Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF THE USE OF PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITY OF THE HEAD OF THE TERRITORIAL ORGAN OF THE MIA OF RUSSIA

Andreasyan R.N. 1
1 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
In the article, the author poses the problem of professional activity of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which they see in that he must own various technologies, including psychological ones, be able to combine and modify them. Psychological technologies, the author calls the type of social technologies, which takes into account the characteristics and specifics of psychological processes, qualities, phenomena, relationships, possibilities of their technologization. The subject of technologization are: psychological qualities and personality characteristics (attitudes, character, reactions, will, relationships). Current trends are that there is a growing number of psychological technologies that are being developed at the interface of psychology and other areas of science and practice (management, mass communications, advertising, linguistics, information systems, etc.). Managing a police unit is not only a social, but also a psychological phenomenon. Absolutely responsible it can be argued that despite the presence of a huge abundance of world literature on management, any leader always needs scientifically based, practice-oriented psychological technologies for the development, adoption and implementation of management decisions. Psychological technologies in professional activity should be based on psychological knowledge and professional experience, and should be accompanied by theoretical and methodological substantiations, statistical calculations, methodological or practical recommendations and awareness and constructive use.
labor psychology
legal psychology
psychological technologies
head
internal affairs bodies of the russian federation.

Руководство территориальным органом МВД России сопряжено не только с высокими физическими нагрузками и морально-психологическим напряжением, но и необходимостью в адаптации руководителя к любому изменению содержания деятельности, изменении условий осуществлении управленческой функции, изменении взаимоотношений в служебном коллективе и с вышестоящим руководством. Успешность и конструктивность данного процесса зависит от субъектных способностей руководителя, уровня развития психолого-управленческого потенциала и психологической компетентности.

Сегодняшние реалии таковы, что руководителю территориального органа МВД России важно быть не только компетентным специалистом, профессионалом своего дела, но и грамотным психологом, способным грамотно решать проблемы как межличностного, так и внутриличностного характера. Однако, при этом быть беспристрастным и гибким, стрессоустойчивым, коммуникабельным и обладать многими другими качествами.

В организации деятельности сотрудников полиции достаточно сложно определить такие аспекты, в которых бы не могли быть использованы знания из психологии управления, социальной и юридической психологии. Поэтому знание достижений психологической науки, а именно психологической практики, выражающейся в психологических технологиях и умение ими пользоваться, играют ключевую роль в конструктивном управлении территориальным органом МВД России.

Описание использования психологических технологий в управленческой деятельности является существенной проблемой в психологии управления. На современном этапе развития социума её решение в сфере правоохранительной деятельности достаточно востребовано в связи с усложнением социальных и технологических процессов. Сегодня востребованы повышение осознанной активности каждого руководителя в осуществлении возложенных на него функций, организация притока высококвалифицированных сотрудников, выявления эффективных механизмов повышения деятельности подразделений за счёт активизации внутренних ресурсов, через реализацию процессов профессионально-личностного саморазвития. В данных аспектах остро встает актуальность использования в управленческой деятельности психологических технологий и путей их совершенствования.

В современной психологии все чaще употребляется слово «технология». В психoлогическойлитeратуре данная дефениция либо не рассматривается содержательно либо имеет неоднозначное толкование. Тeрмин «тeхнология» во многих научно-прикладных источниках понимается как умение, мастерство, искусство, совокупность методов обработки, изменения состояния. Считается, что любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Основа любой тeхнологии лежит в четком определении конечной цели, которая рассматривается как ее центральный компонент[3].

Особенность профессиональной деятельности руководителя территориального органа МВД России состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психологическими, уметь их комбинировать и модифицировать.

Под психологическими технологиями следует рассматривать вид социальных технологий, который учитывает особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. В данном случае предметом технологизации будут выступать: психологические качества и характеристики личности (установки, характер, реакции, воля, отношения). Овладение руководителем территориального органа МВД России психологическими технологиями позволитт последовательно и целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и межличностных конфликтов в условиях оперативно-служебной деятельности.

Психологическая технология в современной научной литературе очень часто употребляется как синоним прикладной психологии. До сих пор в теоретическо-прикладных исследованиях не существует единого подхода к интерпретации термина, его содержание зависит от личностного понимания автора [1]. Термин используется либо для номинации тренинговых форм обучения, либо для обозначения нейролингвистического программирования, либо транзанктного анализа, либо методов контроля сознания и т. д.

Козлов В.В. пишет, что в психологической практике, в настоящее время, наблюдается колоссальный наплыв «психотехнологий», которые используются в индивидуальной и групповой формах коррекционной психологической работы [4].И относит к ним: психосинтез, дианетику, психодраму, гештальттерапию, трансактный анализ, телесноориентированные психотехники, различные дыхательные практики и т.д. Тем не менее необходимо четко осознавать, что использование психологических технологий и без ясного научного понимания содержания, механизмов, степени воздействия их на психику и деятельность, неправомерно. Психологические технологии должны быть не только научно осознаны, целенаправленны и структурированны, но и методологически и теоретически обоснованы.

Одно из наиболее научных и емких толкований представлено в работах В. В. Козлова, который под современными психологическими технологиями понимает систему категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума, определенных социальных групп, включающую в себя конкретные умения, навыки, приемы и методы по целенаправленному преобразованию личности или группы [4].

Таким образом, «психологические технологии» как термин подразумевают аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта и подразумевают совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

Современные тенденции заключаются в том, что появляется все большее число психотехнологий, которые разрабатываются на стыке психологии и иных направлений науки и практики (управление, массовые коммуникации, реклама, лингвистика, информационные системы и пр.). Прикладное применение подобных исследований находит свое отражение в различных сферах человеческой жизнедеятельности, включая политику, бизнес, менеджмент и пр. Новые психологические технологии успешно применяются в избирательных компаниях, берутся на заметку силовыми ведомствами, при их помощи совершаются серьезные преступления, формируются многочисленные деструктивные культы. Отсюда и то, что современные психологические технологии обладают огромным воздействием на личность, на массовое сознание.

Огромная сила воздействия различных психологических технологий связана их высокой технологичностью, базированием на своевременном выявлении, понимании, знании и результативности использования последовательностей, закономерностей протекания психических процессов, поведения личности в различных жизненных ситуациях и различных условиях, а также высоким уровнем исполнения [4].

По критерию интенсивности и силы воздействия на сознание личности и социальных групп выделяют следующие типы современных психологических технологий:

  • интегративныепсихотехнологии, оказывающие интегральное, комплексное воздействие;
  • целевые технологии, реализующие определенные задачи и формирующие определенные, заданные качества;
  • метапсихотехнологии – технологии обучения использованию интегративных и целевых психологических практик.

В юридической психологии существует несколько иной подход.

Рассматривая структуру профессиональной компетентности руководителя территориального органа МВД России, И.О. Котенев выделял следующие составляющие: юридическая (правовая) компетентность; организационно-управленческая компетентность; социальная компетентность (общественные процессы, институты, тенденции развития); инновационная компетентность (готовность работать в условиях реформирования, внедрять достижения науки и техники в деятельность органов внутренних дел); профессионально-психологическая компетентность, включающая в себя: социально-психологическую, межличностную, психолого-педагогическую, психотехнологическую (переговорная и конфликтная), самоменеджмент и саморазвитие, управленческая, принятие решений (индивидуальных и коллективных), командообразование [5]. Таким образом, к психотехнологиям, которые проявляются в деятельности руководителя территориального органа МВД России, по мнению автора, относятся лишь технологии ведения переговоров и управления конфликтами.

Другое значение психологическим технологиям в профессиональной деятельности придают Чернышева Е.В., Злоказов К.В. Они относя психотехнологии к числу применяемых вспомогательных действий, которые создают благоприятные условия для выполнения основных действий. Психологические технологии в профессиональной деятельности, с их точки зрения, это научно обоснованный и проверенный на опыте психологический способ выполнения определенного служебного или психологического действия,обеспечивающий достижение намеченного результата. Это своеобразное операциональное образование, которое системно, целостно и алгоритмизированно (строго, но гибко определяемо по последовательности, взаимосвязям, частным способам выполнения) [10]. Причем данные авторы считают, что психологические технологии включают в себя в качестве взаимодействующих элементов психологические методы, приемы, правила, условия, средства, микротехнику и тонкости их использования [10].

Однако, на наш взгляд, психологические технологии в профессиональной деятельности должны основываться на психологических знаниях и профессиональном опыте, и сопровождаться теоретико-методологическими обоснованиями, статистическими расчетами, методическими или практическими рекомендациями и осознанностью и конструктивностью применения.

Рассматривая использование и реализацию психологических технологий в деятельности руководителя территориального органа МВД России, отметим, что в некоторых случаях это требует обязательного участия специалиста-психолога (например, проведение профессионального психологического отбора, применение специального психофизиологического исследования (полиграфа), психокоррекционные мероприятия и гипнорепродукции при опросе потерпевших, свидетелей, подозреваемых и др.). Другая часть психологических технологий рассчитана на самостоятельное применение руководителем в сфере деятельности органов внутренних дел (тайм-менеджмент, технологии психологической саморегуляции, стресс-менеджмент и др.).

Таким образом, психологические технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России по основанию участия в их реализации специалиста-психолога возможно разделить на два типа:

1) психологические технологии реализуемые специалистом-психологом;

2) психологические технологии реализуемые самостоятельно.

Однако, следует помнить, что при самостоятельной реализации психологических технологий руководитель должен сначала получить знания о данных технологиях и сформировать умения в их реализации на практике.

На основе проведенного анализа научной литературы по социальной психологии, юридической психологии, психологии управления, психологии служебной деятельности и психологии труда [2, 7, 8, 9] рассмотрим, какие психологические технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России авторы предлагают использовать. К данным технологиям можно отнести: адаптация молодых сотрудников и психологическая поддержка при перемещении; ведение переговоров; визуальная психодиагностика личности; оптимизация социально-психологического климата; профессиональный психологический отбор; психологическая профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации; психологическая саморегуляция; психологический анализ сообщений граждан и текстов; психолого-управленческое воздействие; составление психологического портрета предполагаемого преступника; специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа; тайм-менеджмент; технологии развития психологического потенциала управления (активизация креативного и интеллектуального потенциала сотрудников, организация взаимоотношений служб, повышение профессионально-психологической устойчивости и др.); управление конфликтами; установление и развитие психологического контакта.

В ходе профессиональной деятельности сотрудникам полиции, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать психологический контакт, оказывать управляющее воздействие на развитие общения. Техника установления психологического контакта, т.е. доверительных отношений помогает продуктивно провести деловую беседу и избежать конфликтных отношений. Психологический контакт в психологии – это начальная фаза общения, в ее процессе происходит взаимная увязка целей и интересов, обеспечивается дальнейшее взаимодействие общающихся. Деятельность по установлению психологического контакта всегда целенаправленная и планируемая, направлена на создание условий, которые обеспечивают развитие общения в нужном направлении и достижение поставленных в общении целей. Основу успешного установления контакта составляет умение понять цели и интересы партнера по общению, продемонстрировать, что они близки или совпадают с вашими. Установление психологического контакта это первичный этап построения доверительных отношений, далее обязательно должен следовать этап развития психологического контакта [6].

Таким образом, психологические технологии реализуемые специалистом-психологом, отнесем следующие технологии:

  • адаптация молодых сотрудников и психологическая поддержка при перемещении;
  • оптимизация социально-психологического климата;
  • психологическая профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации;
  • профессиональный психологический отбор и специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа;
  • психологический анализ сообщений граждан и текстов;
  • составление психологического портрета предполагаемого преступника;
  • технологии развития психологического потенциала управления.

К психологическим технологии реализуемые самостоятельно, при должной подготовке и обучении руководителя, отнесем:

  • ведение переговоров;
  • визуальная психодиагностика личности;
  • психологическая саморегуляция;
  • психолого-управленческое воздействие;
  • тайм-менеджмент;
  • управление конфликтами;
  • установление и развитие психологического контакта.

Итак, управление подразделением полиции это не только социальное, но и психологическое явление. Абсолютно ответственно можно утверждать, что несмотря на наличие огромного обилия мировой литературы по управлению, любой руководитель неизменно нуждается в научно обоснованных, практикоориентированных психологических технологиях по выработке, принятию и реализации управленческих решений.