долл. |
2015 г. млрд долл. |
2016 г. млрд долл. |
2016 / 2015 % |
Общий объем иностранных инвестиций в экономику России |
22,031 |
6,853 |
32,539 |
474,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
Прямые инвестиции |
22,031 |
6,478 |
19,0 |
293,3 |
Портфельные инвестиции |
-23,203 |
-12,872 |
0,7 |
- |
Прочие инвестиции |
-26,733 |
-37,161 |
1,1 |
- |
По данным таблицы 1 видно, что поступление иностранных инвестиций в экономику России имеет динамику к резкому снижению в период экономического кризиса 2014–2015 гг. Статистика за последние три года весьма неутешительная, т.к. наблюдается неравномерный приток иностранных инвестиций в 2014–2016 гг. [4, 5]. Отметим наметившуюся динамику иностранных инвестиций к стабилизации после кризисного 2014 г., так уже в 2016 г. наблюдаются положительные значения объема портфельных и прочих видов иностранных инвестиций [4]. В 2016 г. приток прямых иностранных инвестиций вырос в 4,7 раза по сравнению с 2015 г. и достиг объема 32,539 млрд долл. США, при этом объем прямых иностранных инвестиций вырос в 2016 г. по сравнению с 2015 г. почти в 3 раза [8]. Таким образом, данные статистики свидетельствуют о наметившейся положительной динамике роста иностранных инвестиций в экономику России, начиная с 2016 г. По предварительным оценкам органов статистики и ЦБ РФ (по состоянию на март 2018 г.) поступление иностранных инвестиций в национальную экономику в 2017 г. составит 23 млрд долл. США против 19 млрд долл. В 2016 г. [4]. Сопоставление данных по притоку и оттоку инвестиций в России показывает, что иностранные инвесторы менее охотно вкладывают свои финансовые ресурсы в российскую экономику, однако отток иностранных инвестиций из национальной экономики существенно превышает объем притока (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика иностранных инвестиций в экономике России 2014–2016 гг. [3]
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Приток иностранных инвестиций, млрд долл. |
22,031 |
6,853 |
32,539 |
Отток иностранных инвестиций, млрд долл. |
57,082 |
22,085 |
22,314 |
Данные таблицы 2 показывают, что в 2014 г. объем инвестиций из России за рубеж превышал приток в 2,6 раза и составил 57,082 млрд долл. США, в то время как приток иностранных инвестиций составил 22,031 млрд долл. США. Еще более сложная ситуация сложилась в 2015 г., когда отток иностранных инвестиций из российской экономики увеличился в 3,2 раза, составив в абсолютных показателях приток в объеме 6,853 млрд долл., а отток в размере 22,085 млрд долл. Ситуация стабилизировалась только по итогам 2016 г.: приток составил 32,539 млрд долл., а отток – 22,314 млрд долл. [8].
Основными инвесторами в российскую экономику выступают страны разных регионов, среди которых следует выделить страны Европы и страны Азиатского региона (таблица 3).
Таблица 3 – Прямые иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам за период 2014–2016 гг. (млрд долл.) [3]
Страны-инвесторы |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Сингапур |
0,162 |
0,185 |
16,274 |
Багамы |
3,638 |
5,108 |
5,802 |
Бермуды |
1,777 |
2,239 |
2,551 |
Франция |
2,224 |
1,686 |
1,997 |
Швейцария |
2,472 |
0,203 |
1,842 |
Австрия |
0,841 |
0,407 |
1,071 |
Виргинские острова |
3,123 |
2,374 |
1,010 |
Джерси |
-0,717 |
2,122 |
0,608 |
Швеция |
0,166 |
0,122 |
0,530 |
Соединенное королевство (Великобритания) |
0,120 |
1,112 |
0,478 |
Всего приток иностранных инвестиций в экономику России |
22,031 |
6,853 |
32,539 |
США занимают лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций в свою экономику и одновременно являются лидером по развитию инвестиционных процессов в других странах, оказывая существенное влияние на развитие мировой экономики в целом. Следует отметить, что в настоящее время операции по привлечению иностранных инвестиций в экономику США превалируют по сравнению с инвестированием самих США, что превратило их в реципиента прямых инвестиций. Активная инвестиционная деятельность американских компаний позволяет сохранить США свои позиции даже в период экономического кризиса, существенную поддержку в развитии американского рынка инвестиций оказывают китайские компании, которые являются лидерами по инвестиционным вложениям в недвижимость в США. Основной экспорт инвестиционных ресурсов из США осуществляют транснациональные корпорации (ТНК), которые вывозят из страны примерно 90% капитала в форме прямых инвестиций, укрепляя тем самым позиции США на рынках других стран. Глобализация мировой экономики, развитие интеграционных процессов, углубление международного разделения труда привели к трансформации и изменению структуры инвестиций США в других странах. Если раньше преимущественно вложение инвестиционных ресурсов в форме прямых инвестиций американские компании осуществляли в обрабатывающую промышленность других государств, то в последнее время тенденция изменилась в сторону финансирования сферы услуг и в настоящее время компании США все больше проявляют интерес к инвестированию в инновационные технологии и в сферу НИОКР. Следует отметить следующие изменения в механизме экспорта американских инвестиций за рубеж: капитал американских ТНК создает в мире глобальную производственную систему, интегрируется со стратегически значимыми странами-партнерами, получая тем самым доступ к использованию их ресурсов и технологий, захватывает новые рынки и использует офшорные центры в своих интересах. Осуществление данной стратегии инвестирования капитала за рубеж привело к появлению новых организационных форм и методов управления в сфере международного бизнеса: образовались холдинговые структуры, появились международные стратегические альянсы (МСА), активизировались сделки слияний и поглощений, получили развитие инвестиционные фонды. Вместе с тем стали активно внедряться в международную практику новые формы сотрудничества и новые формы организации бизнеса в виде контрактного производства, лицензионных соглашений, франчайзинга, аутсорсинга, оболочечных компаний, виртуальных предприятий. За последний период экономического кризиса 2014–2015 гг. существенно сократился приток американских инвестиций в экономику России. В таблице 4 представлена информация о поступлении иностранных инвестиций в российскую экономику из США в виде прямых инвестиций и о поступлении российских инвестиций в экономику США за период 2013–2016 гг.
Таблицы 4 – Динамика прямых иностранных инвестиций из США в Россию и из России в США (млрд долл. США) [10]
Наименование |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Прямые инвестиции из России в США |
21,6 |
7,7 |
7,2 |
8,3 |
Прямые инвестиции из США в Россию |
18,6 |
2,8 |
2,4 |
3,4 |
Данные таблицы 4 отражают современную ситуацию сокращения взаимных инвестиционных потоков двух стран в условиях экономического кризиса и действия экономических санкций. В период с 2013 г. По 2014 г. произошло резкое сокращение потока иностранных инвестиций между Россией и США, что связано с проявлением экономического кризиса и изменением политических отношений между странами.
Уже в 2017 г. США привлекли 311 млрд долл. прямых иностранных инвестиций из разных стран [9]. США традиционно являются лидерами в сфере НИОКР и в производстве высокотехнологичной продукции, осуществляя инвестирование данных направлений в значительных объемах. На финансирование научных исследований и разработок США ежегодно тратят (в совокупности государственный и частный сектор) 2,7% от ВВП, что составляет от 400 до 500 млрд долл. ежегодно. Привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики стимулируется в США созданием благоприятного инвестиционного климата. В данном вопросе одну из важных задач выполняет создание транспортной и инженерной инфраструктуры, на которую потрачено 2,4% от ВВП страны в объеме примерно 362 млрд долл. Основную долю инвестиций в добывающую промышленность США осуществляют Великобритания и Нидерланды. Ведущие транснациональные американские компании активно развивают свою деятельность на рынках разных стран, инвестируя свои финансовые ресурсы в экономику иностранных государств и тем самым осуществляя вклад американского капитала в развитие инновационной экономики через интернационализацию и инвестирование ими научных исследований и реализацию инновационных проектов в принимающих странах. Стимулирование инвестиционных процессов в экономике США осуществляется перманентно на уровне отдельных штатов и регионов, а также с участием ведущих корпораций. Основное внимание государственные органы в США уделяют стимулированию притока иностранных инвестиций в стратегически значимые сферы экономики, причем в среднем размер бюджетных средств, выделяемых на эти цели составляет до 1 млн долл. Заслуживает внимания опыт Германии в вопросах привлечения иностранных инвестиций в инновационную сферу экономики. В таблице 5 представлена информация о динамике иностранных инвестиций в экономику Германии за период 2012–2016 гг.
Данные таблицы 5 демонстрируют рост портфельных иностранных инвестиций в экономику Германии за период 2012–2016 гг., однако объем прямых иностранных инвестиций за данный период имеет нестабильную динамику и отражает сокращение объема ПИИ в 2016 г. до уровня 23,786 млрд долл., что в 2,5 раза меньше по сравнению с уровнем 2015 г. Данный факт объясняется высоким уровнем развития системы корпоративного управления в Германии и стабильным развитием фондового рынка. В экономике Германии созданы специальные благоприятные условия для инвесторов. Причем приоритетным направлением для привлечения иностранных инвестиций в Германии является сфера научно-исследовательской деятельности.
Таблица 5 – Поступление иностранных инвестиций в экономику Германии за период 2012–2016 гг. (млрд долл. США) [1]
Виды инвестиций |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Прямые иностранные инвестиции |
33,647 |
26,041 |
96,605 |
59,927 |
23,786 |
Портфельные инвестиции |
66,849 |
209,552 |
175,038 |
217,941 |
230,446 |
В результате проведенного исследования выявлено, что в настоящее время объем и структура иностранных инвестиций не соответствует потребностям российской экономики и не способствуют развитию инновационных технологий. Основное внимание иностранные инвесторы уделяют традиционно привлекательным отраслям и видам деятельности, в которые поступают основные потоки иностранных инвестиций: в сферу добычи полезных ископаемых, в обрабатывающую промышленность, в сферу оптовой и розничной торговли, а также в финансовую сферу. Для российской экономики особую актуальность и значимость имеет привлечение иностранных инвестиций для реализации совместных научно-исследовательских проектов, для развития здравоохранения, биотехнологий, альтернативной энергетики, генной инженерии, информационных технологий. Поэтому важно не только привлекать иностранные инвестиции, но и использовать все возможные инструментарии для перенаправления потоков иностранного инвестирования в инновационный сектор российской экономики. В ходе проведенного анализа, отчетливо прослеживается, что для привлечения иностранного капитала в инновационный сектор экономики РФ необходимо максимальное развитие институциональной основы, включающей нормативно-правовое регулирование инвестиционных процессов, создание специальной инфраструктуры. Из анализа инвестиционных процессов в инновационно-ориентированной экономике развитых стран США и Германии, вытекает вывод о необходимости консолидации государства, науки и представителей не только отечественного, но и зарубежного бизнеса в форме частно-государственного партнерства, создания технопарков, свободных экономических зон, венчурных институтов. Иностранные инвестиции являются своего рода индикатором эффективности функционирования национальной экономики. Создание благоприятного инвестиционного климата и комфортных условий для развития предпринимательской деятельности обеспечат национальной экономике возможность привлечения иностранных инвесторов к реализации стратегически значимых проектов.